Ссылки для упрощенного доступа

Смерть Варлама Шаламова и судьба швейцарских евреев


День за днём в Интернете появляются любопытные публикации, подчас остающиеся в стороне от самых горячих тем. "Цитаты Свободы" читают такие тексты за вас и для вас!

Можно ли представить себе, что привычные нам банковские услуги уже в недалёком будущем будут предоставлять... социальные сети. По мнению некоторых аналитиков, это вполне реально. Об этом - материал в журнале "Эксперт":

Мнение, что Алибаба и Фейсбук могут потеснить банки, имеет высокие шансы на реализацию, считает и руководитель направления финансовых рынков центра "Общественная Дума" Дмитрий Липатов. Сейчас уже происходят шаги в этом направлении и поскольку всё развивается довольно быстро в нынешних условиях, то изменение формы банковских услуг вполне ожидаемо.

Гиганты интернет-торговли и социальные сети действительно могут в скором времени потеснить традиционные банки на рынке финансовых услуг. Данные компании успешно и уже довольно долго покоряют различные сферы бизнеса. Приход в банковский сектор - только дело времени. Причем базы данных и доступ к широкому кругу клиентов для этого уже у них есть, а это один из основных моментов для успешного бизнеса. Примерно в ближайшие пять лет, полагает Дмитрий Липатов,стоит ожидать явных и коренных перемен в данном вопросе. Вероятно, будут охвачены все сегменты и виды банковских услуг. Все из них можно реализовывать через онлайн-площадки.

Борис Вишневский
Борис Вишневский

В одном из наших субботних обзоров мы уже делились статьёй газеты "Деловой Петербург" о том, как северная столица России готовится к чемпионату мира по футболу. И вот мы снова возвращаемся к этой теме. Депутат петербургского Заксобрания Борис Вишневский считает, что затянувшаяся стройка стадиона может лишить город Кубка Конфедераций - традиционного товарищеского турнира, проходящего за год до мундиаля. Вишневский пишет об этом на страницах "Новой газеты в Санкт-Петербурге":

Внешне все выглядит вполне прилично, но, как уже сказано выше, есть проблемы. Их несколько.

Первая: транспортная доступность стадиона, вмещающего 68 тысяч зрителей (и до 77 тысяч во время концертов).

1 июня 2018 года должна открыться станция метро "Новокрестовская", расположенная рядом со стадионом. То есть прямо перед началом ЧМ-2018, и любой сбой в сроках строительства может привести к тому, что к чемпионату открыть ее не успеют. Отметим, что еще летом 2015 года метростроители достаточно осторожно высказывались о шансах уложиться в заданный срок: для этого проходческий щит надо все время гнать на максимальной скорости, не допуская снижения темпов. При этом сама по себе необходимость "Новокрестовской" (на сооружение которой, помимо 10 млрд рублей из федерального бюджета, уже ушло 2,3 млрд рублей из бюджета Петербурга) вызывает сомнения.<...>

Вторая проблема, связанная со строительством, – финансовая. То, что происходит с курсом рубля, общеизвестно, а часть оборудования стадиона – импортная. С учетом того, что государственная экспертиза проводилась в 2010 году, когда доллар стоил в два с половиной раза меньше, чем сейчас, проблемы очевидны. К тому же к строительству ни разу не применялись утвержденные правительством России положения об индексировании расценок по мере инфляции, что может вполне легально вылиться в сотни миллионов рублей.

Приложение для видеотрансляций Periscope было куплено Твиттером ещё до запуска. BURO247.RU предлагает своим читателям эксклюзивное интервью с создателем Перископа Кейвоном Бейкпуром:

По поводу популярности в России у нас нет точного объяснения, но вот наиболее вероятная догадка: в прошлом году случилось так, что в течение одной недели сразу несколько пользователей Twitter с большим числом фолловеров провели трансляции в Periscope, и это привлекло самые разные аудитории. Молодежь, которая где-то слышала про приложение, попробовала его использовать, и с этого момента пошел сумасшедший рост. В течение нескольких дней я регулярно смотрел какие-то трансляции из России, например, наблюдал, как два парня в какой-то спальне в Москве рэповали и бросали мячик для американского футбола. Подумал: «С ума сойти: это же может где угодно в мире происходить прямо сейчас». На самом деле, ну как еще мне удалось бы стать свидетелем того, как два парня рэпуют в своей квартире, если не через Periscope? Что еще интересно: с того самого момента, как приложение начало набирать популярность в России, мы заметили «эффект домино»: все соседние страны, такие как Казахстан, стали им интересоваться. Можно было открыть App Store и наблюдать, как приложение поднимается в рейтингах на первую строчку, «зажигается» на нашей карте.

Дэвид Линч
Дэвид Линч

Проект tvkinoradio.ru на этой неделе отмечает 70-летие Дэвида Линча. Как отмечает? Разумеется, разговорами о его фильмах:

Нестандартная драматургическая композиция — ещё одно постмодернистское свойство кинематографа Линча. Сквозь его фильмы проходит один простой сюжет — невинный герой-аутсайдер (альтер-эго режиссера?) знакомится с внешним миром, пытаясь осмыслить происходящее вокруг. Но реализуется этот мотив не в традиционной логике сюжетостроения, а в иррациональной или, как бы сказал Линч, интуитивной. Это означает, что коллизия не развивается, а усугубляется, двигается не вперёд, а вширь. При этом познание окружающей среды для героя оборачивается самопознанием, что ещё больше лишает действие внешней логики.

Из-за последнего обстоятельства о Линче ходят слухи, что на самом деле он снимает кино без сценария. Режиссер же убеждает, что тщательным образом прописывает все детали и без готового текста не приступает даже к кастингу. Линч сравнивает этот процесс с собиранием пазла: идеи по отдельности «приходят свыше», и автор ищет их правильный порядок, пробуя «самые сумасшедшие комбинации». Одна из этих комбинаций, использованная в «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв», уподобляет истории ленте Мёбиуса, то есть сюжет движется по кольцевой композиции, заканчиваясь там же, где и начинался, а по сути, не имея ни начала, ни конца.

Граффити с портретом Шаламова, Москва
Граффити с портретом Шаламова, Москва

В журнале "Дискурс" большое и обстоятельное чтение от Александры Свиридовой - эссе о Варламе Шаламове "Чтоб они, суки, знали":

Следует знать, что и на свободе Варламу Шаламову не удалось умереть своей смертью – в кругу семьи в своей постели. Жена отказалась от него, дочь вышла замуж за человека из системы управления лагерей, внуков он никогда не увидел. Он – одинокий полуслепой, полуглухой старик в московской коммунальной квартире, где соседям по очереди надлежало убирать общий коридор и уборную, при не очень ясных обстоятельствах попал в дом престарелых. Оттуда в январе 1982-го года его насильно, объявив сумасшедшим, перевезли в психдиспансер. Голого, в промерзшем «воронке», насильно привязав к стулу… Через двое суток он скончался от пневмонии. Его чудом разыскали в последнюю минуту друзья, и тем спасли от погребения в братской могиле…
Я позволяю себе называть его кончину убийством, так как советская власть знала, что она делает, когда привязывала его к стулу и катала голого по январской Москве. Так же власть знала, с кем она проделывает это: я встречалась с директором дома престарелых, и он рассказал мне, что его раздражали зарубежные гости, которые посещали Шаламова. В то время во Франции Шаламов был удостоен высокой литературной награды и многие зарубежные корреспонденты мечтали увидеть его – Данте 20-го века.
– Я сам лично позвонил в КГБ и попросил оградить меня от их посещений, – сказал мне директор.
Это знание позволит увидеть, что при всей трагичности судеб русских писателей – от убитых на дуэли Пушкина, Лермонтова, до самоубийц Есенина, Маяковского, Цветаевой – трудно в русской литературе найти судьбу страшнее Шаламовской.

Русская версия портала swissinfo.ch продолжает свой проект "Досье: прямая демократия". В очередной серии авторы рассказывают, как в уникальную политическую систему Швейцарии встраивались местные евреи:

Год 1848-ой стал уникальным историческим шансом для полного искоренения гражданского неравенства евреев. Статья 4 новой Федеральной конституции Швейцарии закрепляла равенство всех швейцарцев перед законом. Однако под давлением мощного лобби, опасавшегося экономической конкуренции со стороны евреев, в Ст. 41 основного закона свобода передвижения и расселения по стране была гарантирована только швейцарцам, «принадлежащим одной из христианских конфессий». Кроме того, Ст. 48 обязывала кантоны обеспечивать равенство перед законом как своих граждан, так и граждан других кантонов — но, опять-таки, принадлежащих к христианским конфессиям.

Тем самым в Конституции возникло правовое противоречие. Ссылаясь на Ст. 48, кантоны нередко чинили препятствия на пути развития еврейского бизнеса в стране. Постепенно локальный еврейский вопрос превратился в вопрос федерального значения, а затем и международного, поскольку Франция настойчиво требовала от только что созданного федеративного швейцарского государства призвать кантоны к порядку и обязать их придерживаться либеральной практики в еврейском вопросе. Федеральный совет, являясь исполнительным органом этого государства, не спешил поддаваться нажиму из-за рубежа, подчеркивая наличие суверенных полномочий кантонов.<...>

Однако, чем дальше, тем больше эти позиции становились очевидным и нетерпимым анахронизмом. В итоге правительство Швейцарии предложило внести в федеральную Конституцию положение о «равенстве граждан относительно места проживания и закона», за которое на референдуме 14 января 1866 года проголосовало большинство граждан (53,2%) и кантонов. Восемь лет спустя, в ходе первой «тотальной ревизии» Основного закона, были устранены и последние остатки дискриминационного режима. Ст. 49 отныне гарантировала свободу отправления не только христианских, но и вообще всех религиозных культов в стране.

XS
SM
MD
LG