Ссылки для упрощенного доступа

"Человек помогающий счастлив, а значит - нет никакой жертвенности"

В историю благотворительности, как правило, вписываются громкие имена или крупные пожертвования. И то, и другое, действительно, помогает решить социальные проблемы, которыми не хочет заниматься государство. Но вместе с тем, без всякой огласки и исключительно по собственному желанию в благотворительные фонды все чаще приходят молодые люди, чтобы потратить свободное от учебы или работы время на помощь умирающим детям, одиноким старикам или находящимся в рабстве.

Наверное, любое общество способно к саморегуляции, если поколение, выросшие на культуре потребления, умеющее считать деньги и время, вдруг оказалось не только готово к абсолютному бескорыстию, но и активно бы проявляло его. Можно, конечно, предположить, что человеку вообще свойственно быть добрым и помогать другим, и в тощие советские времена эта потребность удовлетворялась трудной заботой о близких и помощью соседям. Сегодня каждый заботится о себе самостоятельно, и для того, чтобы принести старушке хлеб существует социальный работник, а чтобы забить гвоздь - "муж на час". Раньше такого не было, и люди друг другу помогали, выручали кто чем – щепоткой соли, гаечным ключом или поливкой цветов во время отпуска.

Правда, в этом не было чистой добровольности и бескорыстия. Сегодня помогли тебе, завтра – твоя очередь. Даже пионеры, к которым прикрепляли одиноких пенсионеров и ветеранов войны, испытывали, скорее, чувство неловкости, шумной гурьбой вваливаясь в дом, где их тут же пытались угостить чаем с вареньем. Возможно, трудно проявлять бескорыстие, если у тебя самого ничего нет, и альтруизм – удел людей успешных и самодостаточных. Во всяком случае, именно так описала своих помощников координатор волонтеров Центра лечебной педагогики Анастасия Сушко:

- У большинства наших волонтеров своя интересная жизнь. Это может быть пилот, инструктор по йоге, инженер, человек какой угодно профессии, для которого нормально помогать, испытывать не жалость, а сострадание, участвовать в чьей-то жизни. Конечно, они могут найти в этом и свое прибежище, мы с радостью поможем.

Действительно, идеальным волонтером считается человек уравновешенный, состоявшийся, которому есть чем душевно поделиться. Однако Зигмунд Фрейд, например, связывал с проявлением альтруизма чувства вины и меланхолии, полагая, что это психологическая защита, которая просто меняет эгоистический мотив на противоположный.

VETROVA
пожалуйста, подождите
Embed

No media source currently available

0:00 0:03:19 0:00

Волонтер Анна Ветрова, "Дом с маяком". "Люди воспринимают это либо как отклонение, либо как какую-то сублимацию".

Такие психологи, как Карен Хорни и Эрих Фромм связали альтруизм со стремлением к контролю и доминированию. Однако наблюдения другого координатора волонтеров - Анастасии Майоровой опровергают умозаключения психоаналитиков, во всяком случае, что касается детского хосписа "Дом с маяком":

- Я не могу сказать, что к нам приходят обычные люди, но они, как правило, имеют хорошую профессию, любят путешествовать, ходят на выставки. У них есть семьи. Среди волонтеров есть даже многодетные мамы. Но сказать, что это суперособенные люди или с проблемами – нет, таких нет.

Вообще волонтерство в детском хосписе - это не геройство, не спасательство. Здесь очень важно, чтобы волонтер сохранял спокойствие и был внутри собран. Потому что только тогда он поймет, какая помощь нужна семье и примет правильное решение. И люди, которые пришли на эмоциях, они на каком-то этапе пропадают. Но один из наших главных девизов, что семья, ребенок дают нам больше, чем мы можем им дать.

Слова Анастасии Майоровой о том, что бескорыстная помощь наполняет жизнь смыслом и приносит настоящую радость, подтверждают волонтеры самых разных благотворительных организаций – от "Старость в радость" до движения "Альтернатива", которое занимается розыском пропавших и увезенных в рабство людей. Тот факт, что молодые люди готовы заниматься розыскной, порой опасной работой, руководитель Олег Мельников объясняет следующим образом:

- На мой взгляд, сейчас такое время, когда молодые люди хотят себя как-либо реализовать. Возраст 15 до 25 лет – это тот период, когда люди хотят совершить какой-то поступок. Но оценкой их труда не является зарплата, не является успеваемость в школе, в институте, а является именно совершение какого-либо поступка. А молодежь, как правило, очень радикальна, поэтому и приходят к нам.

DANILINA N
пожалуйста, подождите
Embed

No media source currently available

0:00 0:02:05 0:00

В волонтерском деле каждый может найти свою нишу, сайты благотворительных организаций обычно поясняют: нужен "волонтер на машине", "для работы с соцсетями", "волонтер, который играет и поет". Кроме того, человек выбирает, кому он хочет помогать – детям с особенностями развития, попавшим в беду людям, одиноким старикам или умирающим. И что самое удивительное, во всяком случае на непосвященный взгляд, эмоциональный эффект для всех волонтеров будет единым – радость от общения с людьми, которым ты помогаешь и чувство удовлетворения.

Любопытно, что еще в XIX веке философ Огюст Конт обозначил формулу альтруизма как "revile pour outrе" - "живи для других", и ему казалось, что именно благодаря проявлениям альтруизма общество станет более гуманным. Несколько позже, правда, этологи объяснили бессмысленное вроде бы в конкурентной среде животных поведение ухищрениями эволюции, когда важнее сохранность всего вида, а не отдельного представителя. Как бы там ни было, но в России волонтерство сегодня имеет две причины: это единственная возможность проявить позицию активного гражданина и изменить мир к лучшему, другого легального пути здесь нет. Так считает руководитель движения "Альтернатива" Олег Мельников:

- Я вышел из протестной тусовки. Для меня было многое непонятно. Например, на каждой кухне в пятницу практически в любом провинциальном городке найдется хороший оппозиционер, который будет говорить правильные вещи. Но начинать менять мир с себя сложно. С кого-то легче. А волонтерам проще, потому что они меняют себя через кого-то. Я думаю, что политическая ситуация в стране меня подтолкнула: я не видел никакой перспективы для молодых людей, если он не шли в какие-то провластные структуры. И эту ситуацию хотелось сломать.

Но хочу сказать, что от политики мы сейчас отошли. Почему так важно было стать депутатом Госдумы в какой-то момент? Потому что в среднем сейчас из моего бизнеса мы тратим от 100 до 250 тыс. рублей ежемесячно на нашу деятельность. Добровольных взносов у нас получается порядка 30 тыс. руб. Ситуация кризиса, разумеется, дает о себе знать. И мы посчитали, что зарплаты депутата как раз будет хватать на поисковую деятельность. Плюс это огромный административный ресурс. К сожалению, пока не удалось реализовать.

Альтруизм высшей пробы

Елена Насиновская, психолог:

- Социальный запрос на бескорыстную помощь, безусловно, есть, потому что очень много людей в ней нуждаются. Но, с другой стороны, потребность делать добро людям – неистребимая, отчасти определяемая врожденными свойствами человека.

Сам термин "альтруизм" впервые ввел в научный обиход Огюст Конт, основоположник социологии, еще в середине XIX столетия. И сразу же противопоставил его эгоизму. Еще в определении альтруизма, как бескорыстной способности делать добро людям, присутствует такой элемент как самопожертвование. То есть мы привыкли считать, что люди, которые осуществляют альтруистические поступки, жертвуют собой, своим временем, силами физическими и психическими. Однако это не так: человек помогающий счастлив. Он либо испытывает моральное удовлетворение, либо радость от улучшения психологического или физического состояния того человека, которому он помог. А если радость, значит никакой жертвенности, на самом деле, нет.

потребность делать добро людям – неистребимая

Конечно, альтруизм многогранен, и побуждающих мотивов может быть много. Для того, чтобы все-таки упорядочить, систематизировать эту сложную картину, я настаиваю в своих работах и экспериментальных исследованиях на существовании двух основных смысловых детерминант. Это мотив морального долга и мотив сочувствия. И, раскрывая психологическое содержание этих мотивов, внутренние причины, побудители альтруистического поведения, (мы их называем в психологии "смыслообразующие мотивы"), мы можем понять общий смысл всей деятельности людей по оказанию бескорыстной помощи. И это, действительно, люди, которые не ждут каких-то внешних наград и поощрений. Это очень важно для определения альтруизма в узком и точном смысле слова. Потому что есть просто помогающее поведение. Мы видим, как человек помогает, но за этим помогающим поведением может быть веер мотивов.

ALEXANDROVA
пожалуйста, подождите
Embed

No media source currently available

0:00 0:03:23 0:00

Лина Александрова, фонд "Старость в радость"

Конечно, внешнюю мотивацию альтруизма можно исследовать с помощью опросов и прямых интервью, но обычно лобовой опрос не приводит к выявлению подлинных мотивов. Иногда человек сам недостаточно их осознает и поэтому не может отчитаться. Поэтому мы вышли на нетрадиционные способы диагностики - технику гипноза. И таким образом получили возможность измерить у одного и того же человека степень выраженности и мотивации сочувствия, и мотивации морального долга. И потом сравнить силу действия этих двух мотивов и выявить, какой же мотив у него сильнее действует, а какой является подчиненным.

Так мы выявили пять групп альтруистов по степени соотношения этих мотивов. И, конечно, самую замечательную группу, которую мы так и назвали "подлинные альтруисты", у которых и тот, и другой мотив действовали одинаково сильно и в содружестве. И в этом случае можно говорить о подлинном, истинном альтруизме, когда мотив морального долга и мотив сочувствия настолько объединились, что их практически невозможно даже в эксперименте отделить друг от друга. И тогда надо давать какое-то новое определение этому мотиву, например, назвать это "мотив осуществления блага во имя другого человека". Но это, конечно, альтруизм уже высшей пробы.

Вместе с тем, в наших исследованиях мы выявили довольно большой процент людей, у которых вообще отсутствует мотивация сочувствия. А ведь за мотивацией сочувствия стоит способность к идентификации, к отождествлению себя с другим человеком, вхождению в круг его обстоятельств и постановки себя на его место. За мотивом сочувствия стоит такое фундаментально значимое переживание как эмпатия, то есть способность чувствовать переживания другого человека и проявлять сочувствие, входя в мир его переживания и таким образом понимать другого.

Помочь пожертвованиями и лично можно на сайтах благотворительных организаций

Детский хоспис "Дом с маяком"

Центр лечебной педагогики

Фонд "Старость в радость"

Движение "Альтернатива" (Против рабства)

Уважаемые посетители форума РС, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG