Ссылки для упрощенного доступа

Братец Джак и папаша Венути


Джо Венути. Гамбург, 1971
Джо Венути. Гамбург, 1971

МакДафф и Венути с короткой вставкой несомненного шедевара еще одного сентябрьского кота пианиста Бада Пауэлла.

Дьёрдь Лигети говорил, что «орган – это самый большой протез в мире». Для джазменов этот «королевский инструмент европейской традиции» не был доступен до 1935 года. В американских церквях там, где это было доступно пастве, играли на духовых органах. Но в 1935 году Лоуренс Хэммонд спроектировал и собрал первый электрический орган. Первоначально органы Хэммонда покупали баптистские и методистские церкви, но вскоре на нем начали играть не только госпелс, но и блюз, джаз и рок. Я зрел это компактное чудо в джаз-холле гостиницы «Меридиан» в Париже. На органе играл уже не молодой, но полный бешеной энергии Джимми Смис.

В моей любимой Кинешме, Калуге, Камышеве, Киеве, Казане (откуда моя бабушка и прадед), Кашире, где мне довелось гостить у чудесной барышни, Кронштадте, Кадисе, где столько теперь не очень бедных русских и на все остальные буквы кроме Ы (есть город Ыб в республике Коми), вы слушаете еженедельное, иногда ерничающее, чаще свингующее, «Время Джаза». Вы можете слушать нас вполуха или в полтора с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в сезонно самом прекрасном времени года, Париже – ваш ДС.

Jack McDuff - Deli Blues For Blakey – 7:45 (Jack McDuff - Jack-Pot – Ars Nova)

«Deli Blues For Blakey», «deli» - у американцев это нечто дико вкусное из магазина деликатесов. Так что это «Вкуснейший блюз для Блейки». В джазе лишь один Блейки – Артур, он же Арт, он же Абдулла ибн Бухайна. Это его исламское имя, сокращенное друзьями до «Бу». Итого «Вкуснейший блюз для Бу», сочиненный ударником Бобби Дорэмом. Джак МакДафф – лидер и мэтр органа. Пьеро Одоричи – тенор-саксофон; Бруно Марини – баритон-сакс; Массимо Фарао – рояль, ну и сам Бобби, автор композиции – на ударных. Легко догадаться о месте записи – это конечно Милан, ну а дата – май 1991 года.

Ёджин МакДаффи по кличке «Братец Джак» родился 17 сентября 1926 года в Кампэйн, Иллинойс. Он начинал с контрабаса, освоил фортепьяно и, уже в роли самоучки, уселся за орган.

Ёджин МакДаффи по кличке «Братец Джак»
Ёджин МакДаффи по кличке «Братец Джак»

Профессионально он начал играть в нью-йоркских клубах «Baby Grand» и «Small’s»… История его выступлений и записей пестра. Это и гастроли по среднему Западу, и участие в большом оркестре Бенни Голсона, это и его собственное трио. Он быстро понял, что органистов не так уж много. Играл на европейских фестивалях в компании Гранта Грина, Роланда Кёрка, Сонни Стита и Кенни Баррела. К сожалению многие записи МакДаффа весьма среднего качества. Кроме – миланских. И тут я весьма огорчен, так как собирался поставить Джака с Роландом Кёрком…

Jack McDuff - Jack-Pot – 7:58 (Jack McDuff - Jack-Pot – Prestige)

«Jack-Pot»; в азартных играх - «Крупный выигрыш». Термин хорошо знакомый «Братцу Джаку». Заодно отличная игра слов для названия диска. Альберто Марсико - автор композиции. Тот же миланский состав комбо: Джак МакДафф – лидер и орган; Пьеро Одоричи – тенор-саксофон; Бруно Марини – баритон-сакс; Массимо Фарао – рояль; Бобби Дорэм – на ударных. Май 1991 года.

После напоминания: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org, у микрофона в Париже Дмитрий Савицкий – еще один знаток игровых столиц – Атлантик-Сити и Лас-Вегаса:

Joe Venuti & Earl Hines - She's Funny That Way – 5:35 (Joe Venuti & Earl Hines - Hot Sonatas - Chiaroscuro Rds) ‎

«She's Funny That Way», «Ну и забавна же она в такие минуты» - точный перевод, на мой взгляд, невозможен. Композиция Уайтинга и Морета. Джо Венути – скрипка и Ёрл Хайнс – рояль. 22 октября 1975 года, Нью-Йорк.

Джо, Джузеппе, Венути, отец джазовый скрипки, по мнению многих, всегда темнил с датами своего рождения. По одной версии он родился 16 сентября 1894 года в Мальграте Ди Лэйкко, Италия, по второй – в Филадельфии, Пенсильвания. Иногда он признавался, что вторая версия его устраивает больше.

Джо Венути – скрипка
Джо Венути – скрипка

Ему казалось, что музыкантов, родившихся за границей ценят меньше. Эмигрировав в США вместе с родителями, он начал учиться играть на скрипке и вскоре стал играть дуэтом со своим школьным приятелем, гитаристом, Сальваторе Массаро, который изменил свою фамилию на Эдди Ланга. Этот дуэт был популярен и в США, и за рубежом до 1933 года, когда Эдди Ланг скончался. Оба музыканта начали карьеру в столице игрового бизнеса, в Атлантик Сити в 21 году. В 1934 году Джо Венути собрал собственный оркестр, перебрался в Калифорнию и стал работать на Голливуд, на Metro-Goldwyn-Mayer.

Но Джо был не менее знаменит, как дикий хохмач, подчас весьма тяжеловесный. К примеру, однажды он пригласил «играть» (в кавычках) в Центральный Парк сотню контрабасистов. Не менее грубоватой шуткой была его проделка с коллегой из оркестра Пола Уайтмэна, который всегда принимал горячую ванну после концерта. Венути пробрался в гостиницу до конца концерта, наполнил ванну горячей водой и бухнул туда полтора килограмма - желатина. От смеха содрогался весь Гарлем, но смех был слегка недобрым: из человека сделали холодец! Не хватало лишь морковки и долек лимона!

Joe Venuti - That's A Plenty – 5:04 (Joe Venuti - Sliding By – Sonet)

«That's A Plenty», буквально «Всего навалом», «Всего в достатке» - композиция Хэнри Кримера и Бёрта Уильямса. Джо Венути – скрипка и лидер; Дик Хаймэн – рояль; Бак Пицзарелли – гитара; Мэйджор Холи – контрабас и Клифф Лимэн – ударные. 15 апреля 1977 года, Нью-Йорк.

Венути мог устроить и вполне театральную хохму. Так, по словам Бинга Кросби, во время выступления с Полем Уайтменом, который руководил самым популярным танцевальным оркестром, был дирижером, композитором и скрипачом, в тот момент, когда Уайтмен закончил свое соло, встал и начал кланяться публике, Джо Венути появился сзади него со своей скрипкой, посыпал ее солью и начал грызть!

Могло быть и проще и хуже. По джазовой 52-й улице Нью-Йорка ходили легенды о том, что если в баре какой-нибудь пьяница надоедал ему разговорами, Джо, делая вид, что его слушает, расстегивал штаны и мочился на соседа!

Ваше еженедельное и свингующее «Время Джаза»! Вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Joe Venuti and George Barnes - Poor Butterfly – 4:06 (Joe Venuti and George Barnes – Gems - Concord)

«Poor Butterfly», «Бедная бабочка» - Голдена и Хаббелла. Вряд ли это была бабочка из коллекции Владимира Набокова! Джо Венути – лидер и скрипка. Джордж Барнс – гитара; Хёрб Микмэн – контрабас и Джейк Ханна – ударные. Август 1975 года, Нью-Йорк.

Но пора сменить инструмент:

Bud Powell - I Remember Clifford – 6:07 (Bud Powell - Bouncing With Bud – Storyville)

«I Remember Clifford» - «Я помню Клиффорда» – тема Бенни Голсона. Бад Пауэлл, родившийся 27 сентября 1924 года в Гарлеме, Нью-Йорк, рояль; NHO Педерсон – контрабас и щетки ударника Уиллема Шиопффе. Копенгаген, 26 апреля 1962 года.

Финишная, увы, уже финишная прямая «Времени Джаза»! Короткие волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Джон Колтрейн
Джон Колтрейн

Ваш любимый, мой любимый, Джон Колтрейн родился в Хамлете, Северная Каролина 23 сентября 1926 года. Джон, за исключением его авангардного периода (сорри!) всегда был моим любимчиком. И я всегда теряюсь, не зная, что поставить из его вещей. Лучшее уже звучало много раз.

John Coltrane – Summertime – 11:31 (John Coltrane - My Favorite Things – Atlantic)

«Summertime», «Летней Порою» - Джорджа и Айры Гершвинов. Джон Колтрейн – тенор-саксофон; МаКой Тайнер – рояль; Стив Дейвис – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 26 октября 1960 года, Нью-Йорк.

Звукорежиссер этого выпуска «Времени Джаза» Александр Аркадьев; автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы прощаемся с вами до следующей недели. Наш адрес вы знаете, это www.svoboda.org. За сим – всех благ, солнечной и удачной недели, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG