Ссылки для упрощенного доступа

Чудесная разница чудесных талантов


У фортепиано, Ленни Тристано
У фортепиано, Ленни Тристано

Пианист-виртуоз, остался в толпе малоизвестных. Его звали Ленни Тристано. Нэт «Кинг» Коул был противоположностью Тристано. Успех был всеамериканским. Барни Уилен, был лучшим французским саксофонистом. А так же нью-йоркское трио трубача Авишаи Коэна и комбо Телониуса Монка с Джерри Маллиганом.

Он родился в Чикаго в год, когда в регионе свирепствовала инфлюэнца, эпидемия гриппа. Его родители были уверены в том, что вирус повлиял на его зрение, так как мать его переболела тяжелой формой гриппа во время беременности. Не смотря на проблемы со зрением, он с трех лет начал играть на слух на фортепьяно. Попытки учить его нотной грамоте, как он утверждал позже, скорее помешали ему в его развитии, чем помогли. Увы, проблема со зрением серьезно угрожала получению музыкального образования. Нотная грамота, вся эта зашифрованная в значках музыка, была ему недоступна. В десять лет он ослеп окончательно, и родители отдали его в школу для слепых, где он и провел свои следующие десять лет.

Зовут его Ленни Тристано. Он родился 19 марта 1919 года. Мать его была уроженкой Чикаго – Роуз Мэйлано, отец, Майкл Джозеф, родился в Италии и в Штаты попал ребенком.

Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Вот Ленни Тристано соло. Он исполняет реквием, написанный на смерть Чарли Паркера. Исторически это первая запись с наложением звука на предыдущую запись, т.е. overdubbing.

Lennie Tristano – Requiem - 4:51 (Lennie Tristano — Requiem – Atlantic)

«Requiem», «Реквием» - Ленни Тристано по Чарли Паркеру. Тристано играет соло; 11 июня 1955 года.

Преподаватель Тристано в чикагской школе для слепых, более чем впечатленный талантом ученика, советует ему поступить в консерваторию. Ленни заканчивает обучение и получает степень бакалавра. Его первая работа в местном музыкальном представлении «Winkin’ Pup» разочаровывает его в возможности работы в шоубизнесе. Время от времени ему приходится исполнять даже румбу. Часто он играет на тенор-саксофоне и кларнете.

В итоге он предпочитает преподавать.

Впервые музыкальные критики обратили на него внимание в 1944 году. Его феноменальная пианистическая техника позволяет ему один к одному повторять импровизации Арта Тейтума. В 1945 году он переезжает в Нью-Йорк, впервые организует секстет, но так же играет соло. Через пять лет к нему наконец-то приходит признание. Он играет со своими учениками – Ли Конитцом, Уорном Маршем, с Арнольдом Финшкином и Шелли Манном. Воленс-ноленс, он становится отцом и теоретиком кула. Но это не всё: он играет и фри-джаз за десять лет до первых свободных импровизаций Орнетта Коулмэна. Как писал Йоахим Берендт, он не был признан на должном уровне, хотя и провел в джазе существенную революцию.

Мой совет: если вы хотите в полном одиночестве насладиться произведениями, особенно ранними, Орнетта Коулмэна, прослушайте сначала всего Ленни Тристано. Записей у него кот наплакал. Ленни был чем-то, кем-то вроде антисвинга, хотя мог и свинговать. Вот его вариант стандарта Джерома Кёрна и Оскара Хаммерстайна «All The Things You Are»:

Lennie Tristano - All the Things You Are – 6:04 (Lennie Tristano – Atlantic)

«All the Things You Are», «Все, что ты собой представляешь….», «Всё, что ТЫ!» - музыка Джерома Кёрна. Типичная линеарность лидера комбо Ленни Тристано, рояль; Ли Конитц – альт-саксофон; Джин Рейми – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Запись вышла на «Atlantic» в 1956 году. Как всегда, концовка больше всего похожа на обрыв плёнки.

Натаниэл Адамс Коулз, он же Нэт Кинг Коул, родился в Монтгомери, Алабама, на два дня раньше Ленни Тристано.

Натаниэл Адамс Коулз, он же Нэт Кинг Коул
Натаниэл Адамс Коулз, он же Нэт Кинг Коул

Впрочем, здесь нужно поставить вопросительный знак. В «Гиде по Джазу» Скотта Яноу, как и во французской энциклопедии джаза из-ва Лаффон, Коул родился в 17 году, не в 19-м. Однако «Википедия» на доступных мне языках, ставить 19 год… Кто прав?

Отец Натаниэла был пастором, проповедником, мать играла на органе в церкви. Нэт начал играть в четыре года, а в двенадцать лет уже занимался серьезно: он играл и на органе, но все же и на пианино: госпелс, джаз и классику от Баха до Рахманинова. Когда семья переехала в пригород Чикаго, Бронзвилл, молодой Натаниэл заполучил драгоценный шанс слушать в клубах live Сатчмо, Ёрла Хайнса и Джимми Нуна. В джаз Натаниэла заманил его брат контрабасист Эдди Коул. В оркестре брата «Eddie Cole’s Solid Swingers» Нэт и дебютировал. Братья начали записываться в середине тридцатых и Нэт согласился (раз в джазе уже были графы и герцоги) стать Королем - Нэтом Кингом Коулом. В 1936 году он покинул комбо старшего брата и отправился в Лос-Анджелес. Он собрал струнное трио, в котором кроме него играли Оскар Мур на гитаре и Уесли Принс – на контрабасе. Это трио стало моделью для многих выдающихся пианистических трио.

Вот Коул в той самой роли изменника – певца, в которой он в основном и известен на нашем шарике. За роялем, ставший американцем, английский пианист – Джордж Ширинг. Оркестр Ральфа Кармайкла:

Nat King Cole & George Shearing - Azure-Te – 3:55 (Nat King Cole Sings - George Shearing Plays – Capitol)

«Azure-Te» - Билла Дейвиса и Дона Уолфа. Нэт Кинг Коул – вокал; Джордж Ширинг – рояль, Оркестр Ральфа Кармайкла; 20 декабря 1961 года.

Лин Лайонс причислял Коула к недооцененным пианистам. «Его бархатный голос,- писал он,- сделал из него ведущего вокалиста пятидесятых. Фантастическая карьера Коула затмила его историческую роль, роль пианиста, шедшего по следам Ёрла Хайнса, упруго свингующего, не без Тедди Уилсона и Милта Бакнера в своем музыкальном словаре».

Nat 'King' Cole - How Deep is The Ocean – 2:58 (The Golden Years of Nat 'King' Cole and his Trio – Soho- Capitol)

«How Deep is The Ocean», «Как глубок океан» - стандарт Ирвинга Бэрлина. Коллекция фирмы «Capitol» из песен сороковых и пятидесятых годов. Легендарное трио Нэта Коула, ставшее примером для трио Арта Тейтума, Оскара Питерсона и Ахмада Джамаля.

Перед Нэтом Коулом в начале сороковых было два выбора: продолжить карьеру пианиста (он был уже известен и выступал по радио) или же с головой уйти в вокал. Вскоре он стал первым афроамериканцем, у которого было свое шоу на ТV. Это был гарантированный успех.

Нэт Коул и Мария
Нэт Коул и Мария

Если есть одно слово, определяющее Нэта – это шарм. У него был натуральный фантастический шарм. И этот шарм, особенно когда Коул появился на телеэкранах, очаровывал Америку. Его вокальные хиты появлялись один за другим: «Мона Лиза», «Незабываемая», «Милейшая Лорейн» и, позже, весь репертуар американских стандартов. К тому же он начал сниматься в Голливуде, к примеру, в «Blue Gardenia» Фрица Ланга. Он играл и в телефильмах. Так он исполнил роль W.C. Хэнди в фильме «Сент-Луис Блюз». Он был счастлив в семейной жизни, как в первом браке с Надин Робинсон, так и во втором с певицей Марией Хокинс Эллингтон. Но он чертовски много курил! А это означало всего лишь 45 лет жизни.

У меня есть первые записи трио. Но мои - дико скрипучие. Я нашел Короля играющего и НЕ поющего, играющего, как говорят в той стране «со струнами»:

Nat King Cole - April in Paris – 3:50 (Nat King Cole – Stardust – Capitol)

«April in Paris», «Апрель в Париже» - он, несомненно, на подходе! Песня Вернона Дюка и «Йипа» Харбурга. Короб из 11 CD фирмы «Capitol». Записи, сделанные с 1955 по 1959 год. Чей оркестр? Скорее всего Нэлсона Ридла.

Из моего мартовского календаря выпал чудесный французский саксофонист из Ниццы – Бернар Жан Уилен, он же Барни Уилен. После очередного мантрама для неофитов и бродяг эфира, он и прозвучит.

Вы слушаете, случайно или регулярно, еженедельное «Время Джаза»: на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене неизменно ваш - ДС.

Barney Wilen - The Shadow of Your Smile – 5:11 (Barney Wilen - Essential Ballads – Alfa Rds)

«The Shadow of Your Smile», «Тень твоей улыбки» Джонни Мандела. Барни Уилен – тенор-саксофон; Алан Жан Мари – рояль; Лоран де Вильд – синтезатор; Мишель Зенино – контрабас и Жан-Пьер Арно – ударные. 4 ноября 1992 года, Париж.

Барни Уилен родился 4 марта 1937 года в Ницце. Ему было три года, когда семья переехала в Штаты – отец его был американцем, мать француженкой. Барни провел в детстве шесть лет в Америке. Вернувшись во Францию в 1946 году, он начал учиться играть на альт-саксофоне. Совет отправить Барни в долгое путешествие в джаз дал матери Барни ее друг поэт Блез Сандрар. В 1953 году, уже в Париже, Барни побеждает на конкурсе музыкантов-любителей в категории cool. На этом его «любительство» и заканчивается. Он играет в парижском клубе «Табу» с лучшими джазменами эпохи, представляет Францию на фестивале в Сан Ремо в 1956 году и становится лауреатом премии Академии Джаза имени Джанго Рейнхардта – в 1957. В том же 1957 он участвует в озвучивании фильма Луи Малля «Лифт на эшафот», музыку для которого написал Майлз Дейвис. Начинается плотное сотрудничество с заезжими американскими звездами: Бадом Пуауэлом, Джоном Льюисом, Джей-Джей Джоунсом, Телониусом Монком, Диззи Гиллеспи и, само собой, Майлзом Дейвисом. К этому времени Барни Уилен играет на тенор-альт-и-сопрано-саксофонах.

Barney Wilen – Goodbye – 6:09 (Barney Wilen - Sanctuary – Harmonia Mundi)

«Goodbye», «Прощай!» - Гордона Дженкинса. Барни Уилен – сопрано-саксофон; Филип Катерин – гитара; Паль Даниэлссон – контрабас. Запись сделана в конце декабря 1991 года в Париже.

В поздние годы (Барни умер от рака в 59 лет) Барни экспериментировал с фри-джазом с добавлением рока, а так же с панк-рокерами. Он вернулся в джаз, обогащенный африканским и индийским опытом за шесть лет до кончины. Барни Уилен автор музыки к фильму Роже Вадима «Опасные связи».

Что ж, на всех этапах жизни расставание неизбежно. Вы все еще слушаете «Время Джаза» на весьма коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. Нужно сказать, что разнообразнейшие заявки переполняют мой заявочный файл. Пора выполнять обещания. Во-первых, напомню, что джаз, это музыка, которая бережно сохраняет все свои стандарты. Иногда они написаны в 1930 году, а их играют в 2010-м! Вот пример:

Avishai Cohen - Mood Indigo - 5:02 (Avishai Cohen Introducing Triveni – Anzic Rds)

«Mood Indigo», классика Дюка Эллингтона 1930 года – «Индиговое настроение». Израильский трубач Авишаи Коэн – труба и лидер; Омэр Авитал - контрабас и Нашит Уаттс - ударные. Декабрь 2010 года. Музыканты живут и играют в Нью-Йорке. Это для тех, я бы сказал редких фанов «Времени Джаза», которые считают, что ДС дает только своих заплесневелых любимчиков. Обратите внимание, что анонс передачи это «История Джаза». Новые диски, если они того стоят, появляются регулярно.

Закрывает «Время Джаза» заявка Анны из Москвы. Она хотела бы услышать Джерри Маллигана. Как насчет Джерри вместе с Монком?

Mulligan & Monk - Straight, No Chaser – 6:57 (Gerry Mulligan & Thelonious Monk — Mulligan Meets Monk – Riverside)

Джерри Маллиган – баритон-сакс
Джерри Маллиган – баритон-сакс

«Straight, No Chaser», «Чистого, не разбавляя» - так же классика, на этот раз Телониуса Монка. Для Анны из Москвы. Монк – рояль, Маллиган – баритон-сакс; Уилбар Уээр – контрабас и Шэдоу Уилсон - ударные. Эта не плесневеющая запись, сделана 13 августа 1957 года в Нью-Йорке.

Вот и все на сегодня. Звукорежиссер – Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Наш адрес все тот же - www.svoboda.org. Всех вам благ, весеннего солнца, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG