Ссылки для упрощенного доступа

Шведы – не тевтоны


Виктор Шендерович
Виктор Шендерович

Сатирик Виктор Шендерович в колонке на сайте "Ежедневного журнала" вспоминает поражение сборной России от команды США на чемпионате мира по хоккею в Чехии. "Проигрывать всегда неприятно, особенно Америке", – заявил тренер сборной России Олег Знарок.

Тот самый Знарок, который на прошлом чемпионате мира недвусмысленным жестом обещал перерезать горло тренеру сборной Швеции, а потом, на пресс-конференции, поминал шведам Ледовое побоище.

Можно, конечно, попробовать объяснить Знароку, что шведы – не тевтоны, а американские хоккеисты – всего лишь ребята на коньках и с клюшками, а не дядя Сэм, унизивший Россию… но мне кажется, поздно пить боржоми.

Знароку уже ничего не объяснить.

Вы, может быть, думаете, что он просто дурак?

А вот и нет. Совсем даже не просто.

Специально заточенный! Глубоко геополитический! Очень типовой, насмерть ушибленный идеей нашего противостояния миру...

Тренера сборной России, когда он сделает все, что сможет, на ниве хоккея, надо бы возить по этому самому миру – и показывать в назидание людям: вон чего бывает, если долго фаршировать голову ксенофобией.

Отдельный интерес наш тренер может представлять для специалистов (но уже не хоккея) – как пример опасного невроза, следствия многолетнего и запущенного "синдрома осажденной крепости"…

Тренера сборной России, когда он сделает все, что сможет, на ниве хоккея, надо бы возить по этому самому миру – и показывать в назидание людям: вон чего бывает, если долго фаршировать голову ксенофобией.

Сопровождать Знарока в этой гастрольной поездке должны, по справедливости, пресс-секретарь сборной России Игорь Ларин, уже умудрившийся взвинтить градус, приплетя к чемпионату по хоккею и "Майдан", и "санкции" – и конечно, комментатор Виктор Гусев, способный превратить самый проходной матч в патриотическое камлание...

Отличная, кстати, тройка получилась, очень сыгранная!

А собственно чемпионат мира в Остраве еще и не начался толком. Все впереди. Наши могут выиграть, могут проиграть – как любая команда на любом турнире. Чести России с этого не убудет и не прибудет, уж извините.

Честь страны – она ведь не в разнице забитых и пропущенных шайб, а в том, как мы ведем себя в минуты побед и поражений. Только в этом!

Признаюсь, я ждал этого чемпионата. Хотелось, по старой памяти, просто поболеть… Но болеть общей болезнью с пресс-атташе Лариным и Ко не хочется почему-то.

* * *

Колумнист сайта "Газета.Ру" Семен Новопрудский пишет о национализме и политике в современном спорте.

Когда на 16-й секунде отборочного матча к чемпионату Европы 2016 года по футболу Черногория – Россия местный болельщик Лука Лазаревич метнул файер в шею нашему вратарю Игорю Акинфееву, это показалось дикой случайностью. Лазаревич сам сдался полиции и трогательно утверждал, что горящий файер прилетел ему под ноги, а он просто отбросил "снаряд" куда попало. Попало в нашего вратаря: спасибо, что не убил.

Когда матч был окончательно прерван на 67-й минуте после двух остановок – на 35 минут в первом тайме и на 30 минут в перерыве между таймами – это уже была железобетонная закономерность.

В тот момент мы уже имели дело с насилием, в котором были виноваты обе стороны. И политика России (а не только конкретные отморозки на трибунах) в том числе. Ненависть – заразный вирус. А радикальные футбольные фанаты во всем мире заражаются им в числе первых.

Дикость конкретных людей, швыряющих файеры на футбольное поле или вырванные с мясом кресла, как это было в Подгорице и десятки раз случалось на обычных матчах чемпионата России по футболу, не обсуждается. Обсуждается другое. УЕФА перед матчем предупреждал, чтобы фанаты обеих сборных не выражали публично свои политические взгляды. Этот призыв был проигнорирован. После Крыма "мы" ездим в Европу сжигать флаги, публично рвать на себе тельняшку, демонстрируя собственную неимоверную крутизну.

Болельщики сборной России начали устраивать политические акции еще до матча. Под кричалку "Русские и сербы – братья навек" (это как раз на здоровье) сожгли в центре черногорской столицы… американский флаг. При этом Черногория, в отличие от России, США врагом не считает. Более того, находится на завершающей стадии переговоров о вступлении в НАТО.

Со времен обмена олимпийскими бойкотами прошло три с лишним очень горячих десятилетия. Уже нет в живых некоторых стран – участниц тех политических битв вокруг большого спорта. Но политика из спорта никуда не делась.

На стадионе и российские, и черногорские болельщики сидели с флагами ДНР (отдельный вопрос, откуда они взялись у черногорских фанатов). Что не спасло в итоге ни от взаимного дружеского обмена файерами, ни от, простите, махалова с помощью кресел между "братьями навек". В конце концов, давно ли мы официально называли себя братьями с украинцами? А наш президент и вовсе продолжает утверждать, что русские и украинцы один народ. Но эти слова не спасают от братоубийственной войны.

Разумеется, черногорские СМИ дружно осудили поведение своих болельщиков – футбол в Черногории любят, гарантированной потери трех очков за техническое поражение не хотят. Их команда теперь окончательно потеряет и без того небольшие шансы попасть на Евро-2016.

Но когда один из основателей Всероссийского объединения болельщиков Андрей Малосолов на полном серьезе утверждает, что в случившемся нет никакой политики, что "это элемент балканской культуры футбола", он сильно упрощает реальность. Разумеется, буйный нрав болельщиков из Балканских стран хорошо известен. Но когда из-за массовых беспорядков на трибунах был сорван отборочный матч к Евро-2016 между Сербией и Албанией, даже чиновники УЕФА, обожающие повторять как мантру "спорт вне политики", признали политический характер столкновений. И решение приняли политическое, чтобы не злить (ну, или разозлить одинаково) два откровенно ненавидящих друг друга народа: Албании присудили техническое поражение, а у Сербии просто забрали три очка за победу.

Со времен обмена олимпийскими бойкотами (США и еще десятки государств бойкотировали летнюю Олимпиаду-1980 в Москве, а СССР и страны соцлагеря ответили взаимностью на следующей летней Олимпиаде-1984 в Лос-Анджелесе) прошло три с лишним очень горячих десятилетия. Уже нет в живых некоторых стран – участниц тех политических битв вокруг большого спорта. Но политика из спорта никуда не делась.

Вот и сейчас тот же УЕФА не признал Крым частью России, запретив крымским командам играть в нашем чемпионате. Тут уже даже наши чиновники, тоже обожающие на словах отделять спорт от политики, заговорили про политическое решение.

В мировом футболе идет глобальная антирасистская кампания – она абсолютно политическая. Даже у нас с 30 марта завели инспектора Российского футбольного союза по антирасизму – правда, "белого человека" Алексея Толкачева, которому расизм в России по определению не грозит. Инспектор в первом же после назначения интервью заявил: "Считаю, проблема расизма в нашем футболе несколько раздута. Болельщики конкурируют между собой явно не по расистскому принципу. Те же фанаты "Спартака" и ЦСКА принадлежат к одной расе, что не мешает им выяснять отношения".

Ну да, ну да. По расистскому принципу у нас многие болельщики действительно не конкурируют – наоборот, объединяются. И вместе бросают бананы или вывешивают расистские баннеры на трибунах.

Уже даже в главном футбольном клубе басков – "Атлетике" из Бильбао, по политическим мотивам из принципа никогда не бравшем к себе легионеров, появились иностранные игроки. Но хотя бы один чернокожий футболист в питерском "Зените" до сих пор так и не появился: фанатские группировки против. А недавно они обиделись на своего украинского легионера Анатолия Тимощука, навестившего в госпитале украинских солдат. В этой обиде, по-вашему, тоже нет никакой политики?

В СССР спортивные победы власть публично выдавала за демонстрацию преимуществ социалистического строя. И сейчас, если бы после Олимпиады в Сочи в нашей жизни не случилась "Украина", Россия до сих пор считала бы эти Игры именно политическим триумфом. Кульминацией правления нынешней власти. Демонстрацией нашей открытости миру и возрождения славы великой спортивной державы. Правда, никаких флагов Новороссии ни на каких трибунах явно бы не наблюдалось. И никто бы не принимал решение во избежание неприятностей не сводить вместе в футбольных еврокубках российские и украинские клубы, как сделал УЕФА.

Большой спорт, особенно Олимпиады как главные соревнования человечества и игровые виды как самые популярные, неизбежно становится ареной политических манифестаций. В Испании в этом году в финал Кубка короля по футболу вышли баски из "Атлетика" и каталонская "Барселона". Финал они хотят провести на "Сантьяго Бернабеу", стадионе мадридского "Реала". Но и сам "Реал", и некоторые испанские политики категорически против: по их мнению, главные испанские сепаратисты, баски и каталонцы, на мадридских трибунах будут публично оскорблять Испанию. Хотя бросать файеры – точно не часть испанской футбольной культуры.

Так что, когда начнут звучать призывы бойкотировать чемпионат мира по футболу – 2018 в России (только что ФИФА отказал в таком призыве 13 американским сенаторам), не надо отвечать бессмысленным заклинанием "спорт вне политики". Эти призывы можно гневно осуждать, но вряд ли разумно считать не имеющими отношения к спорту.

Болельщики, особенно из тех, кто сбивается в стаи фанатских группировок, почти везде в мире ярко выраженная патриотическая, а порой и ультранационалистическая часть общества. Уже только поэтому спорт – политика.

Как и в других проявлениях политического, в спорте важно не быть агрессивным против правил самому и не провоцировать агрессию других. Чтобы принцип честной игры, фейр-плей, не превращался в файер-плей. Как в матче Черногория – Россия. Собственно, как и во всей сегодняшней российской политике.

* * *

Автор "Блога 31" на сайте "Sports.Ru" рассказывает, как устроен рынок платного спортивного телевидения, куда он движется и почему клубам пора искать другие источники доходов.

Когда пару недель назад я собирал информацию для материала о крупнейших телевизионных сделках последних 6 месяцев, меня не покидала мысль о том, что на рынке телеправ довольно стремительно надувается пузырь, который рано или поздно должен лопнуть. Неожиданно мне на глаза попалась небольшая заметка на эту же тему, которая, вместе с фразами из разных интервью и общеновостным потоком на эту тему, позволяет сделать довольно интересный прогноз.

Главная тенденция последних лет помимо постоянного роста стоимости прав – это увеличение срока действия соответствующих контрактов. Вот несколько свежих примеров из Северной Америки:

– ESPN заключает 8-летнюю сделку с NFL, рост стоимости прав – 73%;

– Turner и Disney получают права от NBA на 9 лет, рост стоимости прав – 187%;

– ESPN заключает сделку с NCAA (студенческие лиги США) до 2026 года, права стали дороже в 3.5 раза!

При этом еще в 2002 году один из ведущих игроков на американском рынке спортивных трансляций, канал Fox, списал $909 млн. из-за переоценки стоимости пакета спортивных прав, приобретенных в конце 1990-х. Президент телекомпаниизаявил тогда инвесторам с присущей американцам прямотой: "Думаю, мы переплатили". Что же заставляет каналы продолжать участвовать в этой гонке вооружений?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала я вкратце расскажу, как работает рынок платного телевидения, для примера возьмем тот же ESPN. В Европе ситуация немного иная, но принципы похожие. Основной доход канал получает от кабельных сетей, которые ретранслируют его сигнал и физически доставляют до телевизоров людей. Поскольку качество контента у ESPN крайне высокое (многие основные спортивные трансляции идут именно там), то ежемесячно за каждого абонента сети платят $5, а в год это дает $6 млрд. В свою очередь, такое широкое покрытие позволяет ESPN зарабатывать $3.5 млрд. на рекламе. А держится вся эта система именно на спортивных трансляциях с их безумной популярностью. В последние годы не меньшую роль начинают играть "сериальные" каналы с "Играми престолов", "Аббатствами Даунтаун" и проч., но суммарные спортивные рейтинги все равно сильно выше. В итоге на сегодняшний день средняя стоимость пакета платного телевидения для американской семьи превышает $1000 в год, и это без учета интернета и домашнего телефона! Для сравнения, стоимость платного ТВ от Билайн, которое подключено у меня дома, не превышает $100 даже по старому курсу. А схема работы каналов с тем же Триколором в принципе не предусматривает значительных выплат за абонентов со стороны последнего.

В последнее время как в Европе, так и в Штатах набирает силу тенденция "обрезания проводов", когда люди, не желая платить безумные деньги за плохо спакетированный набор каналов, просто отключают платное ТВ и переходят на стриминговые сервисы, трансляции в интернете (в том числе нелегальные) и походы в бары. Понятно, что на каждого такого отказника каждый месяц появляется условно 5 новых пользователей, которые переехали в новую квартиру, купили большой телевизор и теперь хотят по полной использовать его возможности, но уже через пару лет (а то и раньше) и они поймут, что HD-пакет мало кому нужен, а трансляцию любимой команды в точно таком же качестве можно официально купить в интернете (НТВ+), или посмотреть в стандартном качестве бесплатно (sportbox.ru). Понятно, что на Западе опций зачастую даже больше.

Клубам в будущем в гораздо большей мере придется рассчитывать на доходы от матчей, разнообразные предсезонные турне, коммерческие сделки и трансферы. Поступления от ТВ не прекратятся, но рекорды бить перестанут, и их удельный вес в структуре доходов будет постепенно снижаться

Все это не может не волновать ТВ-гигантов, ведь обнародованное 2 года назад исследование показало, что в случае "распакетирования" каналов индустрия лишится половины своего текущего дохода. Иными словами, если позволить пользователям подключать каналы по одному, без пакетов, суммарные поступления сетей и самих каналов в США снизятся на $70 млрд. в год, а в глобальном масштабе на рынках останется по 10-20 игроков.

Нужно понимать, что такое развитие событий с одной стороны ставит под угрозу доходы лиг и клубов, а с другой – позволяет (по крайней мере в США) болельщикам покупать контент напрямую у лиг, минуя посредников, что выгоднее и для тех, и для других. Думаю, рано или поздно на этот рынок выйдут и стриминговые сервисы вроде Netflix. В конце концов, до "Карточного домика" никто всерьез не думал, что такие игроки могут заниматься производством сериалов мирового уровня.

В этой ситуации каналы действуют по принципу "надо брать, а там поглядим". В прошлом году NBC заплатил почти $8 млрд. за права на показ Олимпийских Игр в США с 2021 по 2032 год. До начала контракта было 7 лет, закончится он через 18, и что будет с технологиями и рынком в целом, никто даже не представляет. Когда во время Игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 году встал вопрос с интернет-трансляциями, чиновники МОК не очень понимали, что делать, ведь в момент, когда в середине 1990-х подписывали договор о правах, слово интернет еще писали с большой буквы.

Многим уже ясно, что вечно так продолжаться не может, и спортивную индустрию вполне возможно ждет то же, что и музыкальную 10 лет назад, когда продажи CD перестали приносить музыкантам основной доход, а заработать большие деньги стало возможным только концертами и рекламой. Грубо говоря, клубам в будущем в гораздо большей мере придется рассчитывать на доходы от матчей, разнообразные предсезонные турне, коммерческие сделки и трансферы. Поступления от ТВ не прекратятся, но рекорды бить перестанут, и их удельный вес в структуре доходов будет постепенно снижаться.

Раз уж мы заговорили о музыкантах, то у российских футбольных клубов тут ситуация прямо противоположная той, что сложилась у русских исполнителей, которые в силу пиратства никогда не надеялись на продажи дисков, а полагались в основном на "чёс", на годы опередив в этом зарубежных коллег. Наши клубы вряд ли уже успеют застать "золотой дождь" телевизионных денег, поэтому имеет смысл пока не поздно научиться зарабатывать на эксплуатации стадионов, коммерческой деятельности, а ЦСКА пора перейти от слов к делу и отправиться уже в предсезонный тур по Китаю, который Евгений Леннорович Гинер анонсировал пару лет назад.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG