Ссылки для упрощенного доступа

Россия в очереди к Чудотворцу


Верующие стоят в очереди к храму Христа Спасителя, где находится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца
Верующие стоят в очереди к храму Христа Спасителя, где находится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца

Алексей Лидов, Евгений Никифоров, Яков Кротов - о православных традициях в современной России

В Москве, в храме Христа Спасителя верующим открыли доступ к мощам Николая Чудотворца. Реликвия прибыла в российскую столицу из итальянского города Бари. Ее вывезли за пределы Италии впервые. В Москве мощи встречали тысячи православных христиан.

В ближайшие 50 дней мощи Николая Чудотворца буду находиться в Москве и Санкт-Петербурге. Все это время реликвия будет доступна для посещения паломников.

Святителя Николая почитают как православные, так и католики. Он родился в третьем веке на окраине Римской империи. В России Николая Чудотворца почитают как покровителя сирот, моряков, путешественников и невинно осужденных.

О православных традициях в современной России - Алексей Лидов, искусствовед, зав отделом культуры древности Института мировой культуры МГУ имени Ломоносова, Евгений Никифоров, руководитель православного общества «Радонеж», гендиректор радио «Радонеж», отец Яков Кротов, историк, ведущий программы Радио Свобода «С христианской точки зрения».

Ведущий - Владимир Кара - Мурза - старший.

Владимир Кара-Мурза-старший: Накануне в Москву из Италии прибыл ковчег с мощами Святителя Николая Угодника, или Николая Чудотворца. Это один из самых почитаемых святых христианской церкви.

Сегодня с утра к Храму Христа Спасителя выстроилась многокилометровая очередь, чтобы получить доступ к этой реликвии.

Россия в очереди к Чудотворцу. Сегодня у нас в гостях – отец Яков Кротов, историк, ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения", и Евгений Никифоров, руководитель Православного общества "Радонеж".

Я помню, что началось это даже, может быть, безумие с приезда Пояса Пресвятой Богородицы.

Яков Кротов: А почему – безумие?

Владимир Кара-Мурза-старший: Потому что с конной милицией, по-моему, нездоровый ажиотаж...

Яков Кротов: Мне кажется, "ажиотаж" – это слово из языка ненависти, о чем бы ни шла речь. "Нездоровый ажиотаж" – это вдвойне слова из языка ненависти. А сколько должно быть людей, чтобы сказали "здоровый ажиотаж"? И как себя вести, чтобы не говорили "ажиотаж"? Это невозможно!

Владимир Кара-Мурза-старший: Советская Россия считалась атеистической страной, и в ней невозможно было представить такой очереди.

Яков Кротов: Почему? Была же очередь в Мавзолей. В чем разница? Наша очередь лучше, потому что у нас разрешают подойти и облобызать останки, а в Мавзолее этой практики не было.

Евгений Никифоров: Не дай Бог!

Яков Кротов: Мы, православные, не боялись его живым, не боимся и мертвым.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте посмотрим репортаж Мумина Шакирова о том, как открылись двери Храма Христа Спасителя для прихожан в два часа дня.

Мумин Шакиров: Уже с раннего утра вокруг Храма Христа Спасителя собралось несколько тысяч человек. А очередь растянулась на полтора километра: от Крымского моста по Пречистенской набережной до главных ворот храма, выходящих на Волхонку.

В 2012 году в Россию привозили частицу мощей Николая Чудотворца, но из другого места. Нынешний фрагмент реликвии был взят из левой большой берцовой кости мощей Святителя. Для этого был использован медицинский инструмент фиброскоп. При его помощи специалисты вошли внутрь раки и сначала попытались достать кость нижней части ноги, но не получилось. И тогда остановили свой выбор на девятом левом ребре, заявил журналистам приор папской базилики Святителя Николая Чудотворца Чиро Капотосто.

Верующие считают, что прикоснувшись к святыне, можно избавиться практически от любой болезни. Как отмечают священнослужители, поклоняющиеся мощам просят о самом разном: здоровье, исцелении, избавлении от неприятностей, удаче в делах и многом другом.

По словам организаторов, доступ к ковчегу осуществляется только в порядке общей очереди, без специальных пропусков и возможности подъезда на автотранспорте. Единственное исключение будет сделано для паломников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и грудничковыми детьми.

Поклониться мощам Святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя можно будет ежедневно, начиная с 22 мая и до 12 июля.

Безопасность обеспечивают свыше 2 тысяч сотрудников полиции. Вблизи храма для удобства московские власти разместили десяток точек питания и отдыха для пришедших.

12 июля ковчег с мощами перевезут в Санкт-Петербург.

Владимир Кара-Мурза-старший: А в чем уникальность всей этой затеи? Ведь тысячу лет не покидали мощи города Бари в Италии.

Яков Кротов: Про уникальность я не говорил. С чьей точки зрения уникальность?

Владимир Кара-Мурза-старший: Наверное, с точки зрения истории церкви.

Яков Кротов: Ну, сказать, что не покидали, - это довольно странно, потому что они в Бари привезены извозом, как говорили в Древней Руси, то есть обманом. Они были выкрадены.

Кроме того, частицы мощей по общему православному и католическому обычаю раздаются в самые разные храмы. И в России, как минимум, четыре церкви, включая Никольский морской собор в Питере, где есть эти останки. В 2000 году католики подарили частицу в Никольский храм в селе Бужаниново, за Сергиевым Посадом. В трех храма Киева есть останки Святителя Николая. В одном католическом и в Ирпенском монастыре. В Америке - почти десяток. То есть всюду, где католическая церковь и дружественные ей, скажем так, конфессии, останки есть. В этом смысле винить хранителей храма Бари в какой-то жадности совершенно невозможно.

Владимир Кара-Мурза-старший: А откуда идет традиция почитания мощей?

Евгений Никифоров: Это очень древняя традиция, еще ветхозаветная. Известен рассказ о том, как на носилках проносили некоего умершего. А рядышком была гробница пророка Елисея. Пророк Елисей – это изумительный пророк, чудесный человек, ученик Илии пророка и людей, которые были облагодатствованы, просто море благодати. Пророк Илия вознесся на небеса. А Елисей – это его любимый ученик. Милоть (овчину), которая принадлежала пророку Илии, перекрестил – и расступился Иордан. И когда мертвый упал в гробницу – он воскрес. То есть чудесные явления, которые по себе оставляет человек, облагодатствованный Божией благодатью, Духом Святым, который был сосудом духа святого, и этот Дух Святой остается потом в мире. Это удивительные вещи! Известно по деяниям апостолов, что даже тень... не то что платки апостола Павла целебно действовали, люди исцелялись даже тенью. Когда он проходил – случайно падала тень. Происходили вещи, непонятные в нашем рассудочном мире. Это очень древнее явление, связанное именно с благодатью Божией. И почитание мощей с этим же связано.

Главная цель жизни христиан связана с обожением. То есть вместе с Христом мы должны воскреснуть, причем в теле. И процесс обожения не поддается рациональному объяснению, как это происходит. Стараемся жить по-христиански – и слава Богу! Что касается каких-то благодатных проявлений, то они происходят не только при живых людях, но даже от предметов, которые им принадлежали, как Пояс Пресвятой Богородицы. А здесь – мощи одного из самых великих святых. Я Святителя Николая искренне люблю и почитаю.

Я считаю, что главным результатом привезения мощей должно быть то, чтобы христиане, по крайней мере, верующие люди прочли житие этого изумительного подвижника.

Владимир Кара-Мурза-старший: А чем он знаменит?

Яков Кротов: Житие Святителя Николая написано недавно. Потому что на протяжении 1,5 тысячи лет его биографию путали с биографией епископа Сионского (тоже в Малой Азии), который жил на два столетия позже. И на протяжении всех Средних веков, поскольку житие переписывалось от руки, каждый что-то мог добавить свое, накопилась масса каких-то искажений и совершенно ненужных дополнений, из которых, может быть, самое знаменитое дополнение, что якобы Святитель Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе и ударил Ария. Чего не было, потому что участники Собора хорошо поименно известны, есть списки. Удара не было. То есть кто хочет заушать еретиков, пусть это делает под свою личную ответственность.

Сейчас часто можно слышать, что это русский святой. У Лескова в одном из очерков по истории Украины бытовой противопоставляется: у украинцев – святой Савва, а у русских – святой Микола. Это не совсем точно. Святитель Николай исторически (видимо, еще с IV века) почитался в Мирах (в портовом городе) как покровитель моряков прежде всего. Потому что отправится в плавание – это как сейчас полететь в космос: три четверти кораблей тонули. Зато те, кто возвращался, приносили огромную прибыль. Город перевозил зерно – перевалочный пункт между Константинополем и зернодобывающими регионами. И на Руси центр почитания Святителя Николая – это Новгород. Вот там количество храмов, естественно, моряцких, посвященных Николаю, очень большое. Среди древних русских князей XIII и XV веков Николаев нет. Только с завоеванием Новгорода в начале XVI века сюда стали перевозить новгородские святыни. И вот тогда появился уже культ Святителя Николая на Московской Руси, скажем так.

Евгений Никифоров: Радио "Радонеж" находится в Доме радио на Пятницкой, 25. Это Замоскворечье. Никола в Пыжах – два шага, Никола в Кузнецах...

Яков Кротов: А вы понимаете, почему их так много там? Купеческий район. Купцы – морская торговля. Для них Святитель Николай – прежде всего это помощь в путешествиях.

Евгений Никифоров: Нет, я не думаю. Я думаю, что это просто любовь к этому образу, может быть, собирательному, который очень симпатичен русскому человеку. Это очень кроткий, очень смиренный, самоотверженнейший человек, который творил милостыню тихо, чтобы его не узнали.

Знаменитая история, когда в то время один миллионер разорился настолько, что у семьи не было денег на пропитание. Они были абсолютно нищими. И он в своем безумии дошел до того, что решил своих дочерей продать в публичный дом, чтобы хоть как-то прокормиться, чтобы не умерли на улице. Святитель узнал об этом. И ночью он подкинул мешочек с золотом в окно дома этого человека. Он не только дал возможность им как-то прожить, но спас от позора отроковиц. А отец не знал, откуда деньги берутся.

Яков Кротов: Тут еще важно – от чего отталкиваться, какие другие конкуренты, можно сказать, у Святителя Николая. Пятницкая улица – это же в честь святой Параскевы Пятницкой. Знаменитая балканская святая. И культы пятницы, как святого дня.

А Святитель Николай – одним из немногих в то время святых гражданских. Это не Георгий Победоносец, это не Федор Стратилат. Он вообще не военный. И я думаю, что самое знаменитое его действие и чудо – это, конечно, спасение приговоренных к смерти. Поэтому он так почитался в тюрьмах, среди заключенных и так далее.

Евгений Никифоров: И среди воинов.

Яков Кротов: Я прошу прощения у всех, кто служил в армии, но армия – это все-таки разновидность тюрьмы, позитивная тюрьма.

Евгений Никифоров: Это у вас старые, советские воспоминания. Нынешняя армия – это совершенно не то, что мы с вами застали, это совершенно другой организм. Там уже мало дедовщины, там они чистенько живут, за ними ухаживают.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем искусствоведа, историка церкви Алексея Лидова. Он напомнит, откуда идет традиция почитания мощей.

Алексей Лидов: Почитание реликвий христианских святых очень древнее. Вероятно, первые элементы почитания - еще в первые века христианства, до утверждения христианства в качестве государственной религии при Константине Великом. И невероятно широко это развивается после начала IV века, 313 года, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Так что это древнейшая часть общехристианской культуры, которая есть во всех конфессиях, кроме протестантов, которые от почитания реликвий отказались. Это был один из тезисов Лютера, юбилей которого празднуют в этом году. Все остальные христианские конфессии почитают мощи в разной степени, в разных формах. Это один из фундаментальных, краеугольных камней христианской традиции.

Владимир Кара-Мурза-старший: Значит, не для всех конфессий обязательно почитание мощей, да?

Яков Кротов: Маленькая поправка. В этом году отмечают юбилей не Лютера, а реформации лютеровских тезисов. Каждый раз, когда заходит речь о протестантах, мы должны помнить, что есть англиканская церковь, которая сохранила практически все из католической обрядности, включая образа и так далее. И я бы сейчас не стал говорить, что они не почитают мощей. Но такого места там это не занимает. Первые три века почитания мощей не было, в IV очень активно появляется. Я бы сказал, это вклад христианства. Это просто новое явление. В большинстве культур и религий останки святых, останки мертвых считаются чем-то скверным. В христианстве древней эпохи любой христианин назывался "святой". Апостол Павел пишет послание святым в Лиде: "Если ты не святой, то что ты делаешь в церкви?".

Я ведь археолог по ранним занятиям, и я не один скелет кисточкой и ножичком расчистил самых разных эпох. Я сегодня с некоторым удивлением вижу, что даже среди образованных людей такое отношение к археологии: "Вы выкопали труп, скелет, ну, вы же и закопайте. Как же вы в музеях выставляете останки?!". Когда я первых раз это услыхал, я не поверил ушам. И какой-нибудь харедим из Израиля, ультраконсерватор говорит: "У нас в Израиле нельзя никаких археологических раскопок вести". Потому что это же иудеи – нельзя прах покойников... Это я понимаю. Это религиозная реакция фундаменталиста, тут нет вопросов. А образованный-то человек... Как мы узнаем историю развития человечества без антропологических раскопок?..

И наконец, самое главное. Мы знаем из истории христианства такой парадокс. С одной стороны, почитание мощей. На каждом престоле – плат, в который вшита маленькая частица святых мощей. С другой стороны, сколько случаев, когда святые... как один киевский митрополит в завещании пишет: "Положите мой труп сперва у входа в церковь, чтобы все на него наступали, а потом в болото и к собакам – пускай сожрут. Потому что я-то грешник, я же не святой". И я думаю, что у сегодняшней цивилизации немножечко "двойной стандарт" по отношению к верующим, христианам: "Что за дикие люди растаскивают покойников на куски?! Это же гадость! Это не гигиенично!". С другой стороны, что мы видим в центре Варшавы? Сердце Шопена. То есть древний европейский обычай, который Ватикан, кстати, осуждал. Его называли "тевтонским варварством" в XII веке. Когда сердца королей, рыцарей, погибших в Святой земле, их препарировали, по завещанию некоторых, и развозили в разные города останки царей. В этом логика обращения с сердцами знаменитостей. "Частица здесь, - как в Кракове говорили, - сердце Пилсудского".

Владимир Кара-Мурза-старший: На могиле Пилсудского написано: "Мать и сердце сына".

Давайте послушаем Алексея Лидова. На этот раз он расскажет, обязательно ли почитание мощей для всех верующих.

Алексей Лидов: Православные традиции, почитание икон, равно как и почитание мощей святых – это приобрели статус догмата. Это вещь почти обязательная, особенно когда речь идет о канонических, то есть официально признанных мощах. Или, повторяю, почитание святых икон после эпохи иконоборчества.

В католической традиции ситуация другая. В современном католицизме не рекомендуется почитать мощи именно в традиции почитания, а не просто выражения им некоего уважения и признания их статуса.

Могу рассказать вам один смешной эпизод, связанный со Святым Николаем. В Бари мощи Святого Николая находятся в крипте. И католики, доминиканцы разрешили рядом с местом мощей построить православный храм. Туда, естественно, регулярно стекаются тысячи паломников православных. И их пропускают для того, чтобы они зашли внутрь этого огороженного пространства, даже залезли под алтарь, где находятся мощи, и прикоснулись к стеклу, которым эти мощи закрыты. Так вот, там стоит обычно доминиканский монах. Православных пускают и благословляют, а католиков-итальянцев не пускают. И я помню очень смешную сцену. Стоит очень толстый черно-белый доминиканский монах, который машет пальчиком и говорит: "Только русские, только православные". А итальянцам обычно очень завидно, но у них почитание мощей в такой форме и целование мощей не принято. Равно это относится и к почитанию святых образов. В этом и различие.

Но, в принципе, культ мощей и вообще реликвий существует практически во всех конфессиях, кроме протестантов.

Евгений Никифоров: Кстати, не Лютер в основном неистовствовал, а Кальвин. Он памфлеты писал по поводу того, что "у вас шесть десниц Иоанна Крестителя, семь голов Святителя Златоуста". И нужно сказать, что не очень-то был неправ. Потому что злоупотреблений на этом поле более чем. Желание людей нажиться даже на святыне, на вере людей, на доверчивости и так далее слишком велико, тем более, в ту эпоху, когда ни Интернета, ни быстрого доступа к информации не было. Хотя церковь, нужно отдать ей должное, и католическая, и православная все эти злоупотребления старалась отслеживать как можно. Потому что купцов, всякого рода жуликов – все это до сих пор. На "блошином рынке" можно иногда...

Яков Кротов: Мощи блохи, которая прыгала...

Евгений Никифоров: Не то слово! Люди эксплуатируют наших батюшек. Наши батюшки потные от радости, что они приобрели мощи где-нибудь во Франции. Алексей верно сказал, что почитание мощей на Западе, в католической Европе угасло. Оно там не запрещено, но оно угасло. И когда они видят наше отношение... Вот наша Паломническая служба "Радонеж" возит паломников по Европе. И наши с такой радостью прибегают к останкам святых людей, а те с недоумением: "Зачем это?". То есть это утрачено.

Яков Кротов: Ну, не всюду. Потому что в Вене есть традиция почитания. Кстати, и к иконам это относится. Я тоже думал, что католик не будет целовать икону. Когда однажды я так сказал, католик, с которым я разговаривал, страшно удивился: "Почему же?! Целуем".

Евгений Никифоров: У них икон-то нет практически. У них это все превратилось в религиозную живопись. Но они тоскуют по иконе. Сейчас и в крупнейших соборах Парижа, и в Италии – византийского письма иконы. Это уже иконы.

Яков Кротов: Ведь заалтарный образ воскресшего Спасителя академика Солнцева, который был в середине XIX века рекомендован как заалтарный образ, он довольно дорогой выходил в изготовлении, но зато как витраж подсвеченный или хотя бы просто картина – это же итальянская живопись, как говорят.

Евгений Никифоров: Ну, это не страшно...

Яков Кротов: Но это же икона. Кто же пройдет мимо заалтарного места и не поцелует этот образ? Всякий поцелует, хоть он и итальянский. Любимая картина, которая висела у многих русских православных архиереев XIX века, - это картина Гвидо Рени "Голова Спасителя в терновом венце". И что, кто-нибудь из нас скажет, что не облобызать...

Евгений Никифоров: Ну, это не икона, конечно. Я думаю, что, да, висит. И у некоторых членов нашей редакции, кстати, одна из любимых картин. Но все-таки это не икона. Это прекрасный образ, это чудесная, вдохновенная, религиозная живопись.

Владимир Кара-Мурза-старший: И к плащанице тоже по-разному относятся.

Яков Кротов: Давайте тогда Исаакий отдадим. Там же тоже все – живопись. Давайте лучше заберем себе религиозную живопись. Жалко отдавать.

Евгений Никифоров: Мы имеем прекрасные образцы и религиозной живописи, и икон. То есть мы сохранили и то, и другое. А у католиков, к сожалению, этого сейчас очень мало. В чем они испытывают даже комплекс неполноценности небольшой по отношению к нам, они немножечко завидуют, что у нас эта традиция живая, непрерывная, византийская сохранилась, а у них она...

Яков Кротов: Церемония в Бари, когда передавали мощи, там же католик не просто в чемоданчик положил и нам, православным, передал. Это была торжественная церемония. Для католиков прикосновение к мощам – это такое же чудо...

Владимир Кара-Мурза-старший: Разработан целый ритуал: иерархи спускались по трапу...

Евгений Никифоров: Не то слово! И поэтому я несколько удивлен, что вы говорите, что не почитают мощи в Италии вообще. Нет, почитают.

Яков Кротов: Чем южнее – тем больше почитание.

Евгений Никифоров: Потому что это южная провинция – Апулия. Это все-таки были византийские, греческие провинции. И там больше культуры греческой, православной сохранилось. И это поразительная вещь, как сохраняется так долго культурное наследие некоторое. И жители Бари считают Святителя Николая покровителем этого города. И конечно, отношение их к нему чрезвычайно благоговейное.

Владимир Кара-Мурза-старший: И тем большее уважение вызывает их поступок, что они передали частицу мощей на два месяца в Россию.

Давайте послушаем Алексея Лидова. Он расскажет, существует ли иерархия мощей.

Алексей Лидов: Какие мощи мощнее. Есть так называемая категория очень важная – контактная реликвия. Мощей Христа или Богоматери быть не может, поскольку они в теле были взяты на небо. Но есть предметы, которые телесно были связаны с Христом и с Девой Марией, или Богоматерью, и они обладают, конечно, особым, высшим статусом. Особенно реликвии страстей Господних, как, например, величайшая реликвия из западного христианства был терновый венец, который они получили из Византии в XIII веке, и который до сих пор является главной святыней Собора Парижской Богоматери, где раз в год ему можно поклониться.

А если говорить об иерархии, то это зависит от статуса святого и степени его почитания: апостольские мощи, мощи святительские и так далее. Это также связано и с популярностью того или иного святого. Например, все, что связано с Серафимом Саровским или Матроной Московской, тоже обладает особым статусом именно в силу исключительной популярности этих святых.

Яков Кротов: Я бы добавил к вопросу о дикости предполагаемой тех, кто целует кости, лобызает мощи. В конце XVI века в Западной Европе среди гуманистов, среди первых ученых появилась традиция собирать образцы почерка. То есть составлялись сборники: вот листочек, написанный Эразмом Роттердамским, вот автограф Кальвина... То, что главное в человеке, с точки зрения гуманиста, - его текст и его собственный почерк. Письма Петрарки – за них часто платили огромные деньги. И сейчас на аукционе Sotheby's, если вы выставите автограф Петрарки, я вас уверяю, это будет не один десяток тысяч. Другое дело, что вы не выставите.

Теперь спрашивается: то, что у нас Пушкинский дом в отдельной сейфовой комнате хранит рукописи Пушкина, которые сфотографированы, все опубликовано, до каждой буквы вылизано, - это что, дикость? Они имеют чисто технический характер? Или это для жителей России действительно национальная святыня? Понятно, что последнее. Вы не выбросите бумажку, на которой ваша дочка или внучка нарисовала картинку, вы ее сохраните, потому что это любимый, родной человек, это память о нем.

Конец XVI века, Шекспир и "Гамлет" с черепом бедного Йорика. Начинается то, что было раньше не очень мыслимо – игра с костями. Это что, богохульство, кощунство по отношению к останкам? Нет, это новая попытка осмыслить смерть, и очень набожная. Потому что в борьбе с реформацией католическая церковь и прежде всего Орден иезуитов, они создали духовность памятования о смерти. И память овеществленная и материальная. Какой-нибудь знатный дворянин носил с собой подвеску в виде черепа.

В Музее Чарторыйских в Кракове есть череп, но это наполовину череп (это же скульптурка миниатюрная, как нэцке), наполовину – живое лицо. "Помни о смерти, помни, что ты можешь умереть". Тогда появляются храмы-оссуарии, где десятки скелетов целиком или в виде узоров отдельные кости. И люди туда ходили, они не боялись. В конце концов, это не чуждо православию. В России этого нет. Но на Афоне, в Святой земле хорошие мощи, святые мощи – это те, которые истлели, кости выбелились, в отличие от российского отношения, что на кости должна быть нетленная плоть. На Афоне считается, что если плоть остается, значит, монах при жизни чем-то согрешил. Места на Афоне мало, и там, как в католической Баварии, тоже есть оссуарии. То есть после какого-то времени останки складывают в специальные шкафы и хранят там. Это есть и в Палестине, это есть и в Греции.

Надо понимать разницу российской традиции северной и других стран. Но смысл один: материальный предмет – это отпечаток человека, это его след в культуре. Поэтому мы отличаемся от животных тем, что мы не только производим какие-то сигналы, мы умеем из предметов делать символ. И в этом смысле останки человека – я думаю, это как раз показатель высокой культуры, когда кости становятся предметом памяти. Это как бы пунктир – человек умер. Я прекрасно понимаю, что я целую не кость, я целую того человека, которому эта кость принадлежала.

Если брать пример из сугубо атеистической культуры, там тоже человек портрет любимой девушки спокойно поцелует, не будет считать, что он с бумагой имел эротические отношения.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем рассказ Алексея Лидова о том, как произошло обретение мощей Николая Чудотворца в городе Бари.

Алексей Лидов: В 1087 году барийцы решили, что им надо обрести мощи какого-то очень значимого христианского святого. А в Средние века это было принципиально важно – в зависимости от статуса святого ранжировался и статус города. Именно для этого венецианцы в IX веке выкрадывают из Александрии мощи Святого Марка, апостола, евангелиста, - потому что хотят получить мощи высшего уровня. Их родной Святой Федор Тирон в этом смысле их перестал устраивать. Так вот, барийцы тоже решили получить мощи высшей святости и отправляют экспедицию в Миры Ликийские, которые в этот момент находятся под турками-сельджуками, то есть под мусульманской оккупацией с точки зрения православной традиции.

И там они проводят некоторое расследование, довольно жестокое – с пытками местных жителей, которые как раз были христиане-греки, для того, чтобы они им указали, где находятся истинные мощи Святого Николая. Им указали на некий саркофаг (его и сейчас можно видеть в Мирах Ликийских, он сохранился), из которого они достали мощи и торжественно перенесли их в Бари.

Любопытно, что буквально через несколько лет за этими мощами приехали венецианцы, чуть-чуть опоздав. И также путем расследования с использованием усиленных мер воздействия они требуют мощи – и получают свои мощи Святого Николая, которые хранятся сейчас в Церкви Святого Николая на острове Лидо, и почитаются там как подлинные и истинные мощи Святого Николая.

Специалисты считают, что древние мощи, вполне возможно, оказались в Бари, стали там основой одного из самых значительных и популярных средневековых культур. А в Венеции оказались мощи другого Святого Николая – тоже Николая, тоже местного епископа, но который жил в VI веке, а не в IV, как Николай Мирликийский.

Владимир Кара-Мурза-старший: Почти детективная история.

Евгений Никифоров: Но я не совсем соглашусь. Мне отец Владимир Вигилянский показывал книгу, которую он приобрел в Италии. Ватиканские ученые проанализировали, по косточкам воссоздали скелет Святителя Николая, который в Бари, и тот, который в Венеции. И когда их совместили, оказалось, что это ровно половина – правая и левая.

Яков Кротов: В Венеции около четверти с того скелета, который в Бари.

Евгений Никифоров: В общем-то, восполнена часть была в значительной степени. Поэтому сказать, что было два человека...

Яков Кротов: Скелет был один.

Евгений Никифоров: Но тут вот какая удивительная вещь: почему привезли из Бари, почему здесь такой ажиотаж... Какое громадное паломничество в Бари. Причем многовековое русское паломничество туда. Там же специально Великим князем Александром и Елизаветой Федоровной были построены громадные... Недавно итальянское правительство, муниципалитет Бари вернули громадные строения нашего подворья.

Яков Кротов: Архитектор Щусев.

Евгений Никифоров: Это украшение города. И они это прекрасно понимают, они очень благодарны русским паломникам. Туда-то паломничество есть, а в Лидо, в Венецию нет. Вопрос: почему?

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем ответ Алексея Лидова, который говорит о том, чем знамениты мощи Святого Николая, которые привезли в Москву.

Алексей Лидов: Важная особенность состоит в том, что эти мощи мироточат. То есть каждый год монахи доминиканцы собирают примерно один стакан какой-то особенной жидкости, которая при детальном химическом анализе оказалась водой небывалой чистоты, дистиллированной водой. И эта мира Святого Николая, вода, источаемая костьми, она по капельке распределяется по множеству сосудиков и в виде местной святыни распространяется по всему миру.

Владимир Кара-Мурза-старший: И сколько месяцев можно поклоняться в России?

Евгений Никифоров: Два месяца. Я считаю, что это громадная удача для верующих людей.

Владимир Кара-Мурза-старший: И это результат сложных переговоров.

Евгений Никифоров: Это связано с последствиями голландской встречей. Я помню, когда мы начали первых паломников возить в Бари, - это было 30 лет назад.

А зачем люди едут? Зачем они отправляются через весь свет, чтобы прикоснуться к этим мощам? Это очень серьезный духовный вопрос. А зачем паломничество? Многие иерархи, даже Западной церкви, папы, наши иерархи были против этого. Они говорили: "Какие-то праздношатающиеся. Им делать нечего, вот они ездят по всей Европе, приложатся туда, приложатся сюда... Нечего! В келью зашел, в тишине сердца помолился – достаточно, с тебя будет". Я подумал, что это чрезвычайно важно для людей.

Говорят про мироточащую икону: зачем она мироточит? Это не то что икона призывает к себе и решает что-то сообщить человечеству. Если нет почитания, если нет поклонения, если нет молитвы, то тогда нет и мироточения. Поэтому в Лидо мироточения и нет, а в Бари, где громадные толпы и католиков, и православных посещают эту базилику, прикладываются к мощам Святителя Николая, там и происходит это удивительное мироточение.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем Алексея Лидова, который расскажет о том, как почитают в России Святителя Николая.

Алексей Лидов: Почитание Святого Николая в России совершенно особенное. У меня есть статья, написанная 10-12 лет назад, которая называется "Русский Бог" – так называли Святого Николая иностранцы на Руси в XVI-XVII веках. Кстати, статью можно найти в Интернете. То есть статус Святого Николая в России оказался совершенно особенным, и это отдельная тема, как это произошло.

В том числе, наверное, это связано с тем, что когда барийцы забрали (или кто-то скажет "выкрали") мощи Святого Николая из Мир Ликийских в 1087 году, то реакция христианского мира была очень разной. Например, в Византии это событие рассматривалось как преступление и ограбление христианской общины. А на Руси в силу ряда политических причин и политического ослабления Византийской империи в это время решили поддержать Запад. И очень быстро, буквально через несколько лет после этих событий, был введен особый праздник Русской православной церкви, которого до сих пор нет в церкви греческой, а именно – перенесение мощей Святого Николая в Бари. И это стало одним из очень важных факторов невероятного развития почитания этого святого на Руси.

Почитание было настолько сильным, что мы знаем иконы XV-XVI веков, где иногда вместо изображения Христа помещают образ Святого Николая, к которому с молитвой обращаются, например, Богородица и Иоанн Креститель. То есть формально святые другого уровня и другой близости к Христу. Распространенность икон Святого Николая и уровень его почитания был такой, что иностранцы, которые воспринимали все достаточно схематично и со стороны, называли Николу (или Святого Николая) "Русским Богом".

Владимир Кара-Мурза-старший: Кстати, мощи доставили в канун дня почитания Святого Николая.

Евгений Никифоров: Праздник перемещения мощей.

Яков Кротов: Иностранцы, которые создали выражение "Русский Бог", - это ведь не какие-то французские или британские антропологи, которые ездят по России и задают вопросы. Это иностранные предприниматели. Это люди, которые приезжали в Архангельск, которые в Москве жили исключительно в слободе для иностранцев, которые поэтому знали Россию только "из окна дипвагона". И поскольку в среде торговой, в среде моряцкой действительно культ Святителя Николая был очень сильно развит, они это распространили на всю Россию. Но это неверно. Это преимущественно новгородский и купеческий святой. И из-за придания о спасении трех стратилатов от неверной смертной казни очень почитавшийся среди всех, кому приходилось попадать под колесницу правосудия.

И среди русских царей классической Руси Николаев не было. То есть Николай I назван так в силу попытки притязать на Константинополь, который идет от Екатерины Великой. То есть Константин, Александр, Николай – это греческие имена, не совсем русские. Это заявка на то, что эти люди имеют право на греческое, византийское наследие. Но уже в XIX веке имя стало очень популярным. Я много занимался генеалогией, частотностью имен. И в XVII-XVIII веках оно отнюдь не доминировало. То есть Сергиев, Данил, Иванов реально было больше. Василий – это было более популярное имя. Хотя Никола, конечно, в первую "десятку" входил, но не преобладал. Обратите внимание, что фамилии Николаев и Никольский – не самые распространенные.

Владимир Кара-Мурза-старший: Напомню, что сегодня в два часа дня открылись двери Храма Христа Спасителя для прихожан, и тысячи верующих пришли поклониться мощам Николая Чудотворца. В конце этого срока они переедут в город на Неве, и там местные верующие смогут поклониться им.

XS
SM
MD
LG