Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники вспомнили бывших и нынешних политзаключенных


Сергей Ковалев и Елена Боннер - из тех , кто учредил День политзаключенного еще в 70-х
Сергей Ковалев и Елена Боннер - из тех , кто учредил День политзаключенного еще в 70-х
30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. По данным общества «Мемориал», в настоящее время в России живет около 900 тысяч жертв политических репрессий, а всего же жертвами репрессий стали более 12 миллионов человек. У российской власти свой счет. По официальным данным, жертв политических репрессий около 4 миллионов человек, из них почти 800 тысяч расстреляны. За последние 14 лет, как сообщили в Генеральной прокуратуре России, реабилитированы почти 800 тысяч человек и пересмотрено за 15 лет почти миллион уголовных дел. И власть, и правозащитники, со своим акцентом каждый, отмечали этот день.

У Соловецкого камня в Москве проходило сразу несколько акций в этот день, который был учрежден в 1991 году Верховным советом России и назван Днем памяти жертв политических репрессий. Но изначально это был День политзаключенного, который был учрежден в 1974 году. Об этом было объявлено тогда же на квартире академика Андрея Сахарова. В 1991 году, когда Верховный совет России решал, как вспоминать жертв политических репрессий, председатель Комитета по правам человека Верховного совета России Сергей Ковалев и предложил, чтобы в этот день отмечался День памяти жертв политических репрессий.


На утреннем митинге около Соловецкого камня собирались в основном жертвы сталинских репрессий, узники ГУЛАГа, на вечернем митинге, который проводили политические партии "Союз правых сил", "Яблоко", кроме того, там были политзаключенные советского времени, говорилось, что это не только митинг памяти.


«Сегодня наша акция не только дань скорби и памяти, но и акция протеста против начавшихся снова в России политических репрессий. Наши лозунги: "Нет политическим репрессиям в России", "Не дадим нашу страну вернуть в 1937-й год", "Бывшим жертвам политических репрессий достойную жизнь», сказал председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов.


Власть тоже не забыла об этом днем. Владимир Путин, говоря с членами правительства, сказал, что он просит "не забывать об этом дне, каждому на своем месте, оказывать содействие в этой работе (имеется в виду в реабилитации и в помощи жертвам политических репрессий), делать все, чтобы ни один человек, ни одна жертва не осталась безвестной, неопознанной, чтобы общество всегда помнило об этом и знало".


Правозащитники говорят, что именно нынешняя власть способствует тому, что в России опять появились политические заключенные.


«Мы живем в возрождающемся, довольно модифицированном, довольно усовершенствованном полицейском государстве. Мы живем в стране, где вновь есть политические заключенные. Мы живем в стране, где нагло нарушены основные конституционные нормы и конституционные права и свободы граждан", считает известный правозащитник Сергей Ковалев.


Говоря о появившихся политических заключенных, правозащитники вспоминают дела так называемых ученых-шпионов. Это дело Валентина Данилова, а еще раньше экологов Никитина и Пасько. Говорят также о бизнесменах которые получили свои большие сроки и сидят в заключении по политическим мотивам — Михаил Ходорковский, Платон Лебедев. Также говорится о членах левых радикальных организаций, которые, в общем, сели за свои взгляды и получили тоже большие сроки.


Один из организаторов митинга, лидер «Союза правых сил» Никита Белых, говорит, что ситуация вполне тревожная: «Сейчас другие форматы. Естественно, сейчас количество политических заключенных не исчисляется сотнями, речь, скорее, идет о десятках людей. Но действительно здесь важна тенденция. Вот то, с чем боролись и от чего избавились, а сейчас к этому постепенно снова приходим. Существующая политическая система, так же, как и система коммунистическая, не допускает инакомыслия».


При этом правозащитники говорят, что и к жертвам сталинских репрессий власть отнюдь не так внимательна, как она хочет это показать. На этом в частности остановилась председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева: «В 1991 году государство признало свою вину перед этими людьми, но было сказано, что компенсировать им их страдания могут по мере возможности этого государства. Наше государство было тогда нищим. А сейчас это у нас народ нищий, а государство-то у нас уже богатое на нефтедолларах. Так вот в 2004 году в законе о монетизации государство отказалось от всех своих обязательств перед теми немногими жертвами политических репрессий, которые еще со сталинских времен остались живы».


В конце митинга его участники зажгли десятки свечей, вспоминая политических заключенных прошедших и нынешних времен.


XS
SM
MD
LG