Грунтовая дорога в село Кхюрдабах идет прямо под массивной осыпающейся стеной из смеси камня, глины и песка. Если поднять голову и присмотреться, то можно увидеть, как над этой стеной буквально нависают старые полуразрушенные каменные дома. Аул уже давно покинули жители. Все, кроме одной женщины
Патимат – последняя хранительница дагестанского аула
![Вместо стен как иглы торчат круглые бревна и балки. Когда-то они поддерживали дома, но сейчас наполовину съехали в долину. Это место известно в Дагестане как Корода, по названию ближайшей крупной деревни. Но местные аварцы его называют Кхюрдабах – "аул на скале"](https://gdb.rferl.org/6445a67e-ff3c-488f-8724-26ea8275b43e_w1024_q10_s.jpg)
1
Вместо стен как иглы торчат круглые бревна и балки. Когда-то они поддерживали дома, но сейчас наполовину съехали в долину. Это место известно в Дагестане как Корода, по названию ближайшей крупной деревни. Но местные аварцы его называют Кхюрдабах – "аул на скале"
![В прошлом, когда сыновья женились и семьи увеличивались, местные жители надстраивали дома прямо над улицей. В ширину аул расти не мог из-за ограниченного пространства, поэтому он просто рос вверх. Так было проще обороняться и оставалось больше земли для скота. Потом жить так стало неудобно: дома обветшали, к ним было почти невозможно подвести коммуникации. Поэтому жители аула при первой возможности переезжали в долину - пик населенности аула пришелся на 60-е - 70-е годы](https://gdb.rferl.org/92c11f41-bf17-4bfe-be22-53b20e014603_w1024_q10_s.jpg)
2
В прошлом, когда сыновья женились и семьи увеличивались, местные жители надстраивали дома прямо над улицей. В ширину аул расти не мог из-за ограниченного пространства, поэтому он просто рос вверх. Так было проще обороняться и оставалось больше земли для скота. Потом жить так стало неудобно: дома обветшали, к ним было почти невозможно подвести коммуникации. Поэтому жители аула при первой возможности переезжали в долину - пик населенности аула пришелся на 60-е - 70-е годы
![Сейчас все, кто мог, уже уехали, но остался последний житель – бабушка Патимат. Она не стала переезжать из принципа. Патимат родилась в крестьянской семье в этом самом ауле, в нем работала, в нем хочет и умереть. Никто точно не знает, сколько ей лет: кто-то говорит, что 77, кто-то – 89. Русского языка она не знает](https://gdb.rferl.org/c5050076-f119-4719-9437-c78505a8b29d_w1024_q10_s.jpg)
3
Сейчас все, кто мог, уже уехали, но остался последний житель – бабушка Патимат. Она не стала переезжать из принципа. Патимат родилась в крестьянской семье в этом самом ауле, в нем работала, в нем хочет и умереть. Никто точно не знает, сколько ей лет: кто-то говорит, что 77, кто-то – 89. Русского языка она не знает
![Главная работа последнего жителя — следить за аулом. В подобных заброшенных селах в Дагестане (их достаточно много) часто остается жить одна семья, которая ухаживает за деревней. Нежилые каменные дома ветшают и обваливаются очень быстро. С каждым новым оползнем или сильным ливнем дом может потерять стену и полностью уйти вниз](https://gdb.rferl.org/a265244b-98af-4d30-911b-9cafce410e43_w1024_q10_s.jpg)
4
Главная работа последнего жителя — следить за аулом. В подобных заброшенных селах в Дагестане (их достаточно много) часто остается жить одна семья, которая ухаживает за деревней. Нежилые каменные дома ветшают и обваливаются очень быстро. С каждым новым оползнем или сильным ливнем дом может потерять стену и полностью уйти вниз
![Жители из соседних деревень знают о Патимат и по возможности стараются ей помогать](https://gdb.rferl.org/f6289e7c-a255-42e1-bcfb-60260dc5d559_w1024_q10_s.jpg)
5
Жители из соседних деревень знают о Патимат и по возможности стараются ей помогать
![С Патимат остался жить внук, а дочь старается навещать ее при первой возможности. Шестиклассник ходит в школу в соседнюю деревню в двух километрах от аула. Пока он не может полноценно заниматься хозяйством, Патимат вынуждена делать много работ сама](https://gdb.rferl.org/4854d534-31f0-4ebe-b062-bf81a819fd96_w1024_q10_s.jpg)
6
С Патимат остался жить внук, а дочь старается навещать ее при первой возможности. Шестиклассник ходит в школу в соседнюю деревню в двух километрах от аула. Пока он не может полноценно заниматься хозяйством, Патимат вынуждена делать много работ сама
![Она готовит, следит за стадом, чинит загоны для коз и курятники, которые расположились в тех самых разрушающихся заброшенных домах](https://gdb.rferl.org/48c6bb2f-cba9-4854-afae-2fe75019060c_w1024_q10_s.jpg)
7
Она готовит, следит за стадом, чинит загоны для коз и курятники, которые расположились в тех самых разрушающихся заброшенных домах
![Дочь тоже помогает матери, как может. Каждый их день начинается с полосы препятствий: осыпавшихся камней, обрушившихся подпорок и оград. Дом Патимат стоит в самом конце узкой улочки, заваленной остатками домов](https://gdb.rferl.org/ce30dac4-acb3-4c90-b53c-707ceb381153_w1024_q10_s.jpg)
8
Дочь тоже помогает матери, как может. Каждый их день начинается с полосы препятствий: осыпавшихся камней, обрушившихся подпорок и оград. Дом Патимат стоит в самом конце узкой улочки, заваленной остатками домов
![Взрослых мужчин в семье не осталось: они либо умерли, либо развелись со своими женами, дочерьми Патимат ](https://gdb.rferl.org/cb4c698b-2b17-4717-b0d8-f5d819ce86a9_w1024_q10_s.jpg)
9
Взрослых мужчин в семье не осталось: они либо умерли, либо развелись со своими женами, дочерьми Патимат
![Сохраниение аула важно для аварцев во многом по религиозным причинам. Подобные поселки в Дагестане считаются культовыми местами поклонения и до сих пользуются популярностью во время религиозных праздников. В Кхюрдабахе священным считается дом одного из шейхов, который Патимат тоже спасает от разрушения ](https://gdb.rferl.org/c2167e82-4c1d-4d7e-bb42-dd0d596a1fc8_w1024_q10_s.jpg)
10
Сохраниение аула важно для аварцев во многом по религиозным причинам. Подобные поселки в Дагестане считаются культовыми местами поклонения и до сих пользуются популярностью во время религиозных праздников. В Кхюрдабахе священным считается дом одного из шейхов, который Патимат тоже спасает от разрушения