Ссылки для упрощенного доступа

Герцог джаза из Вашингтона


Дюк Эллингтон
Дюк Эллингтон

Гарлемские клубы были его стартовой площадкой. Он хотел быть герцогом и он им был. В жизни, в музыке и на международной сцене. Его звали Дюк Эллингтон!

Мы оставили его у подножья Олимпа на прошлой неделе. Музы сделали свое дело и он, Дюк Эллингтон, теперь там, где и прописан, на самой вершине. Но год назад мы его оставили в Вашингтоне, когда он, элегантный сверхмеры, с чудесными манерами, с тьмой причуд и почти аристократическим выговором, не закончил последний класс школы, а занялся рекламными вывесками и влюбился в соседскую девочку Эдну Томпсон. На дворе был 1917 год, тот самый, когда родилась героиня прошлой передачи и будущая вокалистка многих концертов Дюка – Элла Фитцджеральд.

Вряд ли стоит напоминать, но это наш ритуал, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Duke Ellington - Edward the Second – 5:44 (Duke Ellington — The Intimate Ellington – Pablo)

«Edward the Second», «Эдуард Второй» - пьеса Эдуарда Кеннеди Эллингтона, самопровозгласившего себя Герцогом, Дюком. Он был Эдуардом Вторым. Первым был его отец – Джеймс Эдуард.

Итого: Дюк – рояль; Джо Бэнджамин – контрабас и Рюфэс Джоунс – ударные. 1 января 1971 года. Нью-Йорк.

Как ни странно, музыка, джаз, вовсе не были страстью или даже главнейшим увлечением Эллингтона. Он хотел стать художником, а пока что работал посыльным для министерства Военно-Морских Сил Вашингтона и открыл заведение по созданию уличных вывесок и плакатов. То есть живописью пока что были только плакаты и вывески. Но он подрабатывал так же пианистом на частных вечеринках и быстро понял, что ребята, которые зазывают его играть на праздниках или вечеринках, берут 90 долларов себе, а ему оставляют 10. Дюк моментально смекнул, что все сто, а то и больше, он сможет зарабатывать, если даст объявление в местные газеты. Что он и сделал и теперь сам отправлял пианистов и небольшие комбо на вечеринки. Дела недавнего школяра пошли в гору. В это же время один из его плакатов завоевал премию и стипендию для афроамериканцев в институте Пратта в Бруклине, Нью-Йорк. Это был неожиданный успех!

Но Дюк никуда не уехал. Во-первых, у него не было школьного аттестата; во-вторых, его подруга Эдна была беременна.

Duke Ellington – Caravan – 4:30 (Duke Ellington - The Best Of Duke Ellington – Capitol)

«Caravan», «Караван» - Хуана Тизола и Дюка Эллингтона. Дюк был одним из первых джазменов, упорно вводивших в атмосферу «Coton Club’a» в первую очередь, восточную тему. Восточную, как он ее воображал. И африканскую, опять, как он себе представлял Африку. Но это был скорее голливудский подход к «Синбаду-мореходу» или «Багдадскому вору». Настоящий восток появился в джазе гораздо позже – с Юзефом Латифом, Чарли Мингусом, Эриком Долфи, Джоном Колтрейном, Роландом Кёрком и еще позже с Раби Абу Халилом, Абдула Эбрахимом и Анат Коэн. У Дюка был воображаемый джаз-фолк и песок пустыни завозили с пляжей Калифорнии…

Соседская девочка получила более богатое музыкальное образование и это она научила Дюка читать нотную грамоту. 2 июля 1918 года Эдна и Дюк расписались, а 11 марта 1919 года родился их сын, будущий трубач Мэрсэр Эллингтон.

Рождение сына заставило Дюка забыть о живописи. Семью нужно было кормить, а доход в основном шел от организации праздников и вечеринок, от джаза, под который танцевали. Стоит уточнить: в те довоенные годы и первые военные танцы были в необыкновенной моде и дела Дюка шли настолько хорошо, что он снял дом на Шермен авеню и купил автомобиль. Но главной причиной ухода в музыку был тот простой и печальный факт, что для молодых одаренных афроамериканцев большинство путей в обществе были закрыты. Шоу-бизнес и джаз, однако, были ими монополизированы. В те годы джаз, как раз, практический был закрыт, недоступен для белых музыкантов.

Шаг за шагом Дюк собирал собственный оркестр. Многие из его новобранцев останутся с ним надолго. Некоторые не обязательно были талантливыми музыкантами. Другие уже были звездами. К примеру, кларнетист и саксофонист из Нового Орлеана – Барни Бигард. Он был креольских корней. Он играл в оркестре Дюка – 15 лет.

Вы слушаете ваше еженедельное, свингующее, во всех смыслах историческое – «Время Джаза». На коротких и средних «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года и он, конечно, и в Вашингтоне, и в Нью-Йорке, и на фестивалях играл классику 20-х годов: Джеймса Пи Джоунса и WC Хэнди. А Хэнди для всех джазфанов это тот самый блюз из городка Сент-Луис:

Duke Ellington & Orchestra - St. Louis Blues – 4:25 (Duke Ellington & Orchestra - Complete Brunswick Recordings - Columbia)

«St. Louis Blues», «Я ненавижу наблюдать, как садится солнце; я ненавижу зреть это вечернее солнце опускающееся за горизонт, потому что моя крошка уехала из города! Если завтра я буду чувствовать себя так же, как и сегодня; если завтра я буду чувствовать себя так же мерзко, как и сегодня, я набью багажник до предела и укачу, куда глаза глядят…»… Ни мало, ни много сам прадедушка крунеров – Бинг Кросби! Кути Уильямс, Артур Уетсел, Фредди Дженкинс – трубы; Джо Нэнтон и Хуан Тизол - тромбоны; Барни Бигард – кларнет и тенор-сакс; Джонни Ходжес – кларнет и альт-саксофон; Харри Барни – баритон-сакс; Дюк Эллингтон – рояль и лидер; Фрэд Гай – банджо; Уеллмэн Брод – контрабас и Сонни Грир – ударные. Нью-Йорк, 11 февраля 1932 года.

Единственно приличный ремастеринг той эпохи, попавший мне в руки!

Эллингтон, не смотря на несомненный успех его новорожденного оркестра в Вашингтоне, принял единственно правильное решение, географически сместился в Нью-Йорк и стал частью движения Гарлемский Ренессанс. Молодые музыканты оркестра познакомились с ветераном джаза пианистом страйда Уилли Лайоном Смисом, который помог им вскарабкаться на сцену и снабдил деньгами. В июне 1923 года после выступления в Атлантик-Сити, Нью-Джерси, оркестр получил возможность сыграть в Exclusive Club в Гарлеме. Цепочка потянулась – в сентябре Эллингтон и его оркестр получили четырехлетней контракт в клубе на Бродвее. Но Эллингтон не был лидером в этот момент. Им был Элмер Сноуден – мэтр банджо. К 1924 году оркестр выработал собственный звук – заслуга аранжировок и композиций Эллингтона. Было найдено название для джаз-банда – «Вашингтонцы» - и делами оркестра за 45% прибыли занялся Ирвинг Миллс, музыкальный издатель и продюсер. Вот откуда его владение долей композиций Эллингтона. Но в те жёсткие времена это все равно был успех.

Duke Ellington Quartet - The Blues - 5:28 (Duke Ellington - Duke's Big 4 – Pablo)

«The Blues» Дюка Эллингтон, он же рояль и он лидер квартета. Джо Пасс – гитара; Рей Браун – контрабас и Луи Белсон – ударные. 8 января 1973 года, Лос-Анджелес, Калифорния.

Дюк не был великим пианистом. Не был новым Джеймсом Пи Джоунсом, Фэтсом Уоллером, Эрлом Хайнсом или Бадом Пауэлом. Это заметно в малых формах. Талант Дюка был в ином. Не став художником, он рисовал звуком, а для этого нужны были большие полотна. И уж тут был не только цвет, но тут была и температура – скачки её от лихорадки до заморозков на нервной почве. Дюк и развернулся по-настоящему лишь в большом формате.

В 1931 году Ирвинг Миллс заключил для «Вашингтонцев» контракт с «Коттон Клабом», что не помешало оркестру Дюка играть и в «Паласе», и в Парамаунте» и даже озвучить в Голливуде комедию Мелвила Брауна «Check and Double Check», «Проверяй и Перепроверяй…». В 1933 году оркестр впервые выступил в Лондоне и Париже. Дюк колесил по всему миру до самой смерти. Он играл в самых простых популярных дансингах, в роскошных и закрытых для не своих клубах, в концертных залах, на фестивалях, для фанатиков джазе и для сильных мира сего.

В наушниках и со смартфона, на грандиозном стерео у друзей, на простенькой радиоле рижских кровей или же с домашнего, как холодильник или пароварка компьютера – вы слушаете еженедельное «Время Джаза»; на коротких и средних «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Duke Ellington & Orchestra - Black and Tan Fantasy – 5:09 (Duke Ellington - The Complete Capitol Recordings)

«Black and Tan Fantasy» - Дюка Эллингтона и трубача Бабера Майли. Оркестр Эллингтона, 29 декабря 1953 года, город ветров и гангстеров, Чикаго.

Творчество Дюка, а под Дюком подразумевается и его оркестр самых разнообразных составов, можно разделить на четыре крупных периода. Первый (1924 - 1939 годы) «период джунглей», но имелись в виду не просто афроамериканские корни джазменов, но и джунгли Гарлема, его трущобы, гетто. У этого района было еще одно название «эр-кондиционированные джунгли». Характерным для этого периода был хриплый с трещинами звук оркестра; в основном тромбонов и труб с сурдинками. Так же в ходу было мощное подвывание. Это как раз такие пьески, как «Black and Tan Fantasy», «Creole Love Call», «It don’t Mean a Thing», «Sophisticated Lady», «Prelude to a Kiss» и многие другие.

Второй, продлившийся с 1939 года до 1945-го, был период двойника Дюка, пианиста, композитора и аранжировщика - Билли Стрейхорна, контрабасиста Джимми Блэнтона и тенор-саксофониста Бэна Уебстера. Они писали музыку и вели оркестр. Самый молодой, Билли Стрейхорн, перетащил оркестр в свинг, туда, где уже были прописаны Гудмэн, Лансэфорд, Дорси и Бейси. Для этого периода характерны рифы, ритм более мягкий, а Блэнтон и Уебстер были новыми популярными солистами. Вот тогда и были записаны «Cotton Tail», «Koko», «Take the A Train» и «Black, Brown & Beige».

Третий период – это период экзотизма и импрессионизма. Вновь всплывают некоторые джунглевые пьесы, но в целом оркестр звучит более расслабленно и томно. Это период таких композиций, как «Татуированная невеста», «Леди лавандового тумана», «Бесконечная труба» и несколько сюит, к примеру «Сюита Далекого Юга»…

Четвертый период – 1955 год – 1974-й. Эллингтон занят обновлением и оркестра и звучания. Это и синтез прошлых периодов, и поиск новых знакомств. «Новый» Дюк был триумфально принят на ньюпортском фестивале 56 года. Он чаще стал солировать со своим оркестром, но так же начал записываться в составе квартетов, трио и в дуэтах.

Duke Ellington & Johnny Hodges - Basin Street Blues – 8:05 (Duke Ellington & Johnny Hodges - Back to Back – Verve)

«Basin Street Blues» - композиция 1928 года Спенсера Уильямса, прославленная Сатчмо. Харри Эдисон – труба; Джонни Ходжес – альт-саксофон; Дюк – рояль и лидер; Лесли Спанн – гитара; Сэм Джоунс – контрабас и Джо Джоунс – ударные. 20 февраля 1959 года, Нью-Йорк.

«… Дюк Эллингтон, - писал Билл Кроу, - был сложным, очаровательным человеком, который до сих пор отбрасывает гигантскую тень на весь мир музыки. Десятки книг были написаны о нем, включая его собственную автобиографию, но всё равно он остается неуловимым, необъяснимым. Он сохранил свое прозвище «герцог», народившееся, когда он был практически мальчишкой, и начал создавать идеальный образ элегантности, учтивости – с небольшим налетом театральности. И он работал над этим образом, утончал и рафинировал его до конца дней своих. Любитель красочных (подчас до патетичности) фраз и романтических жестов, Граф постоянно ткал мягкую кольчугу самоуверенности в своих силах и таланте и одновременно фонтанировал бесчисленным количеством предрассудков и бзиков».

Он запрещал есть в своей артистической арахис; всегда и повсюду закрывал форточки, окна и двери; он не открывал телеграмм перед концертом и оставлял их нераспечатанными в клубе; его практически невозможно был заставить сесть в самолет; если на его пиджаке или блейзере отрывалась пуговица, он тут же снимал его и больше не носил, чаще всех он дарил их кому-нибудь из оркестра; никто не имел права появляться на сцене в чем-либо желтого цвета – от носков до галстука. В оркестре не могло быть тринадцать музыкантов. Он обожал женщин и часто говорил: - Я могу сообщить вам, что вы ангел! Я вижу отражение вашего нимба на потолке. Он возил за собой контейнер сделанных на заказ туфель. И он был невероятным и изысканным обжорой.

Я сократил на 99% его причуды.

Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза». Волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. За окном вашего ДС чистенький, промытый дождями, зеленый до невозможности Париж!

Вот последняя на сегодня пьеса Дюка: «Новый мир грядет!». Запись 1945 года.

Duke Ellington - New world a' comin' – 12:14 (Duke Ellington - Anniversary – Pianist – History)

«New world a' comin'», «Новый мир грядет», орфография самого Дюка, автора композиции. Композиция во многом аукается с «Лунной Серенадой» Гленна Миллера. Но предположим, что это было сделано специально. Как довоенный свинг (1939 год) и почти послевоенный. Дюк Эллингтон – рояль и его оркестр. Запись была сделана 16 июня 1945 года. То есть вторая мировая практически была закончена.

Как и «Время Джаза» - последнее в этом апреле. Звукорежиссер – Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До мая и его чудес! Всех вам благ, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG