Ссылки для упрощенного доступа

Китайская практика


Вы знаете, сколько в Китае стоит мужчине пощупать грудь девушки в караоке-клубе? 300 юаней, полсотни долларов. Такую цену за интим-услугу брала пышногрудая девица, а представительный мужчина средних лет лез ей под блузку шаловливой рукой. На том, наверно, они бы и расстались к взаимному удовольствию, как и многие другие посетители и сотрудницы популярных в Китае заведений хорового пения под фонограмму. Но кто-то снял телефонной видеокамерой это радостное соитие прекрасного женского тела и толстого мужского кошелька, а потом выложил ролик в интернет. Журналисты распознали в герое секс-скандала главу села Хуантянь юго-восточной китайской провинции Юньнань.

Морально неустойчивый глава деревни наверняка попал под расследование дисциплинарной комиссии и, как пить дать, огреб по полной программе, предусмотренной в таких случаях для проштрафившихся чиновников. Какое же наказание ему грозило? Предполагаю, шалуна сняли с занимаемой должности и, что серьезнее, исключили из рядов Коммунистической партии. Ну, объявила ему бойкот жена.

Более высокопоставленным и сильнее коррумпированным чиновникам в Китае нынче живется ох как не сладко: с 2012 года в этой стране ведется широкомасштабная борьба с нарушителями всех мастей и рангов. Список коррупционеров возглавил Чжоу Юнкан, бывший министр общественной безопасности КНР, позже – член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК (эти 9 человек фактически правят страной). Оказалось, что главный чекист Китая поставил под личный контроль национальную нефтяную промышленность. Вторым в табеле о рангах взяточников и казнокрадов стоит Лю Тенань, бывший заместитель председателя государственного комитета КНР по делам развития и реформ. Третьим идет Лю Чжицзюнь, бывший министр железных дорог КНР, "отец" китайских скоростных поездов. За ними долгой чередой – другие министры, губернаторы, мэры городов, полицейские начальники.

Невзирая на прежние заслуги и должности, все они получили серьезные тюремные сроки, вплоть до пожизненных, обычно с полной конфискацией личного имущества. Но и брали ведь не стесняясь и по-крупному – в судебных хрониках мелькают суммы с шестью и более нулями. Поскольку крупные коррупционеры занимали высокие должности, они имели широкие возможности помогать в незаконном обогащении своим родственникам и приближенным. По делу Чжоу Юнкана было задержано более 300 его родных и сотрудников, у которых изъято активов на сумму около 90 миллиардов юаней.

Если даже китайский коррупционер успел отправить из страны своих детей и сумел перевести за границу деньги, то вряд ли наворованным попользуются его наследники. Есть в КНР такая статья уголовного кодекса: смертная казнь с отсрочкой исполнения. Сидит такой смертник под вышкой в ожидании инъекции яда и шлет слезные письма заграничным родственникам: верните неправедно нажитое в казну КНР, иначе меня здесь лишат жизни. Как правило, материальный ущерб Китаю возмещается, а коррупционеру за это делается послабление наказания – смертная казнь заменяется пожизненным заключением. Лет этак через 25 за хорошее поведение можно попросить и об освобождении.

В минувшем году в интернете появились снимки, на которых мэр города Ланьчжоу Юань Чжаньтин оказался поочередно запечатлен в наручных часах Vacheron Constantin, Omega и Rolex общей стоимостью около 550 тысяч юаней. Эти фотографии получили миллионы язвительных комментариев пользователей социальных сетей. Критикой "снизу" дело не обошлось, и Юань Чжаньтина по подозрению в коррупции "взяла в оборот" партийная Комиссия по проверке дисциплины, решение которой становится почти готовым текстом судебного приговора.

Нет в Китае разоблачителей, подобных Алексею Навальному, а посадки, да еще какие, есть!

Кто-то скажет, что масштабная кампания по борьбе с коррупцией в Китае связана с приходом в 2012 году к власти нового лидера Си Цзиньпина: победившая внутриполитическая группировка якобы сводит счеты с побежденными. Быть может, отчасти это и так. Но в одном я не сомневаюсь: десятилетняя ротация верховной власти в Китае, завещанная Дэн Сяопином, идет этой стране на пользу. Политбюро ЦК КПК в декабре 2012 года приняло "Правила из восьми пунктов", обязательные для партийных работников, государственных служащих и руководителей учреждений и предприятий. Запрещаются все излишества за казенный счет: нецелевое использование служебных автомобилей, роскошные приемы и банкеты, дорогие апартаменты и подарки.

Си Цзиньпин личным примером показал, как следует себя вести руководителю его ранга. В поездках: без приветственных толп и транспарантов, без красных ковровых дорожек, без избыточного дорожного сопровождения. За столом: незамысловатые кушанья, не более шести блюд и один суп, сопровождающим официальным лицам – приготовленные на скорую руку закуски. Ретивые последователи партийного лидера опростились до того, что стали заказывать на обед всего четыре или три закуски и один суп. Резко снизился спрос на водку "Маотай", всегда считавшуюся обязательной на банкетах.

За три года действия "Правил из восьми пунктов" открыто более 150 тысяч персональных дел, почти 150 тысяч партийных чиновников наказаны. Если отбывающие долгие тюремные сроки китайские коррупционеры вдруг интересуются борьбой со взяточничеством в соседней стране, то они наверняка сильно завидуют российским лихоимцам. И вот что интересно: нет в Китае разоблачителей, подобных Алексею Навальному, а посадки, да еще какие, есть!

Евгений Гончаров – благовещенский литератор

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG