Ссылки для упрощенного доступа

"Чекисты взялись за правнука"


Иван Непомнящих
Иван Непомнящих

Фигурант "Болотного дела" Иван Непомнящих, проведший почти год под домашним арестом, приговорен к 2,5 годам тюрьмы

Замоскворецкий суд Москвы 22 декабря приговорил к 2,5 годам колонии фигуранта "Болотного дела" Ивана Непомнящих. Он был признан судом виновным в участии в массовых беспорядках и в применении насилия по отношению к полицейским. Молодого человека, который во время следствия и суда находился под домашним арестом, взяли под стражу в зале суда.

Приговор 25-летнему инженеру из Москвы Ивану Непомнящих стал восьмым приговором "Болотного дела". Судебное разбирательство началось в конце августа и проходило в спокойном темпе в течение всей осени. Однако развязка дела получилась стремительной: между прениями сторон и приговором прошло меньше суток. Прения, в ходе которых защита попросила оправдать молодого человека, а прокуратура – признать виновным и приговорить к 3,5 годам колонии общего режима, завершились в понедельник поздно вечером. На утро вторника было назначено оглашение приговора.

Иван Непомнящих, который с момента предъявления обвинений в феврале этого года находился под домашним арестом, пришел в суд со спортивной сумкой с вещами, очевидно, не надеясь на оправдание. Поддержать подсудимого собралось несколько десятков активистов, включая уже освобожденных фигурантов "Болотного дела" – Алексея Полиховича, Илью Гущина, Николая Кавказского и Михаила Косенко.

Мы сами из дома как сомнамбулы взяли сумку для сидения в тюрьме, купили билет в Москву, приехали сюда, пришли в суд – берите нас и сажайте в тюрьму

Судья Алексей Кавешников зачитывал приговор около двух с половиной часов, подробно перечисляя все доказательства обвинения – показания свидетелей, описания видеозаписей с Болотной площади, различные документы и справки, включая перечисления всех травм, которые получили полицейские 6 мая 2012 года. К показаниям свидетелей защиты суд отнесся критически, как и к другим доказательствам, которые предоставили адвокаты. Массовые беспорядки, по мнению суда, "бесспорно" подтвердились приведенными прокуратурой доказательствами, а также уже вступившими в силу приговорами. Суд посчитал Ивана Непомнящих виновным в участии в беспорядках и в том, что он нанес полицейским "не менее четырех ударов рукой и зонтом". Непомнящих приговорили к 2,5 годам колонии общего режима.

Иван Непомнящих дома в Сергиевом Посаде, август 2015 года
Иван Непомнящих дома в Сергиевом Посаде, август 2015 года

Сам молодой человек вину не признал и даже отказался участвовать в прениях сторон и выступать с последним словом. Во время допроса в суде он также не стал отвечать на вопросы прокурора и суда, воспользовавшись правом не свидетельствовать против себя. Полицейские Евгений Гаврилов и Виктор Колмаков, признанные потерпевшими от действий Непомнящих, выступая в суде признали, что вспомнили о том, что они "пострадали" 6 мая, лишь спустя три года после событий на Болотной площади, когда посмотрели предложенное следователями видео.

После оглашения приговора Иван Непомнящих успел попрощаться с отцом и со своим защитником, затем на него надели наручники и увели в конвойное помещения. До вступления приговора в силу молодой человек будет находиться в следственном изоляторе.

По словам отца Ивана Непомнящих Андрея, они с сыном опасались, что судья может дать больший срок, чем запросил прокурор. Андрей Непомнящих рассказал о том, как они готовились к приговору:

– Я даже немного рад, потому что мы ждали худшего... Вчера прокурор попросил дать 3,5 года, и памятуя дело Ильдара Дадина, которому судья от себя добавил год, мы тоже боялись, что дадут четыре года, пять. А тут год скостили. Поэтому нормально. Тем более Иван был к этому готов морально. Получается, с учетом того, что он 10 месяцев отсидел под домашним арестом, получается 1 год и 8 месяцев.

– Как вы готовились? Как прошло ваше утро сегодня?

Я ему всегда говорил, что политзаключенный в России – это гордость

– Мы вчера, когда ехали в электричке, обсудили, что надо взять, какие-то купить сланцы, зубную щетку. Собрали сумку, он попрощался с родными, постарался, как мог, успокоить мать, бабушку. И мы поехали сюда. Очень сюрреалистический момент: мы сами из дома как сомнамбулы взяли сумку для сидения в тюрьме, купили билет в Москву, приехали сюда, пришли в суд – берите нас и сажайте в тюрьму. Удивительная страна! Я ему всегда говорил, что политзаключенный в России – это гордость. Я лично горжусь сыном! Вот эти чекисты, их коллеги из 77-летнего прошлого, убили 20 апреля 1938 года его прадеда, Павла Тимофеевича Непомнящего. Сейчас вот взялись за правнука. И что? То есть мы идем по этому кругу, не извлекая уроков, и нас судьба или Бог опять возвращает к этому кругу, пока мы его не выучим. Получается так. Пока не выучиваем. Собственно, очевидно, что человек невиновен, и поэтому я думаю, что с ним все будет хорошо. Потому что в тюрьме такие же ребята сидят, и многие из них несчастные. Сейчас мне ребята, которые уже отсидели, тот же Илья Гущин, дает мне советы, что надо очередь занимать, что, оказывается, в четыре утра надо вставать, чтобы передачи носить в СИЗО. Он, главное, понимает, что он не жертва случая, вовсе нет. То, что он отказался от дачи показаний, отказался отвечать на вопросы государственного обвинения, отказался отвечать даже на вопросы судьи... А что отвечать? В чем он должен их убежать, в чем? В своем праве конституционном? Не метать бисер перед свиньями – скорее всего, так надо было делать, и он был прав.

Защитник Ивана Непомнящих Сергей Шаров-Делоне отмечает, что этот приговор больше по объему, чем приговор по первому "Болотному делу", когда на скамье подсудимых находились 8 человек. По мнению Шарова-Делоне, это связано с тем, что по сути прокуратура так и не предоставила доказательств виновности подсудимого:

Сергей Шаров-Делоне
Сергей Шаров-Делоне

– Приговор, естественно, несправедливый. Я считаю, не была доказана его вина, не было доказано его участие в массовых беспорядках и его насилие по отношению к полицейским. Мы будем подавать на апелляцию, и это будет сделано до Нового года. Вообще, приговор сказочный просто! Он по объему раза в четыре или в пять, я их не проверял, у меня просто на руках его нет, больше, чем приговор по восьмерым, по первому "Болотному делу", просто по объему страниц. Когда нет доказательств, надо их изобразить, надо 30 бочек арестантов навалить, чтобы за всем этим исчез смысл... Во всем этом приговоре по существу два абзаца, а все остальное – это разговоры вокруг да около. Вина доказывается справкой о получении паспорта… Что этим доказывается? Это вот такой набор всего, что только можно!

– По ощущениям это все-таки самый драматичный приговор. Может быть, еще и потому, что Иван находился под домашним арестом, что давало надежду, что не будет реального срока.

– С этой точки зрения да. С точки зрения драматизма всех событий, конечно, это был самый первый приговор. Есть еще Косенко, там ситуация была аховая, с возможным принудительным лечением, – напоминает Сергей Шаров-Делоне.

Пришедший поддержать Ивана Непомнящих фигурант дела Илья Гущин (он вышел на свободу в августе) считает, что приговор был ожидаемым:

Илья Гущин
Илья Гущин

– Условные сроки по этому делу давались исключительно по половому признаку. Ваня, к сожалению, не попадает под эту категорию. По ощущению тяжко, конечно. Парню на полтора года, даже больше, выписали такую судьбу, которую не пожелаешь никому. Все, что я хотел ему пожелать и сказать, я ему сказал, провел краткий инструктаж на случай плохого развития ситуации – рассказал о простых тюремных истинах, которые еще господин Круг как-то записал в своей песне "Не верь, не бойся, не проси". Как бы это ни звучало грубо и попсово, это действительно истина тех мест, куда его отправляют, – говорил Илья Гущин.

"Болотное дело" было возбуждено в 2012 году после того, как согласованная с властями оппозиционная акции "Марш миллионов" завершилась, по мнению властей, массовыми беспорядками. Сейчас в деле 34 фигуранта. Последним – в начале декабря – по этому делу был арестован анархист Дмитрий Бученков. Из более чем трех десятков подсудимых никто не был оправдан. Срок давности по "Болотному делу" истекает в 2022 году.

XS
SM
MD
LG