Ссылки для упрощенного доступа

Новые обыски по "делу украинских библиотекарей"


Russia – A man walks past the Library of Ukrainian Literature in Moscow, October 29, 2015
Russia – A man walks past the Library of Ukrainian Literature in Moscow, October 29, 2015

В понедельник утром следователи провели обыски у сотрудников Библиотеки украинской литературы, в том числе и у дочери обвиняемой Натальи Шариной

В понедельник утром у работников Библиотеки украинской литературы прошли обыски.

Все три сотрудника, к которым пришли следователи, проходят свидетелями по делу об экстремизме, возбужденном против директора библиотеки Натальи Шариной.

Как утверждает Следственный комитет, обыски связаны с тем, что сотрудники библиотеки были формально трудоустроены в учреждении, но не исполняли свои должностные обязанности. Следственные действия прошли в том числе у дочери Натальи Шариной, Анны Павлюковой. В интервью Радио Свобода она рассказала, что библиотека продолжает работать.

– Сотрудники сейчас работают, правда, не все. К сожалению, Виталий Крикуненко не смог выйти, потому что у него проходил обыск. Его застали по пути на работу. Он уже был на "Киевской", когда ему позвонила жена и сказала, что пришли с обыском. Он, к сожалению, вернулся. Обыск прошел и у Татьяны Мунтян. Она тоже не сможет сегодня выйти на работу, потому что тоже далеко живет. Я вышла, Наталья Николаевна из отдела обслуживания, в административной части сотрудники тоже работают. Читателей сегодня было несколько человек, они приходят, немного удивляются. Ничего, на нас давят, а мы крепчаем.

Перевернули все книги, нашли одну брошюрку по Голодомору и несколько копий актов

–​ Как проходил обыск?

–​ В 7 утра пришли ко мне и к Мунтян. К Крикуненко пришли часов в 11. В общем-то, со мной особо не разговаривали во время обыска. Изъяли какие-то акты, флешку, на которой были запечатлены сотрудники с предыдущего обыска со всеми своими нарушениями. Я сообщила о том, что у нас еще много копий. Так что могут забрать. Перевернули все книги, нашли одну брошюрку по Голодомору и несколько копий актов. Я недалеко живу, поэтому у меня была возможность доехать на работу после обыска. Кстати, пришли сотрудники и попытались без повестки забрать нашего бухгалтера Нину Александровну. Когда она потребовала повестки, ей по факсу переслали –​ просто дата без конкретного времени. У них такая манера –​ они приходят и сразу же тебе дают повестку, что ты сейчас же с ними уходишь. Причем следователь в курсе, что у сотрудников Библиотеки есть адвокат, у него есть телефон адвоката и на любые допросы мы ходим только в присутствии адвоката. Видимо, решили застать врасплох. Нина Александровна отказалась ехать без адвоката, передала телефон сотрудникам и сказала, чтобы они связались с защитником.

Адвокат Натальи Шариной Иван Павлов считает, что такие обыски могут быть своеобразным "жестом отчаяния" в ситуации, когда у следствия нет достаточного количества доказательств:

Следователь так и не пояснил, в чем заключались действия самой Шариной, которые квалифицируются как распространение

–​ Обыски, проходившие сегодня утром, конечно, проходят в рамках этого уголовного дела в отношении директора Библиотеки Натальи Шариной. Следователи пришли рано –​ это традиция, которая соблюдается с давних пор. Сотрудники СК предъявили соответствующее постановление, санкцию суда, разрешающую проведение обыска жилища. И без объяснения, что ищут, начали рыться в документах. У дочери Натальи Шариной изъяли некоторые документы, касающиеся деятельности Библиотеки, в том числе справку о зарплате, которую она как-то получала несколько лет тому назад. Изъяли книгу, одну брошюру. У другой сотрудницы забрали все средства коммуникации –​ телефон, компьютер, планшет. Все что было. Также изъяли несколько книг и кое-какие документы. Потом поехали еще к одному сотруднику, у которого обыск в настоящее время может еще идти. Я не слышал, чтобы обыск был закончен.

–​ ​Насколько я понимаю, в этом деле им инкриминируется разжигание межнациональной розни.

–​ Да. Инкриминируется распространение экстремистской литературы, в которой разжигается эта рознь. Но следователь так и не пояснил, в чем заключались действия самой Шариной, которые квалифицируются как распространение. Что она там сама выдавала книги или отдавала приказ распространять книги с экстремистским содержанием. При этом книги, которые изъяты были в ходе обыска, ряд этих книг, по свидетельствам очевидцев, были подброшены в Библиотеку теми лицами, которые пришли проводить обыск. С этим придется еще разбираться – откуда взялись эти книги. Библиотечная книга имеет определенные атрибуты.

–​ ​Результаты первого обыска вам уже демонстрировали?

–​ Нет, всему свое время. Мы готовы к тому, чтобы после изучения этих документов и книг заявить ходатайство о проведении экспертиз, которые могут установить, библиотечная это книга или нет, когда она была поставлена на учет в библиотеке. Есть возможность определения – давность проставления всех этих штампов. Является ли этот штамп оригинальным, я имею в виду библиотечный штамп на книге. Это будет устанавливаться в ходе экспертиз, –​ сказал Иван Павлов.

Дело в отношении Натальи Шариной было возбуждено 28 октября. Тогда в библиотеке прошли обыски, в ходе которых были изъяты книги Дмитрия Корчинского, одного из деятелей украинского националистического движения. СК тогда сообщил, что в них содержатся призывы к "антироссийской и антирусской пропаганде". 30 ноября суд отправил Наталью Шарину под домашний арест и запретил общаться с третьими лицами, в том числе и с прессой.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG