Ссылки для упрощенного доступа

В ожидании "шпионского моста"


Надежду Савченко предлагают обменять на российских военных, которых судят в Киеве. Пойдет ли на это Кремль?

Надо признать, что официальные СМИ и прокремлевские блогеры комментировали вынесение приговора Надежде Савченко довольно вяло. Так, существенная часть официального пресс-релиза СК была посвящена не делу Савченко, а ее адвокатам:

Уголовное дело Надежды Савченко, конечно же, выделяется на фоне других дел, но причина тому – вовсе не гражданство обвиняемой, а прежде всего беспрецедентное давление на следствие, причем не только официальных лиц Украины и их кураторов, но и средств массовой информации и доморощенных адвокатов. Причем известность эти адвокаты получили как раз после подобных провокационных заявлений, а не как профессионалы, выигравшие в суде сложные уголовные дела. Всевозможные вбросы в СМИ, вырванные из контекста отдельные фрагменты материалов дела, а также соответствующие интерпретация и комментарии – это по их части.

В твиттере дела по части глумления над адвокатами шли "веселее".

Идейные сторонники "Новороссии" хвалили приговор - цифра "22" им понравилась.

Эдуард Лимонов

Навыпендривалась, надразнила москалей, получила...
А теперь ей идти по тёмному коридору длиной в 22 года.Одной.

А когда выйдет,наконец,уж и Украины не будет скорее всего, и никто помнить не будет, кто такая.Лётчица какая-то, пулемётчица.

Вот, собственно, почти и все. О некой странности подобного злорадства пишет ​Ivan Beliaev

Когда вижу очередной пост или твит с бурной радостью по поводу тюремного срока Надежды Савченко, вспоминаю про Юрия Староверова. Это, если кто не знает, друг Захара Прилепина, которого недавно посадили по нижегородскому аналогу "болотного дела". Деятельное участие в судьбе мятежной Новороссии ему почему-то не зачлось.

Это я к тому, что сегодняшний приговор выносился не от моего имени - но и не от имени тех, кто по своей глупости считает иначе.

Реакции тех, кто сопереживает украинской летчице, делились в целом на три части - одни обличали российский суд и вообще порядки, другие рассуждали о том, что теперь будет с Савченко (пойдет ли Путин на ее обмен или нет), третьи просто обращались к Савченко со словами поддержки - их реакции собрал Александр Плющев с коллегами с "Эха":

Александр Плющев

нам показалось удачным предложение одного из участников нашей творческой Facebook-группы написать Надежде Савченко коллективное письмо, по примеру того, что мы писали Олегу Навальному, а он нам потом отвечал. Правда, на этот раз придется письмо отправлять не почтой, а через адвокатов. Вот что мы собрали через СМС, твиттер и веб-форму на сайте меньше, чем за полчаса (авторская орфография и пунктуация сохранена):

Наденька! Пока Вы живы,у нас есть еще Надежда-в людях сохраняется Разум! Дина Республика Татарстан

Надежда! Ты наша надежда. Анна Москва

Надя, прости нас! Екатерина Москва

Наденька, будьте! Катя Москва

Ваша смерть только порадует позорное правосудие, не стОит голодать всухую, Вы — гордость Российских правозащитников!Анатолий Благовещенск

Это высказывания жителей России. На Украине же Савченко - уже официально национальная героиня. Приговор, который многие считают несправедливым, только укрепляет в этом мнении. Зачем же российским властям своими руками создавать героиню для Украины? Над этим вопросом размышляют многие.​ Вот несколько предположений:

Алексей Навальный

Ситуация с Савченко — одна из удивительных загадок на тему «что же у них в голове?». С какой стороны на это дело ни посмотри — оно России невыгодно. И даже прямо противоречит не только долгосрочным интересам страны, но даже и путинским тактическим целям. <...>

Для Европы и США Савченко — дополнительный рычаг влияния, который ничего не стоит. То есть можно объяснять новые санкции «делом Савченко», но если её отпустят, то никаких послаблений не будет. Это не предмет для торга с точки зрения Запада. Цинично говоря, их позиция: ну и держите, если такие дураки, даёте нам повод пинать вас.

С точки зрения обменов она не нужна — и так есть, кого менять. В вариант с обменом Савченко на Виктора Бута я не верю. Американцам-то это зачем ? <...>

Скорее всего мы имеем дело с типичным примером обычного идиотства и упрямства, выдаваемого за несгибаемость. Одни ослы решили, что это будет хороший пропагандистский кейс — судить какого-то украинского военного за убийство журналиста. Другие ослы — из СК — сварганили дело, как умеют, так что белые нитки торчат в разные стороны. Третьи ослы хоть и понимали, что время изменилось и дело такое больше не нужно — тем более, что вышло так себе — упрямо доказывали самым высокопоставленным ослам, что всё хорошо. Ну и ГлавОслы в Кремле как обычно решили, что «нельзя поддаваться на давление».

Все человеческие судьбы — от Савченко и её родственников, до наших пленных солдат, которых теперь тоже будут держать «пока Савченко» пошли по боку. Как обычно.

Георгий Сатаров

В приговоре на длительный срок за несуществующее преступление главное не второе, а первое – длительный срок. Он призван сформировать уверенность в том, что у них есть впереди что-то, какой-то временной горизонт, какая-то перспектива, какое-то время, в течение которого можно продолжать врать, воровать, убивать людей и издеваться над ними, резвиться на поляне, круша все вокруг себя и продолжая чувствовать свою полную безнаказанность. Если всмотреться внимательнее, легко увидеть множество таких заклинаний или ритуалов. Самый смешной пример – программа экономического развития до 2030 года. Вы уже понимаете: здесь главное – не экономика или развитие. Развитие им не светит, экономику они уже разрушили; и не их программам восстанавливать ее. Главное – это срок, до 30 года. Снова заклинание будущего, попытка его освоить одним из самых нелепых способов.

Oleg Kozyrev

Для Путина очень важно иметь возможность делать то же зло, что делает Запад, вот только он не умеет делать того же добра.

США привезли себе из зарубежья Бута - Путин привез себе Савченко. США бомбили Ирак, Франция бомбила Ливию - Путин влез побомбить в Сирии. АНБ решила прослушивать граждан - Путин и тут как тут.

Вообще кажется, что для Путина быть сверхдержавой - это иметь возможность творить то же самое зло, что творят сверхдержавы. Не удивлюсь, если где-нибудь на военной базе в Сирии он устроит подобие Гуантанамо. Ну просто, чтобы было все как у крутых парней.

Но Запад умеет еще лечить болезни в других странах, создавать национальные парки и спасать природу других стран, строить школы, приюты, усыновлять детей и в том числе безнадежно больных людей. Запад может создавать эффективные НКО, которые работают по всему миру, сохраняя здоровье людей, их права, их природу, помогая в образовании и в социальной адаптации. Западных миссионеров, экологов, правозащитников можно найти в самых опасных частях нашего мира. Они, рискуя своими жизнями, спасают детей от насилия, жертв от бандитов и террористов, политзаключенных от диктаторов.

И знаете что мне жаль? Мне жаль, что Путин даже близко не хочет посоревноваться с Западом в этом.

Есть и объяснение "по Фрейду":

Mikhail Sokolov

22 года лагерей для Савченко - личный проект Владимира Путина. Правящий Россией политический извращенец получает экстатическое удовольствие: мучает женщину, символизирующую Украину, и получает удовольствие от того, как переживают за нее ненавистные ему западники и гуманисты. Кайф садиста, который издевается над всем миром порядочных людей.

Есть и такое объяснение:

Татьяна Становая

Казалось бы, Россия, осудив Савченко, дает своим недругам столь удобный повод снова говорить о «кровавом чекистском режиме», поднимать вопрос ужесточения санкций, смеяться над «басманным правосудием». Но в логике режима все происходящее – очень разумно и безальтернативно. Ведь Савченко – это все, что, по сути, осталось от гибридной войны 2014–2015 годов. Она – бесценна.

У Савченко – монополия. Она – все то, что позволяет Кремлю и «охранителям» оправдывать войну, истерики, игры в «ядерный пепел», полуразрушенный Донецк, тысячи беженцев. Каким широким пропагандистским было поле 2014 года! Сначала не признавали украинские постреволюционные власти, потом торговались за признание легитимности избранного на выборах Петра Порошенко. «Хунта», «Правый сектор» (организация, запрещенная в России), фашисты, «распятие мальчика».

Как ни парадоксально, но за минувшие почти два года Кремль постепенно сдал одну позицию за другой.

Где-то сдал, а где-то и укрепился. Рассуждает Александр Морозов:

Проблема в том, что "ничего не изменилось". допустим, суд над Савченко. Но примерно с таким же чувством в 2009 году был встречен "второй процесс" над Ходорковским. Было ясно, что право попирается, выкручивают как хотят. И такое же было чувство безнадежности: влепят сколько угодно. А кто-то писал: потом выпустят, обменяют или даже - вообще в суде дело развалится. В результате он просидел еще почти пять лет. Или: оторопь брала, когда открыто обсуждали, что запрет на усыновление для иностранцев - это ответ на список Магницкого (2012 г.). Проходит четыре года: Путин без стеснения говорит, что бомбежки Сирии - это удачный повод проверить технику за счет средств, выделенных на военные учения. Всеобщий вопль: о, ужас!
Иначе говоря, всякий раз это вопринимается, как "предел цинизма", выход за все возможные рамки и т.д. и т.п. Таким образом, наш политический режим как бы "неоплатонический". Он непрерывно "эманирует" и "трансцендирует", т.е. он непрывно экстатически выходит за рамки, при этом оставаясь недвижным и самотождественным...

Ayder Muzhdabaev

Россияне и украинцы — «братья»? Нет. И этот факт, как его ни оценивай, особенно заметен бывшему жителю РФ в Украине. <...> У братьев обычно схожий менталитет. В похожих ситуациях братья ведут себя одинаково. А тут — абсолютно нет. В российском плену — украинка Савченко. В украинском — два офицера ГРУ. И она, и они — военнослужащие своих стран. Ситуация зеркальная (не считая того, что вторые воевали в чужой стране, но факт пленения формально всё уравнял). Так вот. За здоровье Савченко переживает вся Украина, за её свободу выступают все, от президента на международной арене до простого селянина в соцсети. За здоровье российских офицеров переживают разве что родные и близкие. Их освобождения не требует в РФ никто. Я, по крайней мере, не то, что массовых акций за свободу для соотечественников, а и одиночных призывов нигде не видел.

Тему развивает Michael Pojarsky.

Савченко, 22. Через телефонную линию снизошел лично базилевс российский и водрузил на ее голову венок мученицы. Внезапно стало интересно, а как всяческие поэтические певцы "русского Донбасса" (вроде Мити Ольшанского) объясняют себе этот феномен: в процессе этого конфликта Украина получила настоящую икону, героиню, о которой может только мечтать молодое национальное государство. Тут все прямо все сложилось: и "женщина-летчик", и "командировки в Ирак", и поведение во время этого "процесса". Готовый материал для целых глав в будущих учебниках истории. Причем где там реальность, а где начинается миф - это уже неважно.

А вот кто герой "русского Донбасса", где они вообще эти герои? Единственное человеческое лицо с той стороны - это, простите, Гиркин. Да и тот сбежал, публично разругался со спонсорами, а теперь заседает в клоунских комитетах со всякими клоунами. Так себе концовка для героя.

Упомянутый тут Ольшанский в целом согласен.

Как вы думаете, почему украинское государство сделало из Надежды Савченко героя и мученика, известного не только дома, но и в мире, - а вот российское государство и наша пропаганда ни одного (подчеркиваю: ни одного!) русского политзаключенного, сидящего в украинской тюрьме, не раскрутило и героем не сделало?
Почему даже интересующиеся политикой обычные люди в России не знают ни одного имени русского человека, несправедливо обвиненного Киевом, и не гордятся им?

"ГРУшников", то есть то ли бывших, то ли действующих российских военных Александрова и Ерофеева, которых сейчас судят в Киеве, обсуждают не случайно. Именно их сразу же после оглашения приговора предложил обменять на Савченко украинский президент Петр Порошенко.

Аркадий Бабченко

Ну, как и предполагалось - 22 года. Но, в принципе, срок не важен. Вся торговля начнется только теперь.

Уже появились разные сообщения о том, как идет эта "торговля". Например, о требовании России к Украине перед обменом признать законность приговора.

Sam Akopov

Да вот на это и расчет. Нельзя признавать.

Svetlana Yudaeva

Все это формальности. Надо признавать и вытаскивать Надю.

В поддержку обмена выступают те, кого принято называть "системными либералами".

Сергей Станкевич

Президент Украины в обмен на освобождение военнослужащей Надежды Савченко предложил отпустить двоих российских военнослужащих - Александра Александрова и Евгения Ерофеева.

На мой взгляд, России не стоит затягивать с позитивным ответом.

Алексей Венедиктов на "Эхе Москвы".

Это же можно сделать, как было сделано, в том числе в Советском Союзе, шпионский мост. Амнистия. И обмен. И выдворение, а эти амнистируют тех, опять выдворение. То есть я могу сказать только, что я могу надеяться, что хотя бы таким образом этот несправедливый, безусловно, приговор, который не восстанавливает никоим образом справедливость по отношению к убитым журналистам, а наоборот, скрывает тех, кто в этом виноват. Наоборот. Вот мне кажется, что будет размен. Какой-то. Может быть всех на всех, может быть один на два, может быть 20 на 20, я не знаю.

За обмен выступает и "Открытая Россия":

Военнопленная Надежда Савченко стала, наверное, одной из самых известных и неоднозначных политических заключенных в России. Неоднозначных — потому что Надежда Савченко воевала. Но она воевала за свою страну. Так делает любой военный, когда против его страны идет война. А происходившее в Донецкой и Луганской областях Украины — это война, как бы ни называли ее стороны.

У этой войны есть и другие военнопленные — российские. Это сержант Александр Александров и капитан Евгений Ерофеев, которых судит сейчас украинский суд. И многие другие, которые сидят в украинских тюрьмах, но чьи фамилии широко не известны. Россия от них фактически отказалась, заявив, что на момент задержания на территории Украины они уже не были военнослужащими российской армии. Брошенные Родиной солдаты и офицеры после приговора Надежде Савченко, скорее всего, тоже получат по двадцать с лишним лет.

Так не должно быть. Бросать собственных военных в чужой стране, куда их послало российское политическое руководство, — это подло. Мы убеждены: Надежда Савченко должна быть обменена на российских военных.

Некоторые комментаторы считают, что Путин вовсе не заинтересован в предложенном обмене и будет поднимать ставки.

Кох Альфред

Приговор Савченко был настолько же отвратительным, насколько предсказуемым.

У Путина нет пути назад, поэтому он и повышает цену товара для обмена. Ему грушников в украинской тюрьме мало. Он будет отмену санкций выторговывать.

Его вера в закулисные переговоры - абсолютна. Как и полное неверие в силу общественного мнения.

Ostap Karmodi

Я боюсь, что вместо того, чтобы обменять Савченко (и Сенцова с Кольченко) сейчас, Путин решит припасти их к Чемпионату мира по футболу, чтобы выпустить накануне, под фанфары, как в 2013 Ходорковского.
А поскольку чемпионата в России скорее всего не будет, как бы им не пришлось сидеть еще долго.
Тьфу-тьфу-тьфу, конечно.

В комментариях спор, будет ли чемпионат мира в России (большинство склоняется к тому, что скорее всего будет).

У всех свои предложения по обмену - в том числе и у сторонников "русской весны".

Дмитрий Ольшанский

Будь моя воля, я выменял бы на Савченко фигурантов так называемого "дела 2 мая в Одессе", то есть выживших в Доме Профсоюзов активистов, которых теперь судят как виновных в произошедшем (к майдановцам, которые их жгли, нет, разумеется, никаких претензий).
Кстати, там и двое граждан России сидят.
Но пропаганде Российской Федерации на это дело наплевать. Там ведь нет ни ВГТРК, ни ГРУ.
Там обычные наши русские люди.

Коллега Ольшанского по комитету 25 января Анатолий Несмиян предлагает вот что:

В то, что Савченко пошлют на лесповал, верится с трудом, хотя в ее деле вообще все выглядит очень по-идиотски. Начиная с ее странного "побега" и "перехода" российской границы с последующим задержанием. При этом принцип возмездия не выглядит реализованным - даже если она и корректировала, стреляли все равно другие, а значит, непосредственных убийц наше правосудие так и не покарало. Кому вообще пришла в голову светлая мысль о суде над Савченко - неизвестно. <...>

Тем не менее, сама по себе идея торговли нашими офицерами, которых так и не признали своими, выглядит весьма некрасиво. Если же учесть, что в украинских тюрьмах находятся сотни ополченцев - и россиян, и украинцев, и иностранцев, то проблема все равно стоит и не решается. Раз уж Киев сделал из Савченко национальную героиню (какая страна, такие и герои, все правильно), то логичнее сделать Порошенко встречное предложение - обменять тем или иным образом всех на всех.

Sergey Markov

Украина 1171. Обменивать ли Савченко? Да, лучше обменивать. Но по схеме "всех на всех". Если Савченко такая герой, то на нее надо обменять несколько сотен политических заключенных, которые сидят в тюрьмах СБУ. Чтобы они большой радостной толпой вышли на свободу. Врт это был бы результат!

Вопрос в том, кто такие "все". Дмитрий Аграновский трактует тему расширительно:

Alexey Kovalev

И Иосипа Броз Тито воскресите!

С другой стороны - входит ли в понятие "все", например, уже упомянутый выше Сенцов?

Глеб Морев

Вот кого на самом деле жалко и за кого все более тревожно - это за Сенцова. Не вижу (на поверхности) никаких знаков его скорого освобождения.

Oleg Pshenichny

Запомните этот твит: если будут отдавать Надежду, устроят из этого триумф своего гуманизма и человеколюбия. Обмажут себя сиропом с ног до головы, и будут пенять на хмурую реакцию.

А еще двадцать невинных украинских граждан - это вообще не вопрос. Террористы-экстремисты, пыль под ногами.

Что же касается Савченко, то ее письмо, датированное сегодняшним днем, публикует адвокат Фейгин.

. В нем она утверждает, что те, кто вынес ей приговор, наоборот - вынесли "смертный приговор" себе.

​А вот последнее сообщение - со ссылкой на "источник":

XS
SM
MD
LG