Ссылки для упрощенного доступа

Кабардинский амир нарушил сезонное затишье на Кавказе


Родственники погибших и пропавших год назад без вести жителей Нальчика до сих пор не могут отыскать следы близких им людей
Родственники погибших и пропавших год назад без вести жителей Нальчика до сих пор не могут отыскать следы близких им людей

На исламистском сайте «Кавказ-центр» появилось заявление амира Сейфуллаха, командующего так называемым кабардино-балкарским сектором Кавказского фронта, объединящего, как заявляется на сайте, все подпольные вооруженные группировки Северного Кавказа. Амир Сейфуллах пообещал спланировать и организовать на территории Кабардино-Балкарии масштабные военные акции. Он также угрожал расправой чиновникам и сотрудникам местных силовых структур.


Известный ученый-кавказовед Сергей Маркедонов полагает, что, если даже к угрозам амира Сейфуллаха и не относиться серьезно, следует учитывать, что проблемы, породившие в Кабардино-Балкарии протестный исламский радикализм, не разрешены. «Мне кажется, - говорит ученый, - что любуют угрозу, которая появляется на "Кавказ-центре", надо делить на 50. Потому что невыполненных угроз было много - и от Шамиля Басаева, и от других разных лидеров. С другой стороны, надо понимать, что ситуация в Кабардино-Балкарии очень непростая. Политика, заложенная покойным ныне президентом КБР Валерием Коковым, продолжается. Я имею в виду не этническую политику, которая, на мой взгляд, была вполне релевантна, а религиозную. Она продолжается, несмотря на то, что новый президент Арсен Каноков неоднократно говорил, что не может быть такой ситуации, когда МВД является главным идеологическим проводником религиозной политики. Эта политика приводит новых людей в ряды подполья. Кабардино-Балкария в этом смысле становится прибежищем неофитов».


Правозащитнику Валерию Хатажукову кажется странным, что для своих угроз амир Сейфуллах выбрал глубокую осень, период, когда все сезонные битвы уже отгремели. В республике, говорит он, нет никаких катастрофических ожиданий: «Если бы что-то могло произойти, это обязательно произошло бы летом. Кроме этого, здесь никогда не было культурно-исторических предпосылок для появления фундаменталистского проекта. Год назад в Нальчике произошло катастрофическое недоразумение. Люди, которые хорошо знают ситуацию и ориентируются в обстановке, прекрасно понимают, что и речи не может быть, чтобы, допустим, здесь сотни людей могли долгое время скрываться».


Главный редактор информационного агентства Caucasustimes.com Ислам Текушев считает, что лидер кабардино-балкарского подполья, возможно, пытается подобным образом заново сплотить своих единомышленников и поднять их боевой дух: «Анзор Астемиров (он же амир Сейфуллах. – РС) известен, прежде всего, как один из самых эрудированных и тонких богословов в области радикального ислама на Кавказе. Большинство его текстов, которые периодически появляются на сайте "Кавказ-центр", посвящены теории и практике джихада. В его нынешнем выступлении с этой точки зрения ничего особенно нового нет. Он, как и ранее, разделяет общество на послушное начальственной воле большинство мусульман и избранных, тех, кто отстаивает истину с оружием в руках на путях Аллаха. Все, кто не способствует по мере своих сил победе подпольного кабардино-балкарского джамаата, автоматически переходят в категория лицемеров. Все это предельно ясно. Из всего сказанного Астемировым новостью можно считать только то, что после нападения на Нальчик в октябре прошлого года это первое напоминание со стороны Сейфуллаха о себе, как об амире, командующем вооруженным подпольем. И хотя многие в республике сомневаются в том, что подполье еще существует, возможно, оно оправилось после разгрома и хотело бы вновь заявить о себе, как о дееспособной организации».


Утверждения, что кабардино-балкарское подполье разгромлено, не кажутся Сергею Маркедонову обоснованными. Главное, что протестный потенциал на Кавказе, который может служить основой для любого мятежа, остается достаточно высоким. «Я бы никогда не спешил рапортовать об успехах на Кавказе, - говорит Сергей Маркедонов. - В 1999 году после вторжения Басаева и Хаттаба в Дагестан и последовавшей затем "контртерористической операции" казалось, что вся инфраструктура подполья разрушена. Но пришел 2004-й, 2005-й, 2006-й год, и мы увидели, что события в Дагестане напоминают сводки с фронта. Западные журналист и политологи меня часто спрашивают: можно ли оценить численность боевиков, где их центры? Проблема в том, что здесь мы попадаем в очень серьезную ловушку. Потому что определить точную численность мы не можем. На Кавказе, помимо чисто религиозного момента (он есть, конечно), имеет место социальный подтекст. Сегодня ты можешь быть человеком, далеким от религии, но завтра тебя вдруг незаконно задержали, нарушили твои права, и ты становишься не просто салафитом по своим религиозным убеждениям, но воинствующим салафитом. Мне кажется, необходимо менять сами основы управления кавказским регионом. Нельзя кавказские республики рассматривать как окраины, которые должны быть внешне лояльны и не интегрированы. Это можно было делать в XIX веке. В веке XXI нужно интегрировать эти территории, а жителей - интегрировать и делать лояльными российскими гражданами. Если этот процесс интеграции не происходит, то количество салафитов может стать огромным».


По мнению Сергея Маркедонова, если даже за угрозами, подобными той, что прозвучала от амира Сейфуллаха, ничего не стоит, в более широком контексте само существование вооруженного подполья есть свидетельство общественного неблагополучия.


XS
SM
MD
LG