Ссылки для упрощенного доступа

Менгир депутата Кокина


Древний менгир в городском парке Феодосии
Древний менгир в городском парке Феодосии

История противостояния сотрудников Музея древностей в Феодосии и местного депутата

Сотрудники феодосийского Музея древностей написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину – они просят предотвратить "рейдерский захват" музея местным депутатом от "Единой России" Юрием Кокиным, назначенным на пост заместителя директора по инициативе местных властей. Музейщики боятся, что эксцентричному депутату, одному из активистов "крымской весны", а также его покровителям просто приглянулось здание музея.

"Мне 59 лет. Я никогда не употреблял наркотики, только алкоголь. Но во всем нужно знать меру", – уличный музыкант Гена делится своими правилами жизни у входа в феодосийский Музей древностей. Он подкарауливает приезжих на улице Галерейной и за небольшое денежное вознаграждение предлагает провести экскурсию по родному городу. О конфликтной ситуации вокруг музея наслышан даже Гена. "Жизнь сейчас такая: нигде стабильности нет", – излагает он свое видение проблемы.

Феодосийский Музей древностей был старейшим провинциальным краеведческим музеем в Российской империи. Его основали в 1811 году по указу Александра I. До революции музей располагался на вершине горы Митридат, в стилизованном под Парфенон здании, построенном на средства художника-мариниста Ивана Айвазовского. Потом музейные экспонаты переехали в дом Айвазовского, а в 1988 году были перенесены в здание бывшего роддома.

Музей древностей в Феодосии
Музей древностей в Феодосии

Действительно, особняк XIX века в самом центре города с фасадом, выходящим на набережную, больше подходит для приема экскурсионных групп, чем рожениц. Впрочем, в разгар зимы наплыва туристов нет – в музейных залах тихо и безлюдно. Местные жители поглядеть на древности не заходят. В погожий день весь город собирается на набережной кормить лебедей и чаек, зимующих у феодосийских берегов.

Во дворике музея несколько кошек лениво прохаживаются мимо каменных львов, найденных при раскопках античного города Фанагория. Две дамы дымят сигаретами у таблички с надписью "Место для курения сотрудников". Больше в музее не происходит ровным счетом ничего. Так что с первого взгляда со словами Гены-музыканта, посетовавшего на нестабильность, согласиться трудно.

Музей древностей сам по себе уже успел стать чем-то вроде экспоната, слепком советской эпохи. Здесь время словно застыло в поздних восьмидесятых. Оформление и убранство залов явно не менялось с тех самых пор, как музей разместился в этом здании: написанные чертежным почерком поясняющие таблички, старые скрипучие стулья для смотрительниц, неработающий туалет. Прибежище древностей явно нуждается в ремонте, а экспозиция – в обновлении. Разделение залов по историческим периодам также вполне укладывается в советский канон: первобытные стоянки, Античность, Средневековье, Великая Отечественная война. В последнее время собрание музея пополнилось новой экспозицией под названием "Возвращение в родную гавань" – она посвящена событиям "крымской весны".

Новая экспозиция в музее древностей в Феодосии
Новая экспозиция в музее древностей в Феодосии

По пустынным залам вихрем проносится мамаша с двумя детишками – и снова в музее нет ни единого постороннего. "Зимой обычно всегда малолюдно, – говорит смотрительница одного из залов. – Хотя день на день не приходится. Больше посетителей появляется с мая. У нас весной новые выставки откроются. Что-нибудь интересное придумаем".

Несмотря на эти заверения, глава городского округа Феодосия Светлана Гевчук сетует на то, что музей плывет по течению и не стремится привлечь к себе внимание горожан и туристов.

Мы должны заинтересовать людей, как в Третьяковской галерее. Там стоят большие очереди, культура людей поднялась в России

"С нас спрашивают. Есть в городе объект, который должен демонстрировать историю. Но кроме выставок, которые там сегодня есть, и определенного контингента посещающих музей лиц, я там ничего не видела. Мы должны заинтересовать людей, как в Третьяковской галерее. Там стоят большие очереди, культура людей поднялась в России. Мы должны привлечь внимание, прежде всего подрастающего поколения, привить любовь к искусству, творчеству, культуре", – говорит глава города. "В ноябре я приглашала к себе директора музея. Я порекомендовала обозначить план мероприятий и фактическое его исполнение – что они планируют провести в музее в ближайшие три, шесть, девять месяцев и год. Я сказала: дайте мне план мероприятий и начните с января его реализацию. Это же несложно составить. Но, к сожалению, на сегодняшний день плана нет, реализации нет, мне ничего не предоставили", – добавляет она.

В зале, посвященном освобождению Крыма от нацистов, выставлено настоящее оружие и боеприпасы: винтовки Мосина, пулеметы "Максим" и МГ-34, артиллерийская установка, якорная мина, глубинная бомба и многое другое. Именно из-за образцов вооружения спокойная жизнь в музее была нарушена впервые. Прошлой осенью прокуратура обнаружила, что у научного учреждения отсутствует лицензия на экспонирование оружия. Кроме того, надзорное ведомство сочло, что экспонаты хранятся ненадлежащим образом. Директору музея Андрею Евсееву выдали предписание об устранении нарушений.

Этот пулемет чуть было не стал причиной закрытия музея - власти утверждали, что без стеклянной витрины он мог стать добычей террористов
Этот пулемет чуть было не стал причиной закрытия музея - власти утверждали, что без стеклянной витрины он мог стать добычей террористов

"Нам объяснили, что по российским требованиям все оружие нужно накрывать специальными стеклянными витринами. Это нужно, чтобы им не завладели террористы. У нас такой защиты пока нет, но сейчас претензии к музею сняты", – объясняет смотрительница оружейного зала.

Вслед за прокурорской проверкой в музей нагрянула новая беда. Перед Новым годом стало известно, что трудовой контракт с Андреем Евсеевым, руководителем учреждения, занимавшим этот пост последние 12 лет, продлевать не собираются. Мотивировали это тем, что у проверяющих органов к Евсееву накопилось достаточно претензий, а исправлять их он, мол, не собирается. После того как сотрудники музея организовали целую кампанию в защиту директора, городские власти нашли компромисс.

"Контракт с директором истек 31 декабря 2015 года. В продолжение прошлого года к нему были некоторые вопросы. По согласованию с руководством города контракт продлили на три месяца, до 31 марта. Человеку дали срок устранить замечания насчет организационных моментов. Что будет дальше, говорить пока преждевременно", – заявил корреспонденту Радио Свобода начальник управления по вопросам культуры, курортов и туризма городской администрации Дмитрий Гончарук.

После праздников в музей внезапно нагрянули с проверками. Одну организовал контрольно-ревизионный отдел (КРО) городской администрации, вторую – местный ОБЭП. Поводом для ревизии стало донесение, написанное одним из сотрудников учреждения. В своем заявлении в правоохранительные органы музейный работник обвинил Андрея Евсеева в коррупции: якобы тот в 2015 году незаконно выписал самому себе премию в 100 тысяч рублей. Обоснованность этих претензий в управлении культуры, которому подчиняется музей, комментировать не стали. По словам Гончарука, "администрация города отслеживает эту ситуацию, но в работу ОБЭП не вмешивается".

Один из залов музея древностей в Феодосии
Один из залов музея древностей в Феодосии

Сотрудники музея встретились с председателем постоянно действующей Комиссии по охране культурных ценностей при Государственном совете Крыма Светланой Савченко. Та попыталась убедить музейщиков, что профессиональные заслуги и компетентность Евсеева сомнению не подлежат и что проверка – это не сигнал к увольнению, а профилактическое мероприятие. Савченко посоветовала работникам учреждения изложить свои тревоги в письме. Сотрудники Музея древностей так и поступили, направив это письмо в Министерство культуры и в Администрацию президента России. Кроме того, на сайте Change.org появилась петиция аналогичного содержания. Сейчас под ней ровно 888 подписей.

В открытом письме сотрудники возложили вину за происходящее в музее на заместителя директора по научной работе и развитию Юрия Кокина, который по совместительству является депутатом городского совета от "Единой России". Народный избранник, ранее не имевший никакого отношения ни к истории, ни к археологии, ни к музейному делу, появился в учреждении в январе 2015 года. По слухам, на работу в музей его устроил глава администрации Феодосии Дмитрий Щепетков, которого в конце прошлого года его задержали по подозрению в вымогательстве 300 тысяч долларов у местного предпринимателя.

33-летний депутат по образованию является социологом. Судя по профилю в социальной сети, он действительно мало напоминает музейного работника. Юрий Кокин фотографируется в тренажерном зале, в обнимку с друзьями за кружкой пива или на фоне автомобилей. Записей или фотоснимков, касающихся его профессиональных достижений или свидетельствующих о наличии у него научных интересов, обнаружить не удалось. В области науки депутат уже успел проявить свое невежество, заявив прошлым летом на церемонии установки древнего менгира в одном из городских скверов, буквально следующее: "Менгир – символ энергии, символ аккумуляции биополя человека. Скорее всего, он являлся составляющим некого энергетического комплекса".

Характерным штрихом к портрету замдиректора по научной работе является его политическое прошлое: до аннексии Крыма он возглавлял ячейку движения "Русское единство" в поселке Приморском (напомним, руководил этим движением российский губернатор Крыма Сергей Аксенов) и даже своим идейным сторонникам запомнился довольно одиозным поведением.

В музее убеждены, что человек со стороны явно вознамерился прибрать музейное здание к рукам. С коммерческой точки зрения оно является лакомым куском: стоит в самом центре города, на пересечении всех туристических маршрутов, рядом с пляжем, ночными клубами и ресторанами. Музейные работники опасаются, что Кокин может поспособствовать переводу учреждения в другое здание, от чего могут пострадать ценные коллекции.

"Это рейдерский захват. Ему нужно здание и больше ничего. Он бегал тут, осматривал все чердаки и подвалы", – делится своими соображениями в беседе с корреспондентом Радио Свобода одна из сотрудниц музея (она, как и некоторые другие работники, просит не называть ее имени). "В горсовете Кокину пообещали пост директора. Мы категорически против этого. Поэтому и написали письмо Путину. У нас просто не было другого выхода. Путин нас услышал, поручил крымской прокуратуре разобраться. Они теперь будут по-новому всё перепроверять", – добавляет ее коллега.

В письме президенту сотрудники пишут: "Заручившись поддержкой ученого секретаря Родионова А. А. … Кокин Ю. В. начал кампанию по дискредитации директора Евсеева А. А. и музея в целом". Инкриминируемая Евсееву самовольная премия в 100 тысяч рублей, по словам музейщиков, является материальной помощью и отпускными за два года, выплаченными на законных основаниях.

Проверки ОБЭП и КРО проходили с грубыми нарушениями, жалуется коллектив музея. "В отсутствие директора был вскрыт его кабинет. Консультировали по всем вопросам сотрудников КРО Кокин Ю. В. и Родионов А. А., которых никто не наделял такими полномочиями. Был открыт сейф, где хранились документы строгой отчетности, в том числе личные дела сотрудников музея, трудовые книжки, приказы и др.", – отмечается в письме.

"Безусловно, в результате проверок будут найдены недочеты работы администрации (директора), которые вполне можно решить в рабочем порядке без снятия с должности и без уголовного преследования. Проверки выглядят не как плановые, а как заказные, с целью найти криминал в деятельности директора. Кокин Ю. В., претендующий на должность директора, запугивает сотрудников музея увольнением и не скрывает своих намерений о сдаче в аренду помещений музея", – подчеркивают сотрудники учреждения.

Главный хранитель фондов Музея древностей Татьяна Татаринцева в беседе с корреспондентом Радио Свобода отметила, что "в дополнительных разъяснениях письмо президенту не нуждается". "Мы все, что хотели, сказали своим посланием. Никакого инициатора или зачинщика не было, это было единодушное мнение всего трудового коллектива".

Руководитель расположенного в Феодосии издательского дома "Коктебель" Дмитрий Лосев придерживается того же мнения, что и музейщики.

– Это просто банальная жажда власти. Юрий Кокин пришел в музей не для того, чтобы оставаться заместителем. Когда он появился в музее, под него и должность освободили. Раньше Родионов был заместителем директора по научной работе. Чтобы его оставить в музее, директор покопался в штатном расписании и, что называется, из нафталина достал должность ученого секретаря, – рассказывает феодосиец. По его словам, противостояние в Музее древностей уже давно переросло в открытую конфронтацию: "Сотрудники прямым текстом говорят Кокину: "Милок, ты сначала чуточку подрасти, пойми, что такое музейная работа". До того, как год назад он пришел в музей, у него ведь не было опыта работы в музейной сфере".

При этом за нынешнего директора коллектив стоит горой.

"Евсеев, можно сказать, вырос в этом музее. Когда прежнего директора музея власти освободили от должности, Евсеева поставили как единственного кандидата. Он лидер и профессионал в музейном деле, настоящий историк и археолог. К нему с большим уважением относятся и в городе и в коллективе", – признает Лосев.

Юрий Кокин тем временем публично делится планами по развитию музея и жалуется на противодействие нынешнего руководства.

"Моя цель – вывести наш музей за рамки провинциального мировоззрения, проводить активную научную деятельность и археологические изыскания. Сегодня этого компонента, к сожалению, нет. Руководство не принимает во внимание поступающие от меня и ученого секретаря Александра Родионова предложения", – сообщил он ранее в одном из интервью.

В сложившейся ситуации городское руководство старается сохранять нейтралитет и остужать пыл участников конфликта. По словам руководителя управления культуры Дмитрия Гончарука, ни о каком "рейдерском захвате" музея не может быть и речи. "Сегодня поводов для беспокойства нет", – вторит ему глава городского округа Светлана Гевчук. Чиновники утверждают, что у Кокина нет практически ни малейшего шанса оказаться в директорском кресле.

"Сегодня руководитель [Андрей Евсеев] на своем месте. Я ему озвучила, что я его поддерживаю. Но нужно по-другому относиться к работе, не плыть по течению много-много лет. На этом месте нельзя быть пассивным, надо поменять свое отношение, – говорит Светлана Гевчук. – На сегодняшний день однозначно кандидатура Кокина рассматриваться не будет. Коллектив данного учреждения его не принимает, и я не пойду вразрез с мнением коллектива".

Издатель Дмитрий Лосев объясняет мотивацию руководителя города: ей не нужно проблемное учреждение, где коллектив заведомо не сработается с директором.

"У властей позиция такова: раз Кокин за год не притянул к себе своей работой, своим отношением, своими человеческими качествами сотрудников и коллег, то думать о должности директора ему не стоит. Светлане Николаевне [Гевчук] важнее климат в коллективе. Немало сотрудников в музее — это люди, которые работают там десятки лет, еще с советских времен", — отмечает он.

Действующие лица этого конфликта по возможности уклоняются от общения с прессой. Директор музея Андрей Евсеев заявил, что считает "нецелесообразным давать какие-либо комментарии".

"Я буду готов поговорить позже, когда все уляжется. Я не буду называть имен сотрудников, подписавших письмо, потому что получится, что я даю наводку. Я в этой ситуации лицо заинтересованное, поэтому от комментариев воздержусь", – заявил он Радио Свобода.

Через дом от Музея древностей располагается Картинная галерея имени Айвазовского – крупнейшее собрание полотен прославленного мариниста. Здесь в межсезонье народу собирается побольше, но все равно далеко не аншлаг. Работники галереи проявляют солидарность с коллективом Музея древностей. По их словам, увольнение Евсеева нанесет урон музею и поставит под удар все совместные научные и культурные проекты, которые реализуются музейными учреждениями города.

Картинная галерея Айвазовского в Феодосии
Картинная галерея Айвазовского в Феодосии

"Евсеев – единственный специалист, серьезно занимающийся научной работой. Необыкновенно компетентный, это все подтвердят. Давайте мы его уберем, а поставим того, кто ничего не понимает ни в краеведении, ни в истории? Это не разумно", – говорила в интервью местным журналистам сотрудница картинной галереи Людмила Даниленко.

На фоне конфликта в Музее древностей в прессе проскользнула информация о грядущем объединении этого учреждения с галереей. Впрочем директор художественного музея Татьяна Гайдук в беседе с корреспондентом Радио Свобода эти сведения опровергла.

"Это ошибка, результат недопонимания. Я лично обращалась в Министерство культуры Крыма, и меня уведомили, что планов по объединению двух музеев нет. В правительстве раздумывают над тем, чтобы передать Музей древностей и картинную галерею в ведение Министерства культуры. Информацию неправильно интерпретировали, отсюда и возникло недопонимание", – пояснила она.

С приданием городским музеям республиканского статуса многие горожане не согласны – в частности, потому, что это нарушит волю Ивана Айвазовского, который завещал все свои картины Феодосии, а не Республике Крым. Те, кто поддерживает этот шаг (в их число входят, например, сотрудники двух музеев), говорят, что повышение статуса позволит решить проблему с финансированием.

"Музей древностей не так нуждается в этом, как галерея Айвазовского. Феодосийская картинная галерея — это уникальный случай, когда богатейшее художественное собрание находится в небольшом провинциальном городке. Не у всякого областного центра есть такая серьезная коллекция живописи и графики. Муниципальный статус очень мал для музея такого уровня. У города нет средств для завершения ремонта здания, для крупных музейных проектов. С республиканским статусом у галереи дела бы пошли успешнее", — считает Дмитрий Лосев. И сторонники, и противники переподчинения музеев соглашаются в том, что прямое подчинение Министерству культуры, а не городским властям, по меньшей мере, убережет учреждения от самоуправства местных депутатов.

XS
SM
MD
LG