Ссылки для упрощенного доступа

Новый мемориал для новой Украины


Вечный огонь в парке Славы. Снимок Владимира Ивахненко
Вечный огонь в парке Славы. Снимок Владимира Ивахненко

В последний момент в Киеве отказались от намерений механически соединить в парке Славы память двух войн

В Киеве ко Дню независимости 24 августа при входе в парк Славы собирались заменить надпись “1941–1945” на ставшие популярными после Евромайдана лозунги "Слава Украине!" и "Героям Слава!". Кроме того, здесь же, возле Вечного огня намеревались захоронить останки двух неизвестных солдат, в том числе и одного погибшего в ходе боевых действий на востоке страны. Однако позиция общественности заставила власти отказаться от таких планов. Теперь в президентской администрации обещают возвести новый мемориал – Национальный пантеон всем погибшим героям за свободу и независимость Украины.

Церемония захоронения останков двух бойцов под обелиском у Могилы неизвестного солдата должна была состояться в киевском парке Славы утром 23 августа. Останки неизвестных воинов недавно обнаружили буквально на одном месте на территории Донбасса: один из бойцов погиб во время недавних боевых действий, другой, как утверждается, – в период Второй мировой войны. Ко Дню независимости Украины предполагалось заменить надпись у входа в парк Славы (на сайте “Наш Киев” опубликована фотография, как это могло бы выглядеть на практике).

Против таких инициатив властей выступили некоторые общественные и ветеранские организации, краеведы и историки, отметив, что такие изменения преждевременны и незаконны. В 2009 году этот мемориал признан правительством памятником национального значения, что запрещает вносить в его композицию какие-либо коррективы. Председатель Киевской организации ветеранов войны Николай Мартынов убежден, что попытки изменить привычный облик мемориала связаны с недавними законами Верховной Рады о декоммунизации. Кроме того, Мартынов подозревает, что у обелиска хотели захоронить останки не бойца антитеррористической операции, а бойца враждебной для советских ветеранов Украинской повстанческой армии:

Николай Мартынов
Николай Мартынов

– С моральной точки зрения это несовместимо – таково наше ветеранское мнение. Во время Второй мировой войны наши воины сражались с фашистами, а УПА – они же с другой стороны сражались. С точки зрения правовой, прозвучавшее предложение также неприемлемо. Не следует проводить реконструкцию памятника без экспертизы и общественного обсуждения. С точки зрения исторической правды все это вообще не клеится. В парке Славы нагромоздили и Вечный огонь, и стелу Неизвестному Солдату, и "Свечку" – мемориал в память о голодоморе. Теперь там хотят еще что-то установить! У ветеранов к таким планам категорически отрицательное отношение. Но мы считаем, что если президент прислушался к общественному мнению и отставил это дело, то возобладало благоразумие.

Наша главная проблема в том, что мы до сих пор плохо друг друга слышим

Администрация президента Украины отменила церемонию перезахоронения двух солдат и дала указания не менять надписи на входе в парк Славы после того, как планы власти были в штыки восприняты главным образом общественными организациями. Первым возмутился эксперт по общественным коммуникациям, волонтер “Киевархитектуры” Дмитрий Гурин. На своей странице в Facebook он написал: “…Никакая группа людей не может узурпировать принятие решение по вопросам национальной памяти. Мемориал "Парк Вечной Славы" должен быть переосмыслен – путем открытого профессионального конкурса и широких общественных обсуждений, как это записано в законах Украины и как это происходит во всех демократических странах”.

Дмитрий Гурин
Дмитрий Гурин
– Национальный мемориал может фиксировать вещи, о которых существует общественный договор, – считает Дмитрий Гурин. – Для того чтобы что-то зафиксировать, сначала нужно договориться. Изменения, которые предполагалось вносить, вызвали очень разные вопросы у самых разных групп людей. Одни считали, что нельзя хоронить останки воинов АТО в мемориале, который посвящен Второй мировой войне, это оскорбительно. Другие отмечали: этот памятник построен почти 60 лет назад, он посвящен конкретному событию, и современные внедрения неуместны. Третьи считали, что оскорбительна сама идея хоронить кого-то сейчас под безымянной плитой, поскольку есть средства идентификации, и мы должны приложить все усилия для того, чтобы определить имя этого человека и похоронить его под его именем и с воинскими почестями. Четвертые говорили: в мире нигде не сооружают мемориалы до окончания войны, а война на востоке Украины продолжается. В обществе есть разные мнения. Можно сколько угодно обсуждать, какие из них правильные, но пока мы не договоримся, мы не должны их фиксировать. Я рад, что нашлись умные люди и в администрации президента, и в других органах власти. Наша главная проблема в том, что мы до сих пор плохо друг друга слышим.

Отказавшись от перезахоронения останков двух воинов в парке Славы, в президентской администрации объявили, что вопрос возведения мемориала защитникам свободы, независимости и территориальной целостности Украины будет вынесен на общественное обсуждение, для чего создается специальный оргкомитет. Эту идею поддержал руководитель Института национальной памяти Владимир Вятрович, выступивший в разгоревшемся скандале вокруг парка Славы на стороне общественности:

Мы должны превратить неизвестного солдата в символ памяти о всех погибших в войне с Россией

– Это обсуждение завершилось важным результатом. Мы получили заверение президента о том, что будет создана специальная комиссия, которая разработает концепцию Пантеона национальных героев. Думаю, что Украина нуждается в таком пантеоне, и он будет находиться, очевидно, в Киеве. Будет ли это место иметь отношение к парку Славы – решит комиссия. Я уверен, что этот Национальный пантеон должен включать захоронения людей разных поколений, которые боролись за независимость Украины, начиная с ХХ века. Там должны быть могилы бойцов и Украинской Народной Республики, и Украинской повстанческой армии, и Красной Армии, а также прах бойцов нынешней войны с Россией. Согласно концепции Национального пантеона, который разработали в Институте национальной памяти, центральным элементом этого монумента должно быть как раз захоронение неизвестного солдата – участника войны с Россией. К сожалению, у нас есть и еще будут неизвестные солдаты в этой войне. Мы должны превратить неизвестного солдата в символ памяти о всех погибших в этой войне.

Публичное обсуждение темы будущего мемориала станет бессмысленным балаганом

Останки двух неизвестных солдат в Донбассе нашли бойцы 79-й бригады Вооруженных сил, которых опекает волонтер и советник президента Украины Юрий Бирюков. По его словам, уже 23 августа в парке Славы могло появиться место, где “конкретные живые люди могли бы помянуть своих побратимов, а теперь этого места не будет”. Публичное же обсуждение темы будущего мемориала, как сказал Бирюков в телефонном разговоре с Гуриным, станет бессмысленным балаганом, и сам мемориал павшим за волю Украины построят не раньше чем лет через двадцать. Скорее всего, считает Бирюков, такого мемориала не будет никогда. Вот что по этому поводу говорит Дмитрий Гурин:

– На Украине есть народ, но пока нет государства. Любые серьезные изменения приходится проталкивать, и Бирюков тоже сталкивается с этим противодействием системы. Возможно, и эту историю он воспринял как противодействие, но это не так. Это – просто просьба остановиться, поговорить и подумать. Дело здесь не в мемориале: мы все боимся, что у нас не будет новой страны, которую сейчас пытаемся построить. И все же надеемся: нам удастся построить новую Украину, вот тогда в ней появится и новый мемориал.

XS
SM
MD
LG