Ссылки для упрощенного доступа

Мелким шрифтом


После победы Трампа в Индиане вокруг его кандидатуры сгустилась аура неизбежности. Теперь осталось мало сомнений в том, что именно этот политик будет представлять партию республиканцев на президентских выборах. Это приводит в радостный ажиотаж сторонников Трампа, среди которых так много наших соотечественников, живущих по обе стороны океана. Но те же триумфы Трампа ужасают остальных, включая многих его товарищей по Республиканской партии.

– Готовы ли вы, – спросили Линдси Грэма, – стать вице-президентом у Трампа?

– Это то же самое, – ответил сенатор, – что купить билет на “Титаник”.

Рядовые избиратели, однако, пренебрегая советами и угрозами своих партийных вождей, по-прежнему стекаются в лагерь Трампа. Одни считают, что, добившись номинации, Трамп перестанет оскорблять меньшинства и хамить дамам, другие надеются, что не перестанет. Третьи, невезучие, не отвлекаются на скандалы, смотрят в корень и ждут, когда их кандидат “сделает Америку вновь великой” и вернет стране те миллионы рабочих мест, которые ушли за границу.

Луддиты никогда и нигде не смогли остановить бег времени и вызванные им болезненные перемены

Этих, последних, ждет самое большое разочарование. Почему? Да потому, что в 1966 году в Калифорнии 45 тысяч сельскохозяйственных рабочих собирали 2,3 миллиона тонн помидоров. А потом агрономы из Калифорнийского университета вывели продолговатые помидоры, с которыми могла справиться машина, и множество сборщиков урожая осталось без работы. Вняв их претензиям, Вашингтон отказался финансировать новаторские исследования агрономов, которые обрекают людей на безработицу. Но это не помогло, и в 2000 году уже не два, а двенадцать миллионов помидоров собирают уже не 45 000, а всего 5000 работников.

Это – не притча, это – история про луддитов, которые никогда и нигде не смогли остановить бег времени и вызванные им болезненные перемены. Век назад фермеры составляли 40 процентов населения США, сегодня – 2 процента. Полвека назад в Америке было 24 процентов фабричных рабочих, сейчас – 8 процентов. И никакой Трамп не сможет остановить прогресс, с этим даже инквизиция не справилась. Можно, конечно, объявить тарифную войну Китаю, разрушив международную систему свободной торговли и отменив все достижения послевоенной политики США. Но такая радикальная мера приведет лишь к тому, что рабочие места уйдут в другие страны, где труд дешевле. Именно это произошло, когда в США подняли тарифы на китайские автопокрышки. Американцы стали покупать шины, изготовленные в Мексике, на Филиппинах и в Тайланде. Дело в том, что деньги не бывают глупыми. Они, как вода, текут туда, где цены ниже, а прибыль выше.

Почему же обо всем этом не думают сторонники Трампа? Да потому, что это скучно и написано мелким шрифтом. Популизм тем и опасен, что рассчитан на тех, кому лень читать мелкий шрифт.

Конечно, всем избирателям говорят то, что они хотят слышать. Но тяжелее всего обманываются те, кто верит, не задавая вопросы. В этом отношении нынешнюю избирательную кампанию отличают удивительные зеркальные эффекты популизма, возникающие справа налево – от Трампа до Сандерса. Не замечая судьбоносных мелочей, не отвечая на конкретные вопросы, не снисходя до скучной реальности, популизм игнорирует подробности, которые и отличают политику от лозунга.

В Америке говорят, что каждую предвыборную кампанию проводят в стихах, но править страной приходится в прозе.

Александр Генис – нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Американский час – Поверх барьеров"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG