Ссылки для упрощенного доступа

Опозорят и посадят


Кировский губернатор Никита Белых остаётся в следственном изоляторе. Дело неспешно обрастает подробностями, а публика продолжает его обсуждать.

"Кольта" только теперь выложила интервью, записанное Анастасией Каримовой ещё недели две назад. Некоторые куски разговора теперь выглядят двусмысленно и зловеще:

— Мы с вами встречались года четыре назад, и мне уже тогда казалось, что вы немножко подустали.

— Да, усталость накапливается... Уже семь с половиной лет на этой должности. В общем-то, так долго не живут.

— Нет путей отступления?

— А какая сейчас альтернатива? Уезжать из страны я не собираюсь. Уходить... Вообще госслужба — это система «ниппель»: вход — рубль, выход — десять. Уйти с госслужбы — значит, жить с опасением, что на тебя всех собак начнут вешать. На дипломатическую работу приглашений пока нет. По сути, отсутствие альтернативы. Поэтому работаем. И кто-то же должен этим заниматься.

А вот Зоя Светова смогла встретиться с Белых уже в СИЗО и их разговор можно почитать на сайте "Открытой России" - правда, говорить об уголовном деле права она не имела:

— Как вы себя чувствуете без лекарств? — спрашиваю я его.

— Пока нормально. Я уже похудел на четыре кг. И это хорошо. До этого я сбросил 30 кг. Я всю жизнь старался выглядеть старше, а когда стукнуло 40 лет, решил, что хватит молодиться.

Я написал следователю, чтобы он разрешил мне свидание с женой. Надеюсь, что разрешит. Я ведь веду себя лояльно.

Белых интересуется, долго ли он пробудет в карантине и куда его потом переведут. Объясняем, что в «Лефортово» — двухместные камеры, и одиночное содержание разрешается только в крайних случаях.

Спрашиваем, что арестант предпочел бы: сидеть в одиночке или с соседом:

— Я так устал от людей, что хотел бы сидеть один, — говорит Белых.

Выяснилось, что первые показания, на которые, в частности, ссылались в Следственном комитете, Белых дал в присутствии государственного адвоката. Его адвокат Вадим Прохоров долго попасть в изолятор. Разрешение он получил только во вторник, а уже сегодня снова заявил, что следствие препятствует встрече с подзащитным.

Зоя Светова:

Самое большое потрясение от Никиты Белых для меня- как этот человек, облеченный властью, прочитавший много книг, не знал, что такое подстава, не знал, что не стоит давать показаний без своего адвоката. И теперь вот следствие к нему не пропускает его адвоката по соглашению. Ему не дали таблетки, объясняя это его благом, потому что они не знают, можно ли ему принимать эти таблетки. Что за бред? Человек говорит, что не может принимать пишу без таблеток, они меряют сахар и говорят : все в норме, таблетки не дадим. И вот он три дня ничего не ест. Надеюсь, что сегодня вечером после наших двух визитов врачи все таки поняли, что так нельзя и таблетки ему повредить не могут, а напротив, без таблеток ему может стать плохо, врачи придут в разум и таблетки ему дадут.

Русло для дискуссии, как часто бывает, проложил Олег Кашин - на "Слоне" выложена его (платная) колонка "Новый тридцать седьмой", где он рассуждает об изменении самой природы власти в современной России:

Говорить всерьез о «новом тридцать седьмом» в современной России давно неприлично, да к тому же (несопоставимые масштабы) и безнравственно, но репрессии против губернаторов воспроизводят логику именно тридцать седьмого года, более близких исторических аналогов у нас нет. Жертвами делаются не карбонарии, не оппозиционеры и не тихие внутрисистемные саботажники, а совершенно обычные главы регионов – нет никаких сомнений, что если бы не вмешательство необъяснимой репрессивной силы, все трое, включая Никиту Белых, в сентябре прекрасно справились бы с процентами для «Единой России», а на сайте Кремля продолжали бы публиковаться поэтичные стенограммы их редких разговоров с Путиным, когда Белых (Хорошавин, Гайзер) долго говорит про социально-экономическое развитие своего региона, а Путин ему (им) отвечает: «Хорошо». Никаких публичных поводов для расправ над этими губернаторами не было. Были ли непубличные?<...>

Утечек не было, зато много утечек как раз о растерянности – что-то происходит, а что – непонятно. И здесь уже без иронии можно сказать о «новом тридцать седьмом» – да, мы имеем дело с точечными актами силового террора, реальными мишенями которого стоит считать не троих арестованных губернаторов, а всю (и, возможно, не только региональную) номенклатуру, которая теперь поставлена перед фактом, что никакие заслуги, никакие договоренности и обещания не страхуют от перспективы быть арестованным и объявленным коррупционером.

Андрей Тесля:

что ни год, то "новый 37-й" -
- да снимите вы уже этот календарь со стены и купите новый

Но ирония иронией, а в этом ключе мыслят многие.

Григорий Ревзин:

Развивая Кашина, добавлю вот что. В 37 году брали уклонявшихся от линии партии, а поскольку она виляла, потенциально виноватыми оказывались все. Сегодня берут за коррупцию, а поскольку основой строя оказалось сращивание власти и бизнеса, потенциально виноватыми тоже являются все.
С точки зрения управления не важно, за что брать, важно, что взять можно любого. Но с точки зрения пи-ара разница есть. Здесь важно всенародное одобрение. Скажем, если новый парламент примет закон о запрете сексуальных отношений, то опять же брать можно будет любого, но всенародной поддержки тут не будет, потому что не понятно как быть. Иное дело уклонение от линии партии -- если верить, что только партия владеет истиной, оправдывающей все преступления, совершенные в гражданскую войну и после, то уклонение равнозначно сомнению, посему люди поддерживают расправу над уклоняющимися. Но это сложный комплекс чувств, разогретых на идеологическом огне.
Благородное чувство зависти к богатым и успешным разогревать особенно не надо, у нас все и так верят, что собственность есть кража вообще, а все деньги в чужом кармане в частности украдены у детей, врачей, учителей и инвалидов. Так что коррупция даже выгоднее для создания правового поля всеобщей потенциальной посадки -- в спину лучшим думающие и чувствующие люди бросят лишь презрительный холодок отстранения -- пусть-де следствие разбирается. Слов нет, как приятно это милое доверие к следствию, вдруг проснувшееся после болотных дел.

Светлана Шмелёва:

Революция пожирает своих детей (с), или как уроборос укусил себя за собственный хвост
У меня и прошлые антикоррупционные кампании в регионах вызывали подозрение, что в ряде случаев, очевидно, это не просто подстава со взяткой (некоторые из подозреваемых, которых я знаю лично, ни за что бы ее не взяли), но это были деньги, от которых по каким-то причинам нельзя отказаться.
А от кого в 2016 году в специфическом месте, баре Kalina на Новом Арбате, губернатор собственноручно, не через помощника, мог взять пакет с наличными 'для нужд города'?
Насколько я понимаю российскую действительность, это может быть только Администрация через назначенных ею же 'спонсоров': огромные суммы в валюте наличными — ее почерк.
Словом, по-моему, перед нами классическая русская рулетка — когда и не отказаться, иначе будешь заподозрен в недоверии Власти, но и каждый пакет может взорваться криком: 'Руки на стол. Работает ФСБ'.

Кирилл Рогов:

Да, вот такая примерно конструкция объяснила бы некоторую дикость ситуации, если принимать ее в интерпретации, предложенной СК-ФСБ. Кроме того повторю, что примечательным кажется мне привоз Белыха в неработающий суд в день задержания. Этот привоз, якобы ошибочный, нужен был, чтобы иметь "живую съемку" в наручниках, потому что пленка задержания, с раскладыванием и просвечиванием банкнот по каким-то причинам не могла быть продемонстрирована.

Андрей Калих:

Друзья, чем больше я читаю информации с разных сторон, тем больше убеждаюсь, что данный конкретный сюжет с Никитой Белых - подстава, провокация ФСБ. Собственно, это было ясно с самого начала, когда не было никаких источников информации, кроме как из СК.

Другие грехи Никиты я не обсуждаю. Вытаскивать человека надо, и тогда займемся его коллективным осуждением.

Михаил Гохман:

Брал ли взятку - думаю что нет. Попался на подставу. Впрочем, он должен был понимать, на что идет, когда согласился играть по ИХ правилам. Его об этом предупреждали.
Я не могу себе представить в такой ситуации Николая Воронцова, Михаила Молоствова. Они умерли.
Невозможно такое было бы с Сергеем Юшенковым, Галиной Старовойтовой, Борисом Немцовым. Их убили.
А "системных" опозорят и посадят. Учите историю нашей страны, в ней всё уже было.

Андрей Мовчан:

Нельзя быть частью порочной системы и не стать одновременно или порочным самому, или жертвой ее порока, или, скорее, и тем, и другим. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на путей грешных не ста» — это, вопреки распространенному мнению, не нравственно-сентиментальный призыв Христа, а вполне прагматическое умозаключение царя Давида, человека мудрого, жившего во время жестокое и потому не склонного к морализаторству. Идея «пойти и изменить» не работает, изменения требуют тектонических сдвигов в обществе и действий извне — изнутри система тебя или сожрет, или изменит под себя, а чаще всего — и то, и другое. Искренне и почти искренне «идущих менять» я повидал за все эти годы немало. Увы, я не знаю ни одного, кто бы не изменился «под систему», хотя (пока?) далеко не все они прошли через следствие и тюрьму.

Аркадий Бабченко:

Первая, старая как мир тысячу раз повторенная, заезженная до банальности, а стало быть, верная, истина — ты либо становишься частью системы, либо система тебя сожрет.

Доказано уже тысячи раз. Изменить систему изнутри не удавалось еще никому и никогда. Никому и никогда. Ты либо сам становишься ее винтиком и начинаешь брать взятки, либо, если не становишься и вносишь в механизм ненужное сопротивление, она тебя уничтожает. Подставами ли, посадками ли, гигантскими лагерными сроками, тихим убийством в подъезде, чашкой ли с полонием, сливом гнусного постельного компромата, показательной ли казнью в виде акта устрашения или как угодно еще, но — уничтожает. Таковы правила игры. К сожалению, никакого другого пути, кроме «до основанья, а затем», не существует.

Это касается не только Никиты Белых. Это касается любых участий в любых игрищах этой оккупационной по своей сути и по отношению к людям власти на любом уровне, в том числе и того фарса, который она с издевкой, а оппозиция с какой-то совершенной непонятной мне то ли наивностью, то ли зашоренностью, продолжает именовать выборами.

Это касается и «команды Навального» с их участием в выборах мэра Москвы. Я считаю, что Алексею тогда вообще очень повезло, что его все-таки не допустили в кресло московского гауляйтера — в таком случае взятием в заложники его брата Олега Навального дело, скорее всего, не ограничилось бы. Сейчас бы он точно уже либо сидел бы, либо был убит. Три года брату — это еще так, предупреждение.

Кстати, о братьях.

Глеб Кузнецов:

Начитавшись рассуждений про Белых - либерал, силовики атакуют, "подстава", "мы его знаем и не можем поверить", все вот это - вспомнил дивную историю, которая изрядно меня позабавила несколько лет назад.

Был у Белых оппонент вечный - депутат ГД от КПРФ Мамаев. Так он лет пять назад выдал в эфир прямо на заседании ГД практически ровно то, что выдает сегодня генерал Маркин по Никите. И призвал Путина утратить к Белых доверие.

Белых обиделся (понятно) и пошел в суд. Честь, достоинство и личное неимущественное право на все это защищать. Кировские суды Белых (либерал же, на суды не давит!) в одну калитку выиграл, а Верховный суд он проиграл. ВС РФ встал на сторону Мамаева, отказав губернатору в праве на "честное имя" перед лицом обвинений в коррупции (буквально, "разворовал всю область").

Но суть истории не в этом. Суть в том, что пошлину государственную по гражданскому процессу Белых vs Мамаев заплатил бюджет. А представляли интересы Белых сотрудники правового управления обладминистрации в рабочее время. Московские командировки, суточные, кормовые, переработка. То есть бесплодные попытки защитить личное неимущественное право гражданина Б. на честь и достоинство оплатили (учитывая отнюдь не донорский статус Вятки) все граждане РФ скопом.

Мамаев тогда в прокуратуру писал по этому поводу. Но в прокуратуре у Белых брат двухзвездочный генерал. А у Мамаева - нет. Не обратила внимания прокуратура. А обратила бы. Представление бы выписала. Дельце бы возбудила мелкое. Глядишь, и научили Никиту Юрьевича разделять частное и общее, лопатник свой и госбюджет, нал в кабаке и безнал по договору пожертвования. И не сидел бы он сейчас в СИЗО в результате. А продолжал бы нас с "Эха Москвы" обучать правильным взглядам на региональное управление.

Правда, брата в прокуратуре у Белых больше нет.

Кирилл Шулика:

Если уволился сам добровольно, то это поступок по нашим временам.

Саша Сотник:

Система сбросила "с хвоста" родственника неугодного фигуранта.

Сергей Смирнов:

А вот это действительно круто.

Шансы Никиты Белых, которые и так были близки к нулю, теперь вообще на уровне арифметической погрешности.

Андрей Разумовский:

Полагаю, что Н. Белых пал жертвой очередного раунда смертельного батла двух кланов: жаб и гадюк. (Замена «кланов» на «башни», «жаб» на «сислибов», а «гадюк» на «силовиков» сути вопроса не меняет).

Если по-простому, то дело Белыха есть банальное «сам козел» от силовиков на сислибовские «Чайки», ФБКшно - ОРовские сливы и прочие ‪#‎хуизмистерпутин‬.

XS
SM
MD
LG