Ссылки для упрощенного доступа

Перемирие: новый тупик?


Танк в пригороде Мариуполя
Танк в пригороде Мариуполя

Будущее минских соглашений зависит от решения сторон донбасского конфликта о статусе территорий под контролем сепаратистов

Лидеры сепаратистов грозят срывом перемирия в Донбассе, если Верховная Рада Украины будет медлить с выполнением политических условий минских соглашений. Сепаратисты Донбасса требуют, чтобы до 14 марта украинский парламент определил перечень территорий в Донецкой и Луганской областях, которые будут иметь особый статус самоуправления.

После достигнутых 12 февраля этого года в Минске договоренностей по разрешению конфликта на востоке Украины прошел почти месяц. За этот период Верховная Рада должна была определить территории с особым статусом самоуправления, в соответствии с принятым минувшей осенью законом "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Этот документ предполагает особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, а также создание отрядов народной милиции.

12 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины согласовал границы районов Донбасса, которые будут наделены особым статусом, однако Верховная Рада рассматривать этот вопрос пока не спешит. Как подчеркивают в парламентской коалиции, решения об особом статусе отдельных территорий в Донецкой и Луганской областях, амнистии сепаратистов и о назначении даты местных выборов могут приниматься только после выполнения первоочередных условий. Среди них – полное прекращения огня в зоне конфликта, отвод тяжелого вооружения и обмен пленными. Не все шаги, предусмотренные последними договоренностями в Минске, выгодны украинским властям на данном этапе. И, прежде всего, говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, это касается всеобщей амнистии сепаратистов:

Еще одна проблема мирного урегулирования в Донбассе – беженцы. На этой фотографии – женщина с ребенком в центре для переселенцев в Славянске
Еще одна проблема мирного урегулирования в Донбассе – беженцы. На этой фотографии – женщина с ребенком в центре для переселенцев в Славянске

– Этот вопрос упирается в неприятие украинским обществом идеи всеобщей амнистии участников незаконных вооруженных формирований из так называемых "ДНР" и "ЛНР". При этом стоит учесть, что конфликт в Донбассе рассматривался как антитеррористическая операция, представителей "ДНР" и "ЛНР" называют террористами, сепаратистами, боевиками. На Украине их чаще всего называют именно террористами. Даже если сегодня власти примут очередной закон об амнистии, то общество не воспримет такое решение. Война в Донбассе для активной пассионарной части общества – это война с террором, с террористами. И отыграть назад, признать, что это никакие не террористы, а участники гражданского конфликта, к которым можно применить амнистию, очень сложно. Это касается и других аспектов политической части минских соглашений, например, конституционной реформы, децентрализации власти и автономного статуса "ДНР" и "ЛНР". Выйти на полномасштабное выполнение минских договоренностей в этой части украинская власть уже не может, поскольку в определенной степени является заложником общественного мнения и общественных настроений. Поэтому украинская власть вынуждена маневрировать и по большей части объективно указывать на несоблюдение "ДНР" и "ЛНР" условий перемирия.

Одними из пунктов недавних договоренностей в Минске являются до конца 2015 года децентрализация власти, проведение на Украине конституционной реформы с учетом особенностей Донецкой и Луганской областей. В Киеве отвергают какую-либо автономию для Донбасса и заявляют, что готовы обсуждать конституционные изменения только с легитимно избранными властями двух восточных регионов. О ключевых противоречиях украинской власти и сепаратистов рассуждает директор Института стратегических исследований “Новая Украина” Андрей Ермолаев:

То, как обустроен сейчас регион, к сожалению, загоняет весь Донбасс в тупик. И это будет толкать стороны либо к выяснению отношений, либо к новым конфликтам

– В документах Минска отражена возможность предоставления особого статуса подконтрольным сепаратистам районам Донбасса, но там провозглашены республики – "ДНР" и "ЛНР". И более того, после избирательной кампании там появились псевдореспубликанские органы власти. Поэтому, даже если сейчас предоставить определенным районам особый статус, сразу возникает вопрос, как быть с самопровозглашенными республиками? Украинская позиция состоит в том, что возможен особый статус районов, но в составе Украины и с восстановлением предыдущей территориально-административной структуры – Донецкая область и Луганская область. За кадром остаются республиканские структуры "ДНР" и "ЛНР". Сепаратисты же требуют выполнения обязательств по особому статусу районов при сохранении республиканского формата. Здесь стороны расходятся принципиально. Сейчас эти две позиции вообще не имеют общего знаменателя. Нужен переговорный процесс с участием Верховной Рады, представителей органов самоуправления Луганской и Донецкой областей и сепаратистов на предмет будущего этого региона в целом. Необходимо формировать новую региональную структуру. Ни отдельно взятые остатки Донецкой и Луганской областей, ни "ДНР" и "ЛНР" отдельно не смогут функционировать как экономические и административные системы. То, как обустроен сейчас регион, и то, как он разделен пополам, к сожалению, загоняет весь Донбасс в тупик. И эта нежизнеспособность региона будет толкать стороны либо к выяснению отношений, либо к новым конфликтам. Необходимо новое качественное решение. Возможно, интегрирование регионов и проведение выборов в органы большого Донбасса либо формирование новых административно-региональных структур, которые были бы надстроены над нынешними самопровозглашенными республиками и над остатками областей. Я не вижу альтернативы этому, потому что нынешний статус-кво бесперспективен, – убежден директор Института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев.

XS
SM
MD
LG