Ссылки для упрощенного доступа

Внекремлевский мечтатель


Германский телеканал ARD показал документальный фильм режиссера Кирилла Туши "Новая свобода Ходорковского".

Это второй фильм режиссера о бывшем олигархе. 47-летний Кирилл Туши семь лет работал над этой дилогией.

Туши происходит из семьи с русскими корнями, но язык для поездок в Россию ему пришлось выучить. Премьера его первого фильма "Случай Ходорковского" состоялась 14 февраля 2011 года на Берлинском кинофестивале.

Свою работу семь лет назад Туши начал с того, что написал Ходорковскому в колонию и через год получил ответ. Ему удалось поговорить с Ходорковским в зале суда во время второго процесса, он отснял 180 часов интервью и репортажей. О Ходорковском в первом фильме рассказывают его знакомые и родственники, бизнесмены и политики, только Чубайс и Явлинский давать интервью отказались.

В новый фильм вошло снятое уже в Европе интервью Туши с Ходорковским, публичные выступления оппозиционера, разговоры с его бывшими и нынешними коллегами.

Кирилл Туши рассказал Радио Свобода о своей дилогии:

На него сильно повлияла старая советская школа, школа жизни, можно сказать, что и школа комсомола

– Меня всегда интересовала любая амбивалентность, двойственность, меня мотивируют противоречия. И толчком для первого фильма было то, что я увидел очень умного человека, который просчитывает варианты, как шахматист, и который сделал ход, кажущийся явно нелогичным – вернулся в Россию из-за границы, зная, что будет арестован. Именно этот его поступок – решение вернуться в Россию, чтобы быть арестованным, – меня очень заинтересовал. Я знаю, что многие ему говорили: "Эй, что ты делаешь? Ты же можешь прекрасно жить в изгнании со своими двумя миллиардами". Некоторые говорили, что его состояние за границей могло быть и большим. Почему он совершил этот нелогичный, как видится со стороны, поступок? Исследованию причин его судьбоносного решения и посвящен мой первый фильм.

– А как возник второй?

– У меня были два мотива. Первый совсем простой – любопытство к человеку, который провел 10 лет в заключении. И второй – это интерес к тому, как он будет обходиться с вновь обретенной свободой. В процессе съемок я беседовал о свободе с композитором Арво Пяртом (автором сочинений, посвященных Ходорковскому, его музыка звучала в первом фильме Кирилла Туши. – Прим. ред.) и его женой Норой; к сожалению, это не вошло в фильм. Темой бесед были метафизические интерпретации свободы, мы говорили о внутренней свободе, духовной, которая важна для Пярта. Итак, меня интересовал Ходорковский в ситуации свободы, и это разжигало мое любопытство. ​

– И как он, по-вашему, развивается? Он не очень хорошо владеет английским, и вообще создается впечатление, что Запад его мало интересует.

Эмоционально же его интересует только Россия. В классическом, почти романтическом смысле

Это тоже амбивалентно. Его английский продолжает улучшаться. Но на него сильно повлияла старая советская школа, школа жизни, можно сказать, что и школа комсомола, и вообще старая идеологическая школа, которую он частично прошел и в родительском доме, в частности, внушенная с детства мысль: "Ты должен все время работать, в том числе и над собой". Он был воспитан как человек, стремящийся к результатам. В нем намешано многое от советской культуры, но также уже и от неолиберализма. Его книга с Невзлиным называлась "Человек с рублем"… Но, как умный человек, он понимает, что он должен стать открытым для западных ценностей… И при этом он действительно интересуется только Россией. На ней сконцентрировано его внимание. Его интерес к Западу и к западному рационален. Он стал, например, фанатом современной техники коммуникаций, перед ним, когда он встречается с людьми, выложены всевозможные игрушки: айпад, айфон и так далее. Но это рациональный интерес. Эмоционально же его интересует только Россия. В классическом, почти романтическом смысле.

Кирилл Туши
Кирилл Туши

– Герхард Шредер сказал однажды, что Путин является, по его мнению, демократом чистой воды. Демократ ли, на ваш взгляд, Ходорковский?

Ему казалось, что можно управлять Россией, как большой фирмой, как ЮКОСом

​– Ну, у него пока было немного шансов доказать свою приверженность демократии. От политической жизни России он отделен. Но все, что он готовит к тому времени, когда Путин уйдет, идет в направлении демократического участия населения: сменяемость президента, вообще власти, настоящее отделение церкви от государства, независимость судов… Все эти нормальные, простые демократические институции, в духе разделения властей, всего этого он желает для России. Удастся ли ему так реформировать Россию, большой вопрос. Раньше ему казалось, что можно управлять Россией как большой фирмой, как ЮКОСом. Он так действительно думал. Думает ли он так же и сегодня, я не знаю. Может статься, что он и не способен думать иначе, но это уже философия. Но еще раз: он хочет изменений в России, соответствующих европейским демократическим масштабам и традициям.

– Не кажется ли он вам несколько наивным человеком?

Будущее России он видит прекрасным. Скорое будущее, но не ближайшее

Наивным? От многих я слышу это как критику. Даже из Кремля. Оттуда тоже слышно: "Да все понятно. Ходорковский утратил контакт с реальностью". Но это слишком уж просто – нападать на Ходорковского с этой стороны, с таких позиций. Слишком просто. Конечно, он в изгнании, он, можно сказать, проклят… Этому как раз соответствуют анимационные сцены в фильме, где Ходорковский представлен в одиночестве в космическом корабле и наблюдает за землей из космоса. Да, эта картина символизирует его отсутствие в родной стране. В этом есть несомненно трагичность, но и источник сил. Ведь со стороны, извне многое бывает видно яснее, чем изнутри, если ты находишься внутри объекта наблюдения. Наивно ли все это? Конечно, его шансы минимальны: Сталин снова в почете, мышление и развитие нескольких поколений находится под влиянием Путина и его пропаганды, есть поколения, которые ничего, кроме Путина, не видели и ничего, кроме его "стабильности", не знают. Путина знают все, а Ходорковского не знает почти никто, а если что и знают, то тут же возникает клеймо олигарха. Наивен ли он? В конце фильма он говорит, что представляет себе Россию через 30-40 лет как страну, где 70 процентов населения живет в 10-12 многомиллионных мегаполисах, в которых интеллигенция играет важную роль, к ней прислушиваются, и через эту новую роль образованных и развитых людей Россия и будет добиваться успехов в своем развитии, через этот слой людей, а не через нефть. Так говорит он и добавляет, что те 30%, которые не захотят жить в огромных городах, будут также иметь все возможности устроить свою жизнь на необъятных просторах России. Он говорит, что будущее России видит прекрасным. Скорое будущее, но не ближайшее. Наивен ли он? Если взглянуть трезво на нынешнее состояние властных структур, то можно заплакать. Можно сказать: "О'кей, если столько идиотов любят Путина, то надо закрыть эту кастрюлю крышкой и забыть о ней". Я беседовал со многими людьми из команды Ходорковского, которые теперь живут в Израиле, и все они говорят: "Если Путин и его люди сгинут, если все это пройдет, все закончится, я туда все равно никогда не вернусь". Так говорят многие. И аргументируют: "Зачем? Почему? Страна отравлена, интеллигенция многочисленными путями и потоками страну покинула. Те, что остались, уже не молоды и не готовы уехать, но так или иначе основная часть интеллигенции эмигрировала".

– В вашем фильме о Ходорковском говорят Немцов, Яшин, Мария Баронова. Но Алексей Навальный отказался дать вам интервью. Почему?

Его аргументация для меня на грани безумия, что, мол, если он даст интервью западным средствам массовой информации, то русские снова будут думать, что он куплен американцами. Я пытался много раз, но безрезультатно. Да, конечно, его в фильме не хватает… Хотя я слышал от многих в России следующее: "Ходорковский и Навальный часто говорят, что находятся в стратегическом партнерстве, но в действительности они оба понимают, что являются конкурентами".

–​ Фильм "Новая свобода Ходорковского" критикуют с разных сторон и позиций. Можно представить критику из окружения Ходорковского в том плане, что фильм недостаточно работает на его пиар?

Журналистика не подразумевает обязательную дружественность. Тeм не менее, я считаю свой фильм как раз дружественным и в Германии получаю упреки, что со слишком большой симпатией показываю бывшего олигарха. Странно, да?

Тот, у кого такие дети, не может быть плохим человеком

Мною действительно двигало не только любопытство, но и симпатия. Мне это свойственно. Я ведь не журналист. Я не смог бы, например, брать интервью у убийц Литвиненко, я не хочу иметь дела с такими людьми. Я бы и с Гитлером не смог сделать интервью. Может быть, это глупо и говорит о моем недостаточном профессионализме. Что касается Ходорковского, то я встречался с его первой женой, Еленой, с его сыном Павлом. Мне они очень симпатичны. И я думал и думаю, что тот, у кого такие дети, не может быть плохим человеком. Таким образом, я почти сразу выстроил свой позитивный эмоциональный мост к Ходорковскому. Поэтому у меня, может быть, и есть эта проблема с объективностью.

Кирилл Туши не скрывает своего удивления тем, что Ходорковский теперь дружит с Биллом Браудером, хотя тот публично нападал на Ходорковского в 2005 году на экономическом форуме.

В первом фильме рассказывалось, что любимой книгой Ходорковского в детстве была "Как закалялась сталь". Еще более удивительно было услышать, что ценность этой книги для Ходорковского не померкла и в местах заключения. Изменился ли он? Или коммунистические химеры по-прежнему живут в его душе и сознании?

Ходорковский еще в 1987 году хотел быть спасителем России

​– Я думал одно время, что он изменился. Нo теперь считаю, что прав его адвокат Антон Дрель, который говорит, что Ходорковский не меняется и не изменится. По словам Дреля, Ходорковский еще в 1987 году хотел быть спасителем России. В этой роли он видел себя и в 90-х годах, став главой ЮКОСа. И в этой своей установке он не меняется. Но именно эта его верность себе и делает его сильным. Да, в 90-х он был привержен неолиберализму, можно еще раз вспомнить его с Невзлиным книгу "Человек с рублем"… Но они оба говорили и говорят, что знают, что капитализм – это зло. Все это звучит почти как безумие. А вообще я считаю, что Ходорковский в колонии был духовно более свободным человеком, чем теперь, когда он на свободе.

И тем не менее Кирилл Туши продолжает верить в политическое будущее Ходорковского в России. Режиссер говорит в финале фильма: "Ходорковский планирует долгосрочно, на времена после Путина, ведь когда-нибудь и он станет историей, и это стратегическое мышление охраняет его от разочарований, ибо свою цель – свободную Россию – он видит впереди".

Фрагмент, не вошедший в дилогию Кирилла Туши о Ходорковском:

XS
SM
MD
LG