Ссылки для упрощенного доступа

Робинзон и Пятница
Робинзон и Пятница

Первое апреля - тяжелый день. "Юнкер" и "Могерини" идут в Ригу. Робинзон и каннибал. Героическая оборона НТВ. Философский пароход готов к отплытию?

Лайвблог о дискуссиях в сети

03:03 1.4.2015

Первое апреля – тяжелый, горький день. Желаю Вам, Мариус Иваныч, похудеть. Орловский учитель по наводке ПЕН-центра. Россия, остров Робинзона. Еще 15 лет с тем же каннибалом

Среди поздравлений есть и такое.

Олег Лекманов: С первым апреля всех!

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

1 апреля 1957, Ленинград

Ну и какое первое апреля без упоминания еще одного ленинградского автора? Анна Наринская предваряет ссылку на полную расшифровку аудиозаписи общения Владимира Кехмана с труппой Новосибирского оперного театра такими словами:

Рассказ Зощенко и фильм ужасов в одном флаконе.

И это, пожалуй, правда. Полную расшифровку публикует «Медуза». Вот самые яркие места:

Владимир Кехман: Я, безусловно, тронут и мне приятно то, что такой высокий музыкальный уровень. То, что касается певцов — они всегда славились. И здесь я спокоен абсолютно. Все, что касается балета, к сожалению, я… А вот кто у нас фотограф?

Фотограф: Я фотограф. С 1987 года в театре.

Владимир Кехман: Как вас зовут?

Фотограф: Евгений Иванов.

Владимир Кехман: Очень хорошо. Прекрасно. И где у нас директор музея? Есть? Вот. Подготовьте мне кабинет, чтобы украсить историческими какими-то… Можно поставить, может быть, макеты старых спектаклей. Подумайте, пока меня не будет здесь до 5 апреля. И когда я вернусь — чтобы обязательно это было, хорошо?

Тишина в зале.

Владимир Кехман: Спасибо. Так вот, то, что касается балета… Чтобы вы знали, оно — следующее: балет — это главный после оркестра коллектив театра.

Аплодисменты.

Владимир Кехман: Следующий по значимости коллектив, который приносит деньги, и за счет кого мы обычно живем, это, конечно, балет. Поэтому балет я невероятно люблю.

И прощание с уволенным директором театра Борисом Мездричем:

Владимир Кехман: Хочу поблагодарить Бориса Михайловича за абсолютную преданность театру. Я понимаю все его чувства. Я понимаю то, что он, может быть, обижается каким-то образом на эту ситуацию. Или нет. Я хочу, чтобы он тоже сказал для вас. Я хочу вам сказать, Борис Михайлович, следующее, что вы — дорогой мой гость. <…> В связи с тем, что со мной поступят так же, если я вовремя не уйду — вот, вы не переживайте. Мариуса Петипа тоже не пустили в Мариинский театр. И он после этого умер. (Смех в зале.) Поэтому, я желаю вам, Мариус Иваныч (надеюсь, вы знаете эту историю), крепкого здоровья. Чтобы вы спокойно отдохнули, похудели. И мы вас ждем всегда, и я очень надеюсь, что вы не будете держать никакого зла на нас. Тем более Министерство культуры, я считаю, поступило абсолютно тонко в отношении этой сложной ситуации.

Смешно, сил нет. Хотя можно читать и с пафосом, как это делает, например, Валерий Яков:

Гибридная цензура шагает по стране, стремительно завоевывая скукожившееся пространство шагреневой свободы. Новосибирский театр – еще один проигранный плацдарм. Проигранный мракобесам в рясах и циникам в чиновничьих мундирах. Особый цинизм последних заключается еще и в том, что они сняли с должности одного из лучших театральных директоров России Бориса Мездрича и назначили на его место скандально известного торговца бананами гражданина Кехмана, который одновременно обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах. И у которого судебные приставы удерживают половину зарплаты в счет погашения долгов перед кредиторами. Каким чудом и за какие заслуги торговец бананами был ранее назначен директором Михайловского театра в Питере, а теперь еще и театром в Новосибирске – вопрос скорее риторический, если вспомнить, как торговец мебелью был назначен министром обороны. И тот, и другой доруководились до статьи, но ловко увернулись от заслуженной скамьи. Теперь одному доверена торговля оружием, а другому – еще один театр. И то, и другое можно было бы считать театром абсурда, если бы правда жизни не была еще абсурднее. При молчаливой поддержке агрессивного большинства гибридные чиновники при гибридной цензуре имеют все больше и больше шансов превратить нашу страну в большую банановую республику с банановой культурой и с двумя большими театрами – в Сибири и в Москве.

Вот только если спросить Валерия Якова, какая гибридная цензура создала вот этот диалог между Бахытом Кенжеевым и Умкой, вряд ли он найдет, что ответить.

Бахыт Кенжеев: Меня мучает одна простая до банальности мысль. (1) Среди граждан, разгневанных богохульством Charlie Hebdo и новосибирским "Тангейзером", наблюдается довольно высокий процент любителей СССР. (2) В этом самом СССР был чрезвычайно популярен карикатурист Жак Эффель, высмеивавший христианство не хуже Charlie, а также стотысячными тиражами выпускались глумливые пасквили типа "Забавного евангелия" Лео Таксиля и мерзких книжонок Емельяна Ярославского. Простой вопрос заключается в том, каким образом эти два пункта уживаются в сознании наших новых православных.

Anya Umka: Я бы тоже такую афишу запретила. Совсем с ума посходили. Что касается картинок Жана Эффеля про "бога", то они довольно глупые и совершенно не смешные. Есть такая болезнь психическая (забыла, как называется), когда у человека в церкви начинается поток сознания непристойного содержания - слова, картинки и так далее. Мне кажется, сейчас у человечества (так называемого цивилизованного) такая болезнь. Вообще в глубине подсознания у людей, особенно психически неуравновешенных, религиозные переживания находятся где-то рядом с эротическими, что отражено в произведениях искусства всех времен. Кстати об афише: мне она напомнила афишу какого-то фильма, лет 8 назад она висела на щите у выхода из метро "Белорусская" (и не только), ну напомните мне... известное ккое-то кино, там у чувака а месте ширинки находилось тоже распятие (его самого, кажется). Вот не помню. Так что, как и все бездарное, это еще и плагиат.

Если продолжать сгущать юмор, то следующим на очереди будет номер, подготовленный в Орловской области. Там школьного учителя Александра Бывшева, написавшего стихи в поддержку Украины, судят по 282-й статье. Сценку для «Новой газеты» записал Иван Жилин:

Первым свидетелем выступила директор Кромской средней школы Людмила Агошкова.

— Стихотворение в школу прислали из Крыма («Новая газета» не может раскрыть название и содержание стихотворения Александра Бывшева в поддержку Украины, так как оно признано экстремистским — И.Ж.). Один из крымских патриотов прислал нам его с вопросом: «Как такой человек может работать в школе?» Когда я прочла стихи — сразу обратилась к бывшему прокурору Кромского района Максиму Гришину с просьбой дать им правовую оценку. Меня смутили резкие оценки событий на Украине и особенно — действий России. 8 мая по требованию прокуратуры мы провели педсовет, на котором разбирали это стихотворение. На педсовете присутствовала заместитель прокурора Волынова Наталья Анатольевна. Все учителя высказались крайне негативно о стихотворении. Мне показалось, что Бывшев был раздосадован тем, что ни один человек — повторю, ни один человек! — в его защиту каких-то слов не произнес.

Более того — мы провели опрос всех учеников, у которых преподавал Бывшев и один из них признался, что Александр Михайлович как-то во время урока произнес: «У Путина совсем крышу снесло — ввел войска в Крым».

— А антироссийский характер проявился только по отношению к власти или еще и по отношению к людям? — поинтересовался прокурор.

— Конечно, и по отношению к россиянам, — Агошкова набрала в грудь воздуха. — Понимаете, для нас Путин — особенно после возвращения Крыма — это кто-то, заставивший русских поверить в себя. Мы ощутили и силу руки, и твердость намерений. И когда Крым вернулся — мы все приветствовали: «Крым наш!» И он всегда был нашим. И только Бывшев написал: «оккупанты».

Там дальше натуральный Кафка, только еще смешнее: слово берет учитель английского языка Вячеслав Костяков:

— Бывшев откровенно поддерживает разрыв нашего народа. Он поддерживает право украинцев на независимость и европейский выбор. Я считаю, это недопустимо. Мы — один народ: Украина, за исключением, может быть Галиции, это Россия. При помощи своих покровителей Бывшев призывает к убийствам русских.

— При помощи каких покровителей? — переспросил адвокат.

Свидетель замялся.

— Может быть, это Яценюк или Турчинов? — продолжил Сучков, с трудом сдерживая смех. Прокурор и судья тоже смотрели на Костякова с улыбкой.

— Нет. Это члены русского ПЕН-центра. Я передачу по телевизору смотрел. Они против России.

— Что такое ПЕН-центр? — поинтересовалась судья. — Может, фан-центр? Или ПЕН?

Увидев, что в зале утвердительно закивали насчет «ПЕН», Гридина вздохнула и сказала: «Какая же я темная».

— У вас есть какие-то доказательства причастности ПЕН-центра к спонсированию Бывшева? — поинтересовался адвокат.

— Нет. Но мне Панферов, директор «Партнера» (ООО «Партнер», Кромы — И.Ж.), сказал, что Бывшеву братия перечислила 1,5 млн рублей.

— Какая братия? — тут воздержаться от смеха не смог сам подсудимый. — Это Коза Ностра или масоны?

— Ну, я еще слышал, что Бывшев ходит в «Юниаструм-Банк» и получает там переводы.

И вот специально для Людмилы Агошковой и Вячеслава Костякова очень популярная в твиттере первоапрельская шутка:

Ухохочешься.

Если же посмотреть на дело со вчерашней серьезностью, то стоит обратить внимание на текст Кирилла Кобрина на «Кольте». Кобрин описывает основные черты нынешнего российского общества, которое описывается (в том числе и авторами этого блога, и совершенно справедливо) как катастрофическое. К ним он относит утрату обществом представления о реальности собственного существования, его крайнюю атомизацию и отсутствие у него какого-либо внятного образа будущего. Далее ставится вопрос: как все-таки создать этот образ – который будет, по определению, посткатастрофическим? На этот счет предлагается программа из трех пунктов:

Образ будущего, пусть даже расплывчатый и не обязательный, не может быть предложен российскому обществу «сверху», «сбоку», вообще со стороны. Его привлекательность, если вообще можно об этом говорить, есть результат его самодостаточности. Образ будущего есть комбинация разных отношений разных социальных групп (прежде всего, способных сформулировать свое отношение и свои надежды) к уже существующей ситуации — кто бы ее ни интерпретировал, власть или оппозиция. Для посткатастрофического российского общества единственный вариант таков (весьма туманный, но все же): этот образ должен складываться в ходе совместной работы социума и тех, кто может профессионально оценить его состояние, содействовать разработке языка общественной дискуссии, помочь сформулировать интересы различных групп. Иными словами, условием появления действительно притягательного образа будущего является создание рамок и способов его обсуждения. <…> Вот действительно нужная и достойная работа: тщательно описать и изучить механизмы функционирования российской жизни на низшем и среднем уровне — как на самом деле устроена система местной власти, как работают школы, больницы, учреждения культуры, кто там трудится, на какие доходы в действительности существуют учителя, врачи и библиотекари, какова реальная экономика мелкого и среднего бизнеса, нарисовать социальный портрет тех, кто идет контрактником в армию, выяснить, на чем строится материальное благополучие работников силовых структур и бюрократии, и проч.

Следующий пункт можно было бы назвать «работой с прошлым». <…> Важнейшая задача: вывести из тени, переформулировать и предложить обществу «Историю российской свободы и справедливости» вместо «Истории государства Российского». <…> Образ будущего российского общества невозможен без «истории российской свободы и справедливости» — никто больше представителей этой традиции не способствовал тому, чтобы Россия лучше узнала сама себя и свое действительное, а не воображаемое, место в мире. «История свободы и справедливости» ждет того, чтобы ее переоткрыли, предъявили без помпы или сентиментального придыхания, представили в качестве живой, актуальной, а не покрытой академической патиной.

Наконец, последнее. Чем же может функционально стать образ будущего, о котором идет речь? Прежде всего, точкой сборки самых разных идей и представлений о трансформации общества и государства. В таком случае важность этих идей и представлений оценивается не с позиции их сегодняшней практической применимости, а исходя из соответствия, даже устремленности к угадываемому образу будущего — не утопическому или катастрофическому (не забудем, катастрофа уже произошла), а тому, что исходит из здравого смысла. <…>

Раздраженный читатель спросит: мол, хорошо, но кто все это будет делать, кому это нужно? Ответ простой — любой, кто, подобно Робинзону Крузо после кораблекрушения, захочет выжить и устроить себе и окружающим новую, человеческую, просто хотя бы какую-нибудь посткатастрофическую жизнь. Крушение обнуляет почти все, что было до него, включая привычки людей. Лучшим другом Крузо оказался каннибал, сменивший в силу новых обстоятельств диету.

Текст простой, спокойный и очень правильный. Но нельзя оставить цитаты из него просто так, без комментария, который уже как бы дала сама жизнь. Здравый смысл в России пока продолжает проявлять себя так – цитирую РБК:

По случаю 15-летия со дня избрания Владимира Путина президентом (это произошло 15 марта) его пресс-секретарь Дмитрий Песков собрал на дискуссию в ТАСС 12 журналистов, экспертов и политиков. Двухчасовая беседа оказалась посвящена рейтингу президента и тому, к чему ведет нынешний беспрецедентно высокий уровень его популярности. <…>

Нынешний пик консолидации российского общества ведет к «отслоению тех, кто с чем-то не согласен», говорила гендиректор канала «Дождь» Наталья Синдеева. «Консолидация происходит на основе агрессии, на негативе по отношению к другим», — рассуждала она. Синдеева говорила и о проблемах со свободой слова, в частности атаке на ее канал.

«Журнал «Дилетант» никто не запрещает», — возразил ей сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. Он вспомнил и о существовании радиостанции «Эхо Москвы», и о возможности купить подписку на «Дождь», а также о том, что финансирование НКО из-за рубежа за последнее время выросло.

Путин — настоящий лидер, рассуждал режиссер Карен Шахназаров. Он сам принял решение и о присоединении Крыма, и о штурме театрального центра, в котором шел мюзикл «Норд-Ост». «После этого закончилась война в Чечне», — сообщил режиссер. А главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян говорила о том, что с приходом Путина в ее родном Краснодарском крае вернулось ощущение единства со страной.

Итогом дискуссии стало общее мнение, что нынешнему президенту ничто не помешает продолжить управление страной. Рейтинг Путина в ближайшее время не упадет, заверил собравшихся Ослон. А из слов Пескова выяснилось, что президент только начинает работать.

То есть каннибала на роль лучшего друга уже как бы выбрали. Будет ли он менять диету – другой вопрос. И кстати,

13:30 1.4.2015

Нация юмористов. "Юнкер" и "Могерини" идут в Ригу. Кто звонил в "Мосцветторг"? "Ника" и прибежище химер". Между Домом культуры и оперным театром

Звучит, надо признаться, несколько пугающе.

Makhovskaya Olga
Соцопросы публикуют цифры, которые делают бессмысленными сами соцопросы. Достаточно было бы спросить у одного респондента. Так вот, по данным соцопросов, каждый второй, в ближайшей перспективе, каждый россиянин считает, что у него превосходное чувство юмора! Одновременно тот же россиянин приветствует применение ядерного оружия в спорных вопросах. Ну и шуточки у этого россиянина. (((

Лучшую шутку, однако, придумали сегодня в бездуховной Европе (издание EUObserver) - да так, что у многих российских СМИ спина оказалась белой.

Новость о "Мистралях" ненадолго оказалась, например, на заглавной странице РИА Новости, но вскоре к многим пришло прозрение -

С другой стороны, шутка тем и хороша, что вполне могла быть правдой. Как и эта - об установлении монархии в Новороссии:

Что уж говорить о многочисленных новостях из российской жизни. Вот, например:

Шутит и американское посольство в Москве:

Кстати,

Sergey Elkin
Все уже в курсе, что Марк Цукерберг покупает сеть "Одноклассники" и интегрирует её в Фейсбук?

Оппозиционеры тоже шутят:

Надо признаться, не смешно. Но, кстати, и эта шутка основана на реальных событиях:

Андрей Нечаев
Сегодня впервые после большого перерыва собрались вместе лидеры демократической оппозиции. Договорились о взаимодействии, включая будущие выборы.
Будем вместе требовать объективного расследования убийства Б.Немцова.

Ilya Yashin
Вчера прошла очень полезная встреча оппозиционных политиков, представляющих демократическое движение. Были, в частности, Михаил Касьянов, Алексей Навальный, Геннадий и Дмитрий Гудковы, Владимир Рыжков, Андрей Нечаев.

В первую очередь, конечно, обсудили расследование убийства Бориса Немцова. У нас нет сомнений, что к этому преступлению причастен Кадыров, в отношении которого должны быть проведены все необходимые следственные действия. Договорились, что все вместе будем этого добиваться и в целом внимательно следить за ходом расследования. Сделаем все, что в наших силах, чтобы не только исполнители, но и заказчики убийства Бориса оказались за решеткой.

Кстати, согласовали и совместные действия, чтобы увековечить память Немцова. После 40 дней с момента его гибели направим городским властям общее требование установить официальный мемориал на Большом Москворецком мосту.

Обсудили, разумеется, и политическое взаимодействие. Надо сказать, разговор хоть и затянулся, но дал повод для оптимизма.

Dmitry Gudkov

Встреча была очень позитивной и обнадеживающей. Не как раньше. Все прошлые обиды, конфликты и противоречия, как мне показалось, остались в прошлом. Конечно, убийство Бориса Немцова все изменило - страну, обстоятельства, в которых приходится выживать, нас самих.

Формируется команда, у которой большой потенциал и желание работать вместе.

Вот это, кажется, тоже всерьез:

Впрочем, и тут проступают черты фарса:

А вот новость о мемориале на мосту - тоже не шуточная:

Максим Кац

Сегодня Мосцветторгу, наконец, позвонили и настоятельно попросили закончить доставлять цветы на мемориал Борису Немцову. То, что уже было через них заказано они сказали что доставят, но в будущем отказались работать.

Довольно ожидаемое развитие.

В связи с настоятельной просьбой к Мосцветторгу не отправлять цветы на "мост Немцова" возможны такие вопросы:

Oleg Pshenichny
В "Мосцветторг" позвонили и "попросили" не носить больше цветы на мост.

Для того, чтобы оценить существующий политический режим, который кому-то кажется "полуавторитарным", достаточно понять, что в любую - хоть государственную, хоть частную организацию
- могут позвонить и порекомендовать чего-либо не делать (или наоборот делать, - например, отправить подчинённых на митинг за власть), и не будут строго посланы, а напротив, добьются своего.

В жилище любого человека могут в любой момент прийти, расположиться там, перерыть все вещи, увести человека в казенный дом, и держать там столько, сколько им понадобится.

За любую реплику к журналистам - или не журналистам - могут прийти, открыть уголовное дело, закрыть им аккаунт, или газету, или "просто" уволить. Это же касается театров, кинематографистов и проч. <...>

Человека могут взять просто на улице, даже если он не интересен ничем, кроме цвета кожи.

Если же он чем-то интересен, могут и отравить, и застрелить, избить насмерть арматурой.

Как называется такой политический режим?

А возможны и такие:

Станислав Яковлев
Но вот кстати.

В "Мосцветторг" позвонили и настоятельно попросили более не доставлять цветов на Большой Москворецкий.

Сообщает Максим Кац.

А откуда позвонили — не сообщает. А ведь самый принципиальный вопрос. Если из мэрии позвонили - это одна история. Из силовых структур — совершенно другая. Из АП — вовсе третья.

Однако же "позвонили", и все тут. О самом наличии политического давления мы рассказывать не боимся, зато с какого оно киса горада ни-ни, zip your lip.

Тему шуток сегодня обсуждают не только в связи с 1 апреля, но и со вчерашним вручением премии "Ника". Шутки на вручении понравились не всем:

Ксения Ларина
Я после этой Ники совершенно деморализована.
Честно говоря, вела я себя ужасно. Не подходят мне эти ваши церемонии.
не могу я смеяться, когда не смешно, не могу молчать, когда противно.
Спасибо Борис Берман за стихийную солидарность. Я закричала "позор". Боря крикнул - "стыдоба"! но нас было не двое! большинство в зале были возмущены пошлостью и мелкой подлостью авторов Кинокапустника, в котором уже давно, долгие годы нет ни юмора, ни вкуса, а только старческие дрочки.
Номер Максима Галкина был ужасен. Собственно, ужасным он был еще до начала, когда ведущий представлял его: типа фильм "Левиафан" обвиняют в депрессивности и очернительстве, и мы попросили Максима позитивно его переозвучить. Это было такое высокомерное надругательство над картиной. я подумала, что подобное вряд ли было бы возможно по отношению к фильму Германа, а к фильму Звягинцева - вполне, давайте поржем.
я вообще честно скажу, что впечатление жуткое. <...>

Alexander Timofeevsky
Не ходил я на "Нику" и не голосовал ни в первом, ни во втором туре. "Левиафан" и "Трудно быть богом" мне чужды по разным причинам, но совершенно одинаково, пусть другие выбирают между ними. Сама церемония двадцать лет одна и та же - искрометные шутки Гусмана и страшно смелые гражданственные капустники - живи еще хоть четверть века, все будет так, исхода нет. Нынче это сделалось совсем макабром на фоне того, что начальник "Ники" Андрей Кончаловский поддержал борьбу с "Тангейзером", влился в ряды, и не дежурными пустыми фразами - ну, приперли к стенке, и вынужден был пролаять, - а изысканной цитатой из Андре Жида, бережно припасенной на этот случай: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер». Поди плохо. По мне так лучше быть любым прибежищем, чем фрондерски острить про кровавый режим, гремя при этом цепями.

Артур Григорян

Кончаловский имеет право так считать, вопрос-то не в этом. Но, озвучивать это мнение именно сейчас, после реальных административных репрессий - это подлость. " падающего - толкни... упавшего - добей" - примерно так все и выглядит. Кстати, почему у людей искусства цеховая солидарность такая рудиментарная?

Екатерина Мень полемизирует с Кончаловским и другими противниками кулябинской трактовки "Тангейзера", исходя из того, что они высказывают свои искренние мнения, а не отрабатывают политический заказ:
прочла реплику Кончаловского про «Тайнгейзера», и подумала – блиин, не о том он говорит. Вот совсем не о том. Когда я посещала выставку Гюнтера фон Хагенса в Лондоне, или выставку «Секс в искусстве» там же, то, разумеется, мысль о том, что какой-нибудь Мэпплторп вряд ли был бы принят в России с восторгом, иногда догоняла меня. Да, есть пределы у публичной восприимчивости, и в разных местах они разные. Но тут, во-первых, есть такой момент. Пробы отодвигания границ происходят обычно в локальных зонах – то есть там, где, в общем, никакой публичности и нет. Что творилось в художественных галереях в 90-е – это сегодня была бы посадка на посадке. Однако это - опыт очень ограниченной популяции наблюдателей. Это не выносилось за пределы сообщества, и потому мне трудно представить себе сегодня ортодоксального прихожанина, который смог бы выдать какой-нибудь мемуар на тему выставки в XL-галерее в 1997м году. Хотя он мог находиться совсем поблизости, в соседнем Храме. Просто потому, что на тот момент не существовало такого институционального явления, как «смешиватели жопы с пальцем». Не существовало огромного, разросшегося комиция, функция которого только и сводится к подстрекательству. Этот комиций – в некотором смысле, экономическое явление. Самый бессмысленный, бесцельный слой любой социальной группы не получил никаких обустроенных приложений для середняка. А ведь это главная забота цивилизованного государства – нет, не дать всем свободу, не патронировать художников, а грамотно и аккуратно пристроить серость. Разложить ее по полкам, специально выделенным при общественном устройстве. В нашей стране этим никто никогда не озаботился, а невежество тоже хочет есть – и даже больше, чем образованцы, потому что у первых инстинкты не покрыты никаким слоем самоограничения. И вот они нашли себе такую работу. Не их вина...
Но границы в искусстве только и возможно отодвигать в тех физических (и ментальных) пространствах, где априорно существует уже сто раз растворенный консенсус относительно границ «неотодвинутых». Люди соединяются в пространстве, что-то радикализирующем, имея общий символический опыт. Тот опыт, который вообще не артикулируется, он просто либо есть, либо его нет, и потому так нелепо читать семиотические разборки в судах. Это отдельный уже акт контемпорари арт – когда прокурор разъясняет постмодернисткую метафизику. Все это, конечно, касается и пресловутого «Тангейзера», который поставлен не на площади в народный праздник Воссоединения Русских Деталей, а в оперном театре. Оперный театр – это, в некотором смысле, заведомо фильтр. Причем фильтр, сложившийся в результате эволюции – надо ли говорить о том, что такое была опера при своем зарождении с точки зрения тех же клерикальных нормативов (балаган и скверна), и какие пути она прошла, наращивая на себя вериги высокой культуры.
<...> Вагнер в профессиональном оперном театре – это вполне себе сигнал. Вполне себе маркер ненародности, неправославности и несамодежавности. И это четко обозначает то пространство, где могут быть шалости с так называемыми границами. Их поймут. Или не поймут – но в том смысле, что вызовут не обиду, а рефлексию, критику и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ сопротивление. Нет никакой «народной оперы» (вон, Туркменбаши это когда-то понял, и закрыл все к чёртовой бабушке вообще). Не существует. И не вспоминайте мне про «Волшебную флейту» - она, наверно, была народной, но тогда еще не было Ваенги. У оперного театра нет функции ликбеза и шефства над филистером. Для этого всегда существовали ДК и клубы. (А их, эти важные прибежища низовой культуры, сегодня уничтожили. И это не замеченная балетоманами катастрофа, ибо логично, что клуб со всеми правилами клуба и этикетом массовика-затейника попер в оперу).
С одной стороны, мысль спорная, как и все рассуждения о "России айфона" и "шансона", а с другой - может быть, подобный культурный "апартеид" и был бы меньшим злом?

Между тем, на 5 апреля в Новосибирске готовится митинг в защиту "Тангейзера" и свободы творчества.

Kirill Loginov
очень важно 5 апреля прийти к НГАТОиБ на заявленный еще до увольнения Мездрича митинг, который называется «За свободу творчества», а должен уже – «За здравый смысл». Тихон вон заранее назвал христопродавцами всех, кто не придет к Новопашину на молитвенное стояние, и после него злоупотреблять конструкцией «если вы не придёте» как-то западло. Но тем не менее, пожалуйста, поймите, что если вы не придете, значит, вам сейчас всё равно. А завтра, когда в ваш театр, музей, университет, научный институт, куда бы то ни было к вам придут лобовы и кехманы, будет всё равно кому-то другому. А они ведь обязательно придут, не сомневайтесь. Если сегодня использовать оперный театр, символ Новосибирска, как символ вашего личного протеста против этого мракобесия, другого такого шанса у вас не будет. Другого такого символа у нас нет. <...>
Не знаю, на самом деле, зачем я всё это пишу и говорю, но не писать и не говорить невыносимо. Я изо всех сил не сгущаю краски, но всё это кажется до боли очевидным, и просто охватывает отчаяние, когда приходится объяснять, причем не троллям или оппонентам, а всем, кто действительно не понимает меня и надеется остаться в стороне. Нельзя оставаться в стороне.

Итоги 1 апреля 2015 года в России подводит Глеб Морев:

Шутки шутками, но было сегодня несколько раз, когда я вполне допускал реальность выдумок. И, наоборот, сомневался в реальности новостей. Такое со мной впервые. То ли еще будет, как пела примадонна.

15:59 1.4.2015
Судьба "одной пятой". Философский пароход под парами. Работать по-ленински. Выборы в Госдуму как "спор крымнаш между собою"?

Третий день обсуждают в Сети программный текст Бориса Межуева о том, что хорошо бы как-нибудь вывести за пределы "национального целого" тех людей (автор оценивает их число в одну пятую населения), которые не поддерживают лозунг "Крым наш". Самому Межуеву не нравятся отклики на его статью:

Вообще надо уже завершать сегодняшний день - сегодня я слишком сильно ушел в чтение либеральных ресурсов. Честно говоря, ощущение, как сходил в дурку. Какой текст не прочитаю - либо "Записки из подполья" либо "Записки сумасшедшего". То слово "Родина" произносит стыдно, то споры о консерватизме вредно отражаются на деловой активности, то выступать против оперы "Тангейзер" могут только люди, завидующие уровню жизни в Австралии.

Милин Дмитрий

Взаимно. Читая Ваши статьи в "Известиях" появляется ощущение, что это газета "Голос Кащенко". Но это нормально для ситуации "ощущения гражданской войны", Потерян минимальный контакт необходимый для внутринационального диалога. Мы ведь тоже (взаимно) считаем, что вы предаете и продаете нашу Родину ради компенсации своего комплекса неполноценности манией величия "крымнаша". Вам же плевать на технологическое развитие России и её обороноспособность ибо вы ни к тому, ни к другому никакого отношения не имеете в отличие от нас - ответственных патриотов России. Так. что всё нормально - все морально готовятся к гражданской войне, где все будут воевать за СВОЮ Россию.

Осторожно защищает "либералов" даже видный в прошлом идеолог "ЕР" Дмитрий Орлов:

Борис, никакого психоза нет. Но есть опасения по поводу перехода к тоталитарным практикам, которые люди высказывают. Ваш активно обсуждаемый призыв по поводу "одной пятой" интерпретируют именно так. У подобных опасений есть основания, хотя Вы и говорите о "демократическом" характере "нового консенсуса". Кроме того, есть ведь и контекст. Есть гг. Холмогоров, Проханов, диванные полководцы и великие геополитики, есть известные тексты Миграняна с апологией "ранней" политики Гитлера. Все это появляется в публичном пространстве благодаря Вам.

Но другой идеолог - Сергей Марков - непреклонен:

Есть психоз. Он связан с переходом оппозиционных сми в фазу активной подготовки Майдана. А это требует уже не просто пропаганды, как было раньше, а психологической войны, когда нужно выбить аудиторию из способности рационально воспринимать реальность. Вот эти удары по психике и оставляют у вас тяжелое впечатление.

Игорь Караулов

Просто стоило бы порассуждать, как моя младшая в раннем детстве говорила, "по-логически". Если Крым наш и в то же время эта 1/5 имеет законное право быть в политике, тогда почему не запустить в политику вообще всех сепаратистов, которые у нас есть? Пусть по ТВ агитируют за свободный Кенигсберг, за Идель-Урал, независимую Сайбирию.

Почему бы и нет - если речь идет об 1/5, то есть в любом случае о меньшинстве. Но, понятно, что простые решения более соблазнительны. Игорь Яковенко сравнивает Межуева с... Лениным - вот почему:

Межуев объясняет, почему эту досадную 1/5 никак нельзя сохранить "на сцене истории". Дело в том, что если их сохранить, то это "обернется перетеканием креативно мыслящих и независимых - коих, надо признать, во всяком обществе всегда немного - в сторону 1/5, не вошедшей в "Крымнаш".
То есть, главная причина в том, что Межуев хорошо понимает свою (в широком смысле, включая всех его коллег по "Крымнашу") идейную неконкурентоспособность по сравнению с той самой 1/5. И действительно, ведь если исчезнут оппоненты, можно будет спокойно нести любую чушь <...>

93 года назад с такой же проблемой столкнулся некто Ленин. Он тоже прекрасно понимал, что большевики не выдержат конкуренции за умы образованных людей с Питиримом Сорокиным, Николаем Лосским или с Николаем Бердяевым, поэтому выслал полторы сотни подобных умников на "Философском пароходе", а остальных стирали "со сцены истории" специально обученные уборщики.

Холмогоров Егор

А что плохого в философском пароходе? Соловки лучше?

Методы борьбы с "пятой колонной" действительно могут быть разными - иллюстрацией может служить история с судом над учителем Александром Бывшевым (о которой мы уже писали в лайвблоге):

Andrei Desnitsky
Запрет на профессию и, вероятно, реальный срок.
Как предлагал Межуев: от 1/5 страны надо избавиться, потому что не вписывается эта пятая (часть, она же колонна) в консенсус.
Хорошо, что не газовая камера.

Maxim Kantor
вам не кажется, что уже довольно? вам не кажется, что каждый день все хуже? вы не видите, что уже через край?

К кому этот вопрос обращен, правда, не совсем ясно - если все к той же "1/5", то, надо полагать, она все видит; но что дальше?

Константин Эггерт в "Коммерсанте" высказывает мнение, что нынешние оппоненты режима могут этому режиму еще пригодиться - для борьбы, как ни удивительно, с "красно-коричневой опасностью":

Михаил Дмитриев предупреждает власть о неизбежном наступлении в обществе усталости от госпропаганды и росте националистической агрессивности. Но этим ее не испугать. Потому что в такой ситуации критически настроенным россиянам можно будет предложить выбор — вы за нынешнее, пусть и нелюбимое, начальство, или за страшного коллективного Стрелкова с автоматом Калашникова, который может прийти ему, начальству, на смену? Расчет на то, что они, скрепя сердце и скрипя зубами, опять согласятся выбирать меньшее из двух зол. И он, казалось бы, подкрепляется политической практикой постсоветской эпохи. Выходили к Моссовету в октябре 1993-го, "голосовали сердцем" за Ельцина летом 1996-го, дали кредит доверия карманной думской оппозиции на парламентских выборах 2011-го. И ничего (в политическом смысле) за это не получили.

Однако считать, как многие в российском руководстве, что эти люди ничего не значат, — с моей точки зрения, большая ошибка. Если не давать политическим оппонентам играть по общим правилам, то они рано или поздно обязательно изобретут свои и в какой-то момент заставят всех играть уже по ним. Причем именно активное и мотивированное демократическое меньшинство, несмотря на свою кажущуюся слабость, остается главной надеждой Кремля на спасение страны в том случае, если что-то пойдет не так.

Что для кого-то не так, для другого наоборот - как надо. Борис Межуев заочно отвечает Яковенко:

Есть один боле менее серьезный укол - это обыгрывание моего замечания, что если оставить в поле партию 1/5 - это будет означать, что она пересилит весь остальной политический спектр. Ну так это и будет. Туда пойдут деньги, там окажется почти вся экономическая элита, этих людей будут подсвечивать медиа. Далее - вопрос о методах. Как добиться вытеснения 1/5 - и конечно кому предстоит это сделать? Вопрос Кому? даже более важен, чем вопрос Как? Как - более менее понятно - нам предстоит электоральный цикл, который будет важнейшим на самом деле, от того, кто окажется в Думе, будет зависеть очень многое.

То есть выборы в Думу будут своего рода кастингом на роль того, кто займется "зачисткой" 1/5.​ Колонка Юрия Сапрыкина на платном "Слоне" как раз посвящена грядущему избирательному циклу, который пока видится - все по заветам Межуева - как борьба разных фракций "крымнаша" между собой:

давайте исходить из презумпции некровожадности: появление статьи <Межуева> говорит пока лишь о том, что где-то в секретных мастерских уже выпиливают лобзиком конструкцию будущей Думы – и на фейковый псевдолиберальный проект решили в этот раз не тратиться. Возможно, оно и к лучшему: российским европейцам не придется, скрипя зубами, выбирать из одного безнадежного кандидата и безнадежности, ни в ком не персонифицированной; отдельным представителям «незакрымского» меньшинства, прикидывающим свои шансы в думской кампании, можно немедля заняться каким-нибудь другим полезным делом – отправиться плавать с дельфинами, изучать хеттский язык, перечитывать по кругу роман «Щегол»; практически любое на свете занятие выглядит более осмысленным, чем попытка избраться в парламент, который лепят по таким лекалам.

Казалось бы, "государственники" должны жить да радоваться. Но нет, и они объяты тревогой - гонишь неблагонадежную "1/5" в дверь, а она обратно - в окно. В Фейсбуке и ЖЖ разгорелась настоящая "битва за НТВ", о которой - в следующей записи лайвблога.
16:10 1.4.2015
Героическая оборона НТВ. Интеллигент-Робинзон и ватник-Пятница. Игра ума внутри проекта П.У.Т.И.Н. За государство, против самих себя. "Не мешай стране набирать величие"
На канал НТВ устроился на работу украинский телеведущий Даниил Грачев, ранее более чем критически высказывавшийся о действиях России против Украины.
Stanislav Kupriyanov
РУГАЙ ПУТИНА, РАШКУ И ВАТНИКОВ @ ПЕРЕЗЖАЙ В РОССИЮ И УСТРАИВАЙСЯ НА РАБОТУ В НТВ
"когда мне поступило это предложение, я очень долго сомневался"
Офигенно, по-моему
Привет
Сам Грачев объясняет свое решение так:
Я все никак не могу успокоиться. Мне очень больно, что шум, который поднялся, подставляет ребят, вместе с которыми я делаю это программу. Это профессиональные, хорошие люди. Поэтому я еще раз хочу объясниться и попросить прощения.
1. Я не занимаюсь политикой, политической журналистикой и не собираюсь этим заниматься. Как у любого далекого от политики человека, несколько раз в жизни у меня бывали моменты, когда меня уносило волной общего настроения. И я писал эмоциями. Те ретвиты, которые сейчас гуляют по сети, я делал год назад – видимо, как раз на волне такого настроения, и я действительно уже даже сам не помню, что и почему ретвитил. Каждый, кто сейчас бросает в меня камни, вспомните – вы сами никогда не говорили того, о чем потом жалели? Не писали того, за что потом было стыдно?
2. Я не русофоб. Пожалуйста, не пишите этого – это неправда. Меня убивает, что у меня на Родине отношение к русским каждый день все хуже. Своей работой я как раз надеюсь показать, что мы, русские и украинцы, по-прежнему можем работать вместе, дружить и радоваться жизни.

Само НТВ вступилось за своего нового ведущего.
Его скелеты хранятся в социальных сетях. Прошлой весной популярный украинский телеведущий Даниил Грачёв активно постил и ретвитил всевозможные антироссийские карикатуры и «фотожабы».
Даниил Грачёв, телеведущий: «Эти ретвиты были больше года назад, и ситуация была совершенно другая. И я жил в совершенно другой ситуации. И я это совершенно по-другому видел».
Год назад все на Украине были опьянены Майданом, признается Грачёв, и все, кто «не скакал», считались предателями.
А потом началась война. В его родном Донецке. В новостях по телевизору все время рассказывали, что Россия — враг, что она напала на Украину.
Даниил Грачёв: «Тогда я, наверное, был обижен. И на многое был обижен. Моя семья живет в Донецке, и все это происходит в реальном времени. И обстреливают и наш дом в том числе… И я даже так скажу: тебе абсолютно пофиг, кто и с какой стороны. Тебе страшно, что в твоих близких попадет. А как ты будешь разбираться?»
Интервью с Грачевым - на сайте Znak.com

- На своей странице в Facebook вы извинились за свои прошлые резкие высказывания. Как считаете, тактика взаимных извинений за резкие слова может помочь хоть как-то снизить градус агрессии между нашими народами?

— Мне кажется, люди не могут постоянно жить в ненависти и вражде, это не природная ситуация, людям в ней некомфортно. Лучше мириться, чем ссориться. Мне кажется, что и надо начать с вот такого вот прощения. Но есть важный момент: важно не только, чтобы одна сторона попросила прощения, важно, чтобы другая простила. У нас, у славян, есть Прощеное воскресенье и есть способность понимать и прощать, генетическая. Я на своем примере могу сказать главное: когда мы начинаем заниматься не собой и не построением собственного мира, а лезем в глобальные процессы, мы упускаем нашу собственную жизнь. Там без нас решат и договорятся, но если мы снизу покажем, что мы способны общаться и мириться, это может быть и для тех, кто наверху уроком того, как надо действовать.

В общем, история довольно грустная.
Станислав Яковлев
Верно ли я понимаю что Даниилу Грачеву стыдно за то, что он писал год назад?
Данечка, прости за фамильярность, а что, они там действительно настолько <огромные>?
Гонорары на НТВ, имеется ввиду?
Вы главное не удивляйтесь потом, почему Путин побеждает.
Но "государственники", кажется, решили устроить из этого казуса целую кампанию "гражданского возмущения". Одной из застрельщиц стала Марина Юденич:

Ну предположим.

Мальчик запутался, испугался, не понимает...

Но кто-нибудь - кто внимательно мониторил, скринил и постил - тексты г-на Грачева заметил там хотя бы один пост, в котором под сомнение ставились бы действия Украины?

Уже в январе 2015.

Когда резюме юного дарования - я уверена - уже лежало на НТВ

Не было такого.

Почему - не верю

Уж простите за банальность.

Никогда твиттер развлекательной программы -

Не видел такого напора патриотизма -

Sergey Markov
НТВ пытается оправдаться, но получается плохо. <...> Мы не хотим чтобы такие люди без совести получали экран федерального российского телеканала. Если хочет оправдаться, то пусть не мычит нагло в камеру, а поедет на Донбасс искупать свой грех поддержки хунты, искупать свою вину перед жертвами карательной операции хунты. А пока мы видим в нем негодяя и предателя. И требуем его увольнения, а также и исправить кадровую работу на НТВ.

Есть, впрочем, мнение, что НТВ отобъется от блогеров с микроблогерами и даже от самого политолога Маркова.

Oleg Kashin

Вообще ничего про этого чувака не понимаю. Ок, ему-то лично нужны деньги, всем нужны, но НТВ и российской пропаганде эта коллизия зачем, им же самим от нее никакой пользы. Что они хотят доказать? Что "все хохлы рано или поздно приползут к нам"?

Alexey Trankov

Как зачем надо? "Гитлер вас обманывает, дорогие немецкие трудящиеся, вам сопротивляется не орда уберменшей, а такие же как и вы рабочие и крестьяне, Гитлер капут, гарантируем жизнь".

Станислав Яковлев

На НТВ его безусловно возьмут. Сперва разумеется тщательно поваляют в перьях и погоняют голым по Тверской и Хрещатику одновременно - что и наблюдаем - практику символических унижений никто не отменял. Но потом, конечно, возьмут на НТВ. И за хорошие деньги. Грачев об этом знает, и поэтому в перьях валяется, голым бегает, и если вдруг понадобится, то и на одной ноге как цапля постоит вполне охотно. Он-то знает, ради чего.

И это совершенно правильно. С точки зрения системы, во всяком случае. Логика железная: самая сладостная, однозначная м убедительная победа над врагом - это когда он приходит наниматься к тебе на работу. "Добрый господин, отломи горбушечку", это капитуляция не с больший буквы "к", это капитуляция, написанная капслоком. Так что и горбушечку дадут. В том числе и как выставочному персонажу к агитации "В российском плену вас не убивают и не мучают". <...>

Но вообще если "отыгрыш украинского патриота с последующим громким раскаянием" был в числе прочих условий контракта, то незаурядный парень этот ваш Данечка.

В общем, сплошное иезуитство и маккиавелизм. И трагикомедия:

Дмитрий Бавырин
Героическая оборона борделя от девочки, наступившей на хлеб.

Это последнее, что я могу сказать по поводу Грачева, канала НТВ и возмущений патриотической общественности.

Отнесенные Борисом Межуевым к "1/5" тоже обсуждают образы будущего.

Александр Морозов
на Colta.ru новый "заход": два текста подряд - Степановой и Кобрина - с одной интонацией - "посткатастрофической"... на тему: "как будем жить, друзья, когда катастрофа уже случилась и мы уже "робинзоны на необитаемом острове". Оба текста пытаются выработать "фермент надежды".

Обсуждение статьи Кобрина о российском интеллигенте как "Робинзоне" - у Кобрина же в Фейсбуке:

Valery Shubinsky

Мне многое не близко в этой статье (прежде всего глобальные обобщения - родовая беда российской публицистики), но нравится основная мысль. Нам дано время думать, поскольку все остальное более или менее невозможно, но думать мы не хотим и боимся. Между тем никакого другого выхода из ситуации нет, а время скоро кончится. Только думать надо в первую очередь для себя самих, а не для поучения и просвещения "Пятницы". Для начала надо отказаться от мысли, что мы этого ватника-Пятницы сильно умнее. Мы в основе точно такие же, хоть и поклоняемся не каменному божку, а соломенному самолету. И точно так же ничего о себе и своей стране еще не знаем.

И, например, у Олега Кашина:

Anna Shilman

Согласна с автором статьи в том, что русские люди НЕ имеют осмысленного представления о собственном прошлом, личном, семейном. История рассматривается как "государственная", "наша", но НЕ "моя". Вспоминая КАКИЕ потрясения пришлось пережить русскому народу с 1917 года, я думаю : КАК вообще народ выжил физически, КАК он хоть и частично сошёл с ума от психических перенагрузок, но всё таки хоть что-то, но соображает? <...> КАК можно было многострадальному русскому народу частично НЕ сойти с ума от НЕпрекращающегося Ужаса 20-го века? Поэтому ВСЕ кто хочет огульно обвинять русских людей в том, что они тупое быдло, представьте себе, что ВАС поселят в тёмной комнате и постоянно Некто в этой темноте, будет каждый раз неожиданно, наносить вам удары дубинкой по голове. Много в ваших головах останется ума, а в сердцах светлых чувств?

Anatoly Gasan-Jalalov

Статья хорошая. Робинзон Крузо на необитаемом острове сумел выжить и даже под конец пребывания там нарастил жирок. Автор статьи наглядно показывает, что окажись Робинзон в современной России, он и года спокойно не прожил бы. Помер бы, или в лучшем случае выжил бы на казенных харчах в Лефортово. Робинзон Крузо он же настоящий русский богатырь, практически. Припаяли бы ему шпионаж в пользу Украины или по другой статье пошел бы. Так что на необитаемом острове лучше. Такие дела.

Есть и такие отзывы:

Блин, опять нытьё.
Или о тексте Степановой:
А в сухом остатке там оправдание эскапизма, социальной наркомании, политики малых дел, заигрыванья с властью - далее по полной. И да, всё под заклинания автора, что она, конечно же, ничего такого в виду не имела. Ага...
Очевидно, если бы автор вместо написания длинного эссе просто констатировала, что Путин-<.....>, а Россия будет свободной, комментатор не был бы столь пристрастен. Проблема в том, что эти констатации сами по себе достижению цели не очень-то служат.
Александр Морозов

как будто с небесного облака, как Господь Бог, я окинул внутренним взором все "отделы мнений" - и вдруг мне остро стало ясно, что это все огромная системная симуляция, т.е. "ложь" попросту говоря. Точнее: какая-то "системная патология".
То есть, конечно, каждое отдельно взятое "мнение" - Denis Dragunsky,Сергей Медведев, меня, восхитительной Екатерина Шульман, депрессивного Александр Рубцов и др. - это, конечно, "игра ума" и "напряжение всех интеллектуальных сил". А в целом - мы сидим на каком-то мерзлом заднем дворе, всем выдали по пять букв (И, Н, П, Т, У) из которых надо сложить слова Ж.О.П.А. Причем, ужасно то, что это слово Ж.О.П.А мы сидим и составляем внутри проекта П.У.Т.И.Н.

Еще один программный текст опубликовал сегодня Олег Кашин на "Свободной прессе". Суть его в рассуждениях о том, стоит ли "бороться с Америкой", даже если предположить, что она - враг российскому государству.

Да, это естественно — болеть за свое государство, сидя у телевизора, особенно если он хороший, плазменный, с большим экраном, куплен не в кредит, и если само по себе боление за свое государство не сопряжено ни с какими неудобствами вообще. Но так было когда-то, уже давно, последний раз — больше года назад, во время сочинской Олимпиады. А потом началось что-то другое, и сейчас, весной 2015-го, у нас уже есть опыт более плотного соприкосновения с интересами нашего государства, чем просто взгляд на телевизионный экран. Подешевел рубль, что-то исчезло из магазинов, на каких-то предприятиях кого-то сократили, ну и так далее — тяжело, но неизбежно в ситуации, когда наше государство вступило в противостояние с Америкой.
Наверное, дальше будет еще труднее, но правда же — оно того стоит? Выбирая между бытовым благополучием и интересами своего государства, патриот, конечно, выберет государство. Я ничего не путаю?
И если я ничего не путаю, то у меня, как говорят, начинает рваться шаблон. Со своим государством я знаком, я знаю его в лицо; государство у нас — это Путин и дальше вниз по вертикали. Депутаты, сенаторы, губернаторы, генералы, полковники, подполковники, майоры и ниже вплоть до рядовых омоновцев и полицейских патрульно-постовой службы, и еще всякие судебные приставы, госнаркоконтролеры, кадастровые чиновники, чиновники департаментов культуры и ЖКХ, ну и так далее; сюда же можно вписать и госкорпорации, и «Почту России», и РЖД, и «Роснефть». Вот наше государство, которое противостоит Америке, отстаивая свои интересы — патриот должен болеть за него, и разрыв моего шаблона состоит в том, что я, считающий себя патриотом, видимо, все-таки не патриот, потому что совершенно не понимаю, зачем я за свое государство в лице этих чужих мне и несимпатичных людей должен болеть.
<...>

Америка России враг — да, конечно. Но нет доказательств, что российское государство друг российскому гражданину. Болеть в глобальном конфликте за свое государство — это более чем естественно, но может оказаться, что, болея за государство, ты болеешь против себя. Болеть против себя — это интересный выбор, парадоксальный, смелый, но если его делать, то делать осознанно. Кто готов?
Готовы, как выясняется, комментаторы Кашина на той же "Свободной прессе". Чтение комментов - тоже своего рода социальный эксперимент, и Кашин честно ставит его на себе:

Вот фидбек, комментарии на Свпрессе, почитайте - не в смысле "какой ад", а в смысле "вот так они думают, интересно":

Возьмем Крым. Крымнаш. Это лучшее событие за 34 года моей жизни, после рождения моих детей. Ощущаю ли я последствия? Конечно, поясочек подзатянул. Но за все в этом мире надо платить, не так ли? А особенно за возвращение в Россию исторических земель. Если ты патриот, это очевидно. Потому что интересы государства выше твоих собственных интересов. Если ты, как автор, ищешь ответ только на один вопрос - "а какой мне-то от этого всего профит?", - то это лишь значит, что ты не патриот, просто потому, что ставишь свои интересы выше государственных. Такие дела, Кашин. <...>

***

Кашин из поколения конца 70-х. Я сам его ровесник, но слава богу не разделяю его взглядов! Такие люди как Кашин, будучи подростками, застали 90-е годы. Когда на смену пионерам, комсомольцам, коммунистам пришли бандиты со стволами. Когда каждый был готов продать родину и уехать за границу. Когда на глазах разворовывали страну и занимались переделом беспредельщики. Нашему государству, рассчитывать это таких людей не приходится. Это потерянные люди! И они не виноваты, их такими сделало время. А включить мозг не получается. Олег, гоу на Эхо Москвы. И не мешай Нашей стране набирать свое величие!

О "величии" и одном из борцов за него пишет Андрей Горянов - по следам громкого интервью русской службы Би-Би-Си с бывшим донбасским "ополченцем":

После интервью по скайпу, через некоторое время Дмитрий вернулся в Петербург, откуда он родом. Я с оказией оказался тоже там. Мы встретились в ним в Cafe Du Nord на Лиговке, пили чай. Он пробовал объяснять свои мотивы, что хотел «защищать русских». Рассказывал про войну, о том, что когда идешь в атаку не страшно, а когда сидишь и стреляют страшно очень , что на Донбасе пересмотрел свои взгляды на жизнь. Стал серьезнее к ней относиться. И, кажется, он больше не хочет возвращаться на Донбасс. Также оказалось, что вернувшись в Петербург, он сильно удивился тому, что там почти никто не знает, что на Донбасе воюют много российских ополченцев, что им помогает, как он сам рассказывает, российская армия. И сильно затруднился с ответом, почему его друзей хоронят безымянными, без почестей, - а ведь они защищают русский мир.
Он выглядел человеком, который считает необходимом отслужить Родине, «защитить русских», снискать уважение у своих коллег по Монархической партии. Такие у него взгляды, и он решил их защищать их с оружием в руках.
Я не уверен, что правам русских угрожало так много, как об этом говорит российская пропаганда. Невротизируя общество, создавая угрозу, возбуждая умы, которые находят в войне определенную романтику, Россия подогревает войну, а не пытается ее прекратить. Многие скажут - то же самое делает и Украина...Могли ли они остановить войну? Я не знаю. Сложно четко представить, что чувствует народ, который лишился большой части своей территории, который с таким большим трудом избавился от клептократического режима предыдущего президента.
Это одна из самых главных трагедий, свидетелями которой является наше поколение. И выигравших от всего этого не будет, никого. И хорошего выхода не видно
.

Текст снабжен популярной в Сети фотографией разрухи в центре Архангельска - не для доказательства (логичного, впрочем) тезиса о том, что "защищать русских" нужно как раз в Архангельске, а потому, что этот самый Дмитрий Сапожников - бизнесмен, до войны занимавшийся строительством деревянных домов в русской глубинке.

XS
SM
MD
LG