Ссылки для упрощенного доступа

Россия планирует в 2007 году вступить в ВТО


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова и Георгий Кобаладзе.



Виктор Нехезин: Вчера США дали согласие на вступление России во Всемирную торговую организацию. На встрече в Ханое министр экономического развития России Герман Греф и торговый представитель США Сьюзен Шваб подписали соглашение об успешном окончании двусторонних переговоров по этому вопросу. Против выступают Грузия и Молдавия, но российские официальные лица полагают, что процесс необратим. Герман Греф заявил, что Россия может вступить в ВТО уже в следующем году, и большинство экспертов склонны с ним согласиться.



Любовь Чижова: По окончании двусторонних переговоров по вопросу о вступлении России в ВТО министр экономического развития Герман Греф заявил журналистам, что членство России во Всемирной торговой организации крайне положительно отразится на ее экономике. В качестве примера министр напомнил о недавно вступившем в ВТО Китае.



Герман Греф: Опыт такой страны, как Китай, показал: после присоединения Китая к ВТО был очень резкий всплеск интереса к Китаю, приток инвестиций на китайский рынок и создание десятков тысяч новых рабочих мест. Мы прогнозируем, что примерно такой же процесс будет происходить и в России. Очень важная позиция, может быть, для наших потребителей - это автомобили. В течение 4-5 лет пошлина на автомобили упадет в 1,5 раза. Все это будет делаться плавно, одновременно мы будем создавать механизмы, которые позволят развивать наше внутреннее производство, защищать внутренних производителей.



Любовь Чижова: Против вступления России в ВТО выступают Грузия, Молдавия и Коста-Рика. Особенно активно - Грузия. Власти Грузии вновь заявили, что наложат вето на вступление России в ВТО, если Москва не прекратит торговлю с Абхазией и Южной Осетией в обход официального Тбилиси.


С подробностями наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Заместитель министра экономического развития Грузии Вахтанг Лежава подтвердил в интервью телекомпании «Рустави-2», что, несмотря на смену министров, позиция Грузии на многосторонних переговорах по вопросу вступления России в ВТО остаётся неизменной.



Вахтанг Лежава: Сейчас Россия не имеет нашего согласия и не получит согласия до тех пор, пока не будут легализованы таможенные контрольно-пропускные пункты на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы. Мы согласимся на вступление России в ВТО только при удовлетворении этого требования.



Георгий Кобаладзе: Напомним, что для «легализации» контрольно-пропускных пунктов, через которые осуществляется торговля между Россией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией с другой, возможно только в том случае, если грузинские таможенники и пограничники получат возможность контролировать грузопоток. Но власти Абхазии и Южной Осетии с этим категорически не согласны, и вряд ли их позиция изменится. А Россия, по мнению наблюдателей, не пойдет на фактическое блокирование непризнанных республик. Даже в обмен на ВТО.



Любовь Чижова: Готова ли Россия к вступлению в ВТО и выгодно ли это ее обычным гражданам – дискуссии об этом ведут российские экономисты. Профессор высшей школы экономики Евгений Ясин в целом положительно оценивает вступление России во всемирную торговую организацию, но считает, что не все отрасли российской промышленности готовы к настоящей рыночной конкуренции.



Евгений Ясин: Вероятность вступления в ВТО все увеличивается, и в 2007 году это вполне реальное событие, учитывая то, что российский министр Греф и американский торговый представитель Сьюзен Шваб подписали текст соглашения. В принципе, их подписи окончательные, и это означает, что главный барьер на пути вступления в ВТО - США - Россия взяла. Но надо дожить еще, когда президенты подтвердят это соглашение. Дальше - переговоры еще с Грузией, Молдавией и Коста-Рикой, которые тоже еще своего окончательного согласия не дали.



Любовь Чижова: Могут ли Грузия, Молдавия и Коста-Рика помешать этому процессу реально?



Евгений Ясин: Я думаю, что реально нет. Но какие-то неприятности могут чинить, и возможно, что России еще придется идти на какие-то уступки. Потому что формально каждая страна - член ВТО является равноправной, и возражение одной может положить предел российскому желанию вступить. Но это уже, конечно, не США.



Любовь Чижова: Евгений Григорьевич, а напомните, пожалуйста, историю вопроса, почему так долго Россию не пускали в ВТО?



Евгений Ясин: Я думаю, что здесь обстоятельства главные такие. Всякий раз, когда в ВТО вступает крупная страна с сильной экономикой, которая играет важную роль в мировой торговле, это процесс усложненный. И это обусловлено тем обстоятельством, что внутри ВТО появляется еще один член, который может существенно влиять на правила игры. А учитывая то, что ВТО постоянно правила игры пересматривает, изменяет какие-то отдельные моменты и так далее, это существенно. Заметьте, что некоторые другие страны, которые раньше были республиками Советского Союза, вступали без каких-то проблем: Киргизия, Грузия, Молдавия. Это было просто как бы признание их склонности к свободной торговле и демократическим ценностям что ли, может быть, немножко в пику России. В общем, это делалось легко.



Любовь Чижова: А что произойдет, когда Россия вступит в ВТО? Что изменится в стране, как это отразится на обычных гражданах?



Евгений Ясин: В России боятся этого. И наши бизнесмены, предприниматели, да и население побаивается того, что будет дополнительный приток товаров импортных, которые будут создавать дополнительную конкуренцию для российских предприятий. Вообще, такое настороженное отношение в России, особенно в последнее время, в связи с тем, что наши отношения с Западом как-то осложнились, стали проявлять больше упрямства, амбиций и так далее, - это тоже играет свою роль. Население очень чутко на это реагирует. Реально это действительно будет для России непростая ситуация. Потребители определенно выиграют от этого, потому что усиление конкуренции, снятие барьеров, более открытая экономика, это несомненно, ведут к обострению конкуренции и относительному снижению цен, к повышению качества продукции и так далее. Что касается производителей, ситуация такая. Определенная группа производителей или выиграет, или для нее это будет безразлично. Например, для нефтегазового сектора есть ВТО или нет - им все равно, потому что у них и так конкурентоспособные товары, желательные на любом рынке. Для других - это большая часть российской промышленности и сельского хозяйства - это усиление конкуренции. Конкуренцию не любит никто, хотя все клянутся в том, что понимают ее важность. В России ее не любят так же, как везде, но еще больше боятся. Половина российских предприятий живет, вообще не зная, что такое конкуренция.



Любовь Чижова: А может это как-то простимулировать российских производителей?



Евгений Ясин: Как раз и должно. Я могу сказать так. Детей можно воспитывать по-разному. Можно их закармливать сладостями, рассчитывая на то, что они вас за это больше будут любить, а можно держать в строгости, а иногда и наказывать розгами. Что полезнее - это вопрос. Я думаю, что нам строгость, жесткость условий, такой, я бы сказал, спортивный режим более полезен, чем расслабленность. И в этом смысле ВТО, если даже кто-то там насчитает какие-то потери в течение ближайших лет, в конце концов должна дать позитивный эффект - показать наши способности, повысить наше конкурентное преимущество.


XS
SM
MD
LG