Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Парное обучение


Образовательная технология, которую практиковали декабристы и по которой две тысячи лет учат в школах-ешивах.

Формально российская школа, в соответствии с действующим законом «Об образовании», получила возможность использовать те инструменты и методики, которые сами педагоги сочтут наиболее эффективными. Понятно, что учителя, загруженные отчетностью и вынужденные работать на полторы, а то и на две ставки, овладевать новыми образовательными технологиями не спешат. В свою очередь, администрации школ, поскольку финансирование по известным причинам осуществляется теперь не всегда вовремя и не в полном объеме, помочь педагогам ничем не могут, даже если бы захотят.

Однако эффективные технологии активно применяются, как и следовало ожидать, в сфере дополнительного, как правило, негосударственного образования. Поскольку здесь важен именно результат, а не его оценка, и есть задача в максимально сжатые сроки пройти наибольший путь, расстояние между учащимся, знаниями или навыками сокращается с помощью специальных инструментов. Кроме того, конкурентная среда требует не только видимого подтверждения эффективности сразу после окончания курса, но и диктует особый психологический климат – учащемуся должно быть комфортно.

К одной из таких технологий, которые применяются в некоторых школах и отдельными учителями, принадлежит технология обучения в парах. В той или иной степени работу в парах с введением нового стандарта стали использовать в младшей школе, довольно часто ее практикуют на уроках иностранного языка, однако выстроить весь учебный процесс таким образом захочет не всякий учитель. И вовсе не потому, что это трудно – просто функция педагога здесь меняется на тьюторскую, то есть направление, а не назидание.

Подробнее о технологии, по которой уже две тысячи лет учат в еврейских школах-ешивах, и которую практиковали в "Обществе взаимного обучения", созданном при полках будущими декабристами, Радио Свобода рассказали технолог парного обучения Григорий Громыко, основатель "Школы мышления" Игорь Донченко и организатор school-inter.net Марис Сегинева.

Григорий Громыко, технолог парного обучения:

- Если речь идет о том, чтобы обновить систему образования во всем мире и ввести новые эффективные технологии, то приходится признать, что школа становится ненужной, а учитель теряет свою традиционную функцию передавать знания. Так, работая по технологии парного обучения, дети получают домашнее задание, и потом каждый в клювике приносит свой квант информации и они передают его друг другу. Одна учительница, когда впервые такой процесс запустила и наблюдала, как первые 10 минут ребята работали без нее, честно написала: "У меня был страх – я теперь детям не нужна!"

Конечно, функция учителя меняется, здесь он – наладчик процесса, ему нужно смотреть, чтобы процесс шел правильно, был верно организован. По мере того, как растет квалификация учеников, они сами охотно перенимают учительские функции, начинают предлагать: а давайте листок учета сделаем иначе, изменим алгоритм, например.

школа становится ненужной, а учитель теряет свою традиционную функцию

И эта технология дешевле, чем обычное фронтальное обучение, именно потому, что учебные функции перенимают ученики. Когда коллектив учеников хорошо умеет работать в этом режиме, и «дирижер» профессиональный, то оптимальным количеством учеников в группе может быть 60 человек, это проверено практикой. Я, например, могу вести занятия и на 200, и на тысячу человек, я уже пробовал на больших конференциях. Я думаю, главное препятствие – методы обучения, которые преподают учителям в педагогических вузах

Для меня технология – это вещь, которая всегда приносит определенный результат. Как показывает многолетняя, с конца 80-х годов, практика - около 3 процентов нормальных учителей, с большим опытом работы, могут ее применять. Был такой случай с учительницей истории, которая меня спросила в марте: "У нас осталось 16 параграфов до конца года, а уроков только 10, что мне делать?" Я ей дал эскиз парной технологии, и они все 16 параграфов, весь класс в 30 человек, изучили за четыре урока, причем с неожиданно высоким для нее качеством. То есть - если человек хочет, маневры есть. Хотя сопротивление коллег и руководства школы бывает очень сильное.

Марис Сегинева, организатор school-inter.net:

- У нас в школе собрались нестандартно мыслящие родители, и мне экспериментировать было проще, чем другим. Кроме того, я взрослела вместе с ребятами, и так случилось, что в какой-то момент я поняла: почему я их все время учу, если они сами прекрасные, думающие товарищи? Они умеют общаться, могут друг до друга доносить информацию. Правда, я не училась в педагогическом вузе, пришла в школу по призванию, закончив Высшую школу экономики. Конечно, ребята в тот момент мне уже доверяли, они чувствовали отдачу. Одно дело, когда ты выучил что-то, но совсем другое, когда ты сделал так, чтобы другой смог тебя понять. Это совсем другой уровень восприятия материала.

почему я их все время учу, если они сами прекрасные и думающие?..

Я вообще считаю, что чем больше показываешь разных способов, тем лучше. Когда я преподавала математику, я очень многие сферы затрагивала. Например, мы выезжаем куда-то и осваиваем новый город, а параллельно решаем задачи, это намного интереснее. Или задачи по ремонту – это совсем другое дело. На мой взгляд, все очень сильно зависит от возраста - где-то нужна сильная поддержка учителя, а где-то главное – не помешать. Учитель здесь, на самом деле, находится в достаточно активной позиции. Мы же задаем содержание! Я, как учитель, придумываю, на какую тему дать домашнее задание, продумываю алгоритм. Ухожу от учебника, в котором все правила давно прописаны и смотрю на мир с разных сторон, я моделирую урок. И это очень эффективно.

Методика – да, это очень здорово, но она не должна быть единственной. И русский язык лучше все-таки преподает филолог, потому что он свою любовь привьет детям, придумает, как интересно выстроить процесс. Мне кажется, важнее говорить о содержании, а дальше уже формы выбирать – коллективные, групповые, самостоятельное обучение.

Игорь Донченко, основатель "Школы мышления":

- Я в образовании не так давно, с 2008 года, и это было осознанное решение – из бизнеса уйти в образование, потому что моя задача – это изменение существующей системы образования, не побоюсь сказать, в мире. Но я все пробую на себе. Поэтому я прошел полностью парную технологию и понял, что вот, я целый день обучался, с утра до вечера, а абсолютно не устал. Для меня это было открытием, конечно. Но самым главным стало другое. Ребенок в школе находится в состоянии объекта, а не субъекта, когда он информацию воспринимает, а дальше ее никуда не передает. Субъект – это учитель. А в парной технологии ученик сразу становится учителем. То есть субъектность-объектность образуется постоянная. Он сам для себя выстраивает траекторию образования, ее планирует, ставит какие-то цели, ими управляет.

На самом деле есть всего три формы обучения. Фронтальная, когда один говорит, а много человек слушают. Есть парная, когда в диалоге. И есть самообучение, когда человек самостоятельно работает с информацией. Я знаю несколько сценариев парной технологии, и они зависят от того, какие цели ставит педагог – технолог парного обучения. Педагог планирует все очень точно, вплоть до минуты. Если есть такая необходимость, может происходить смена пар по сигналу, очень жесткая: две минуты – поменялись, две минуты – поменялись. А бывает свободно, когда человек закончит, и кто-то меняется через 2, а кто-то через 4 минуты или через 10.

Риски и вызовы есть всегда, в любой технологии существуют плюсы и минусы. Но, на мой взгляд, самое главное, что дает парное обучение - это понимание человека, что "я – творец, я – субъект". Я не тот, от кого ничего не зависит, а тот, кто что-то может сделать с этим миром.

я целый день обучался, с утра до вечера, и абсолютно не устал

Когда работаешь вдвоем, то происходит следующее - я вам передал некое мое понимание, а вы не просто его зафиксировали, а себе эту информацию присвоили, то есть взяли и каким-то образом перевели в свой образ. Образ – суть образования. То есть вы должны создать некий образ и его себе присвоить, то есть сделать эту информацию своим знанием. И дальше вы, эту информацию уже присвоив и зафиксировав где-то на листе учета, передаете дальше. То есть технология состоит из алгоритма, из квантов информации – карточек и листа учета. Листы учета могут быть разные, кванты информации могут быть разные, алгоритмы могут быть разные, но всегда эти три составные части присутствуют. То есть это действительно технология.

И если в остальных системах есть некое содержание, то есть они больше отвечают на вопрос, что передавать, то технология парного обучения отвечает на вопрос: как передавать эффективно любую информацию – без искажения и в максимально сжатые сроки.

Классный час Свободы

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG