Ссылки для упрощенного доступа

Мертвым не больно. Живым тоже


Цветы на воротах, за которыми - братские могилы
Цветы на воротах, за которыми - братские могилы

На месте захоронения тысяч красноармейцев и мирных жителей в центре Ростова-на-Дону ржавеет старая техника, и нет никакого памятного знака

В дни празднования 70-летия Победы в Ростове-на-Дону проходит много мероприятий, в ходе которых звучат слова о памяти и о связи поколений. Однако почему-то никто не вспоминает о массовом захоронении красноармейцев и мирных жителей, зверски убитых в "лазарете №192". Сегодня на месте братских могил – стоянка старой техники. И никаких памятных знаков.

Останки убитых оккупантами людей
Останки убитых оккупантами людей

​– В 1981 году, когда монтировалась шахтная установка, ко мне прибежали солдаты и рассказали, что нашли череп с платиновыми зубами, – вспоминает ветеран-ракетчик Николай Шевкунов. – "Платина" на самом деле оказалась обычным зубопротезным мостом. Под 30-сантиметровым слоем земли мы нашли много костей, остатки солдатских гимнастерок, сапоги. Несколько найденных черепов были раскроены тяжёлыми предметами – топорами или ломами. Именно так убивали этих людей.

Территория, на которой нашли захоронение, принадлежала Институту ракетных войск, бывшему знаменитому Ростовскому артиллерийскому училищу. Несколько лет назад этот институт ликвидировали, а материальную базу демонтировали и списали. Однако земля так и осталась в ведении Министерства обороны.

С 1942 по 1943 год, во время второй оккупации Ростова-на-Дону, нацисты организовали на территории Ростовского артиллерийского училища так называемый "лазарет №192". Сюда приводили и привозили пленных, чаще всего – раненых красноармейцев, а также и обычных ростовчан, задержанных во время облав. Здесь же их и убивали. По сути, это был самый настоящий лагерь смерти, в котором, по различным оценкам, погибли от семи до десяти тысяч человек.

Перед открытием памятника жертвам окуупантов
Перед открытием памятника жертвам окуупантов

Руководитель Ростовского городского патриотического клуба Александр Стасюк рассказывает, что до 1975 года над этими могилами стоял общий памятник: "Я учился неподалёку, и мы, школьники, часто возлагали там цветы. Это был небольшой сквер с высаженной аллеей, которая заканчивалась монументом. Там проходили торжественные мероприятия, собирались ветераны".

​Однако в 1975 году ракетному училищу потребовалась дополнительная территория, и участок земли, на котором стоял памятник, передали в ведение военных. Место тут же обнесли забором, монумент убрали, а останки пообещали перезахоронить. Правда, как выяснилось, процедура переноса праха носила чисто символический характер, и большая часть останков так и осталась лежать в этой земле.

Перезахоронение останков
Перезахоронение останков

С тех пор представители общественности не раз обращались к властям с просьбой увековечить память жертв немецкой оккупации и поставить на месте их захоронения памятник. По словам руководителя регионального отделения Всероссийской организации охраны памятников истории и культуры Александра Кожина, они не раз предлагали создать на этом месте военно-мемориальный комплекс. На территории еще сохранилось довоенной постройки здание артиллерийского училища, многие курсанты которого погибли в боях под Ростовом. Именно в этом здании гитлеровцы содержали пленных.

Однако все усилия общественности оказались тщетными. В военном ведомстве, похоже, по этому вопросу заняли "круговую оборону". Несколько лет назад появилось заявление, что никакого захоронения на территории училища нет, а, значит, и памятник здесь не нужен, сейчас же чиновники просто отмалчиваются.Членов Совета ветеранов пока еще пускают на территорию, но обычным гражданам вход на режимный объект строго заказан. Время от времени на наглухо запертых воротах появляются скромные цветы – как знак признательности от тех, кто еще помнит об этих жертвах войны.

– Речь идёт не только о том, чтобы восстановить когда-то существовавший мемориал или создать новый комплекс. Необходимо в первую очередь по-человечески обойтись с останками. А чиновники делают вид, что тут вообще ничего не происходило. Как же такое возможно? – недоумевает Александр Кожин.

XS
SM
MD
LG