Ссылки для упрощенного доступа

В России впервые проводятся биржевые торги природным газом



Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Андрей Шароградский : Завтра в России впервые проводятся экспериментальные биржевые торги природным газом. Газовая биржа возникает в стране даже раньше нефтяной, хотя внутреннего рынка газа в России, по сути, не существует. В отличие от конкурентной нефтяной отрасли, в газовой индустрии доминирует государственная монополия. Тем не менее, полагают эксперты, даже она заинтересована в биржевых торгах не меньше, чем независимые производители газа в России, хотя и по иным причинам. Тему продолжит экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.



Сергей Сенинский : Сама по себе идея биржевой торговли тем или иным товаром предполагает не только «определение справедливой цены», которая должна отразить соответствие спроса на этот товар и его предложения, но и конкуренцию поставщиков. Однако более 90 процентов всего российского газа добывается сегодня государственной монополией, ей же принадлежат все газопроводы, а также монопольное право экспортировать газ. В таких условиях, сколь эффективной может оказаться биржевая торговля газом? Наш первый собеседник в Москве аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев.



Дмитрий Мангилев : С учетом того, что газовая биржа предполагает предоставление доступа независимым производителям в полном объеме, то есть столько же газа, сколько будет поставлять "Газпром", столько же на биржу могут представить и независимые производители, я полагаю, что в данном случае этот механизм может быть достаточно эффективен. Своего рода конкуренция между "Газпромом" и независимыми производителями все-таки будет иметь место.



Сергей Сенинский : Новый, биржевой рынок газа называют «рынком 5+5», имея в виду, что здесь ежегодно по 5 миллиардов кубометров смогут продавать и «Газпром», и независимые производители газа в России - в целом это менее 3 процентов всего внутреннего потребления газа в стране сегодня.


Тем не менее, газопроводы, по которым предстоит доставлять потребителям купленный на новой бирже газ от независимых производителей, по-прежнему принадлежат «Газпрому», а сама монополия стремится выкупать газ у независимых поставщиков еще «у скважины» по ценам, которые эксперты оценивают вдвое ниже даже тарифов для населения. Аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин.



Андрей Громадин : Во-первых, "Газпром" взял на себя обязательство предоставлять доступ по прокачке 5 миллиардов кубометров, которые отписаны независимым производителям. Во-вторых, "Газпром" хотя и заинтересован в покупке газа у независимых производителей по низким ценам "у скважины", но предоставляет возможность продавать по ценам, несколько превышающим внутренние тарифы чуть менее, чем половина добываемого газа. Поэтому, я думаю, что в принципе механизм может быть рабочим.



Дмитрий Мангилев : Безусловно, газ, который будет продаваться на бирже, будет поставляться по транспортной системе "Газпрома". Однако с учетом того, что "Газпром" сам в первую очередь заинтересован в том, чтобы газовая биржа начала работу, и работу эффективную, с одной стороны, а, с другой стороны, "Газпром" заинтересован в том, чтобы газовые независимые производители добывали как можно больше для поставок на внутренний рынок. Я думаю, что здесь в данном вопросе проблема трубопроводов все-таки не должна стоять.



Сергей Сенинский : Считается, что бизнес «Газпрома» убыточен на внутреннем рынке ввиду сильно заниженных тарифов на газ. Но при этом независимые производители газа оказываются вполне прибыльны, хотя и работают, в отличие от «Газпрома», только на внутреннем рынке, дальше их просто не пускают.


Но даже если предположить, что в обозримом будущем внутренние цены на газ в России (например, для энергетики и остальной промышленности, на долю которых которые, вместе взятых, приходится 80 процентов всего потребления газа в стране, и 20 процентов - на жилой сектор) будут повышены до вполне прибыльного уровня и для «Газпрома», то, как ни парадоксально, мотивации к конкуренции на этом рынке в России у него станет еще меньше!



Дмитрий Мангилев : Несмотря на то, что цена на газ в перспективе все-таки должна быть повышена, я полагаю, что до мирового уровня она дойдет еще не скоро. Это будет даже все-таки не 2008 год, а существенно позже. Поэтому пока "Газпром" все-таки заинтересован в том, чтобы как можно больше привлекать независимых производителей для поставок газа на внутренний рынок, в том числе и через биржевые механизмы. Потому что свой газ "Газпрому" все-таки более выгодно было бы продавать в Европу. Поэтому здесь опять же существует возможность для конкуренции независимых с "Газпромом".



Андрей Громадин : Мы, к сожалению, не знаем точно наверняка убыточен ли бизнес "Газпрома" по продаже газа на внутреннем рынке или нет, поскольку отсутствует точная структура издержек газа в монополии. Но главный аргумент - рост цен на газ на внутреннем рынке - остается со значительным отставанием внутренних цен на газ от цен на глобальном рынке. Одно я точно могу сказать, не вызывает сомнений тот факт, что при текущем положении "Газпрома", сохранения его в будущем, ни о какой конкуренции, серьезной конкуренции речи быть не может. Это проявляется во всех сферах, начиная от доступа к разработке газовых месторождений и заканчивая доступа к трубе и к потребителям.



Сергей Сенинский : Сравним возникающий новый рынок газа - «5+5» - и так называемый «рынок 5-15» - в электроэнергетике, где энергия также продается по нерегулируемым ценам. На «рынке 5-15» в течение почти трех лет после его появления в конце 2003 года цены были даже ниже регулируемых тарифов, и только после 1 сентября 2006 года, когда вступили в силу новые правила оптового рынка электроэнергии, они начали расти, пока лишь в европейской части страны.


Следует ли ожидать, что спрос на рынке газа «5+5» окажется значительно выше, чем спрос на электроэнергию на «5-15», что, в свою очередь, определит большее превышение здесь «свободных» цен над регулируемыми тарифами?



Дмитрий Мангилев : Достаточно существенный шанс того, что так и произойдет по той причине, что на газовом рынке уже сейчас ощущается дефицит для энергетиков и дефицит для ряда других отраслей промышленности в России. Поэтому многие из них готовы платить больше за газ, лишь бы он поставлялся, скажем, так. По этой причине, я думаю, что цена будет установлена существенно выше регулируемых тарифов. На текущий момент я оцениваю ее где-то на уровне 60 долларов за тысячу кубометров. Тогда как действующие тарифы для промышленности составляют порядка 46 долларов за тысячу кубометров, для населения этот тариф, безусловно, гораздо ниже.



Андрей Громадин : Будет некая дифференциация в подходе к потребителям, то есть правительство сохранит, естественно, фиксированные тарифы для населения на газ. Скорее всего, в биржевых торгах будут участвовать промышленные потребители, которые могут более безболезненно пережить серьезный рост цен на газ. Фактически, даже если регулируемые тарифы вырастут в течение ближайших 2-3 лет до, может быть, 60 долларов, то есть шанс, что цены на бирже могут вырасти и до 90-100 долларов.



Сергей Сенинский : Спасибо, напомню, на наши вопросы отвечали в Москве аналитики по нефтегазовой индустрии - Андрей Громадин, «МДМ-Банк», и Дмитрий Мангилев, инвестиционная компания «Проспект».




XS
SM
MD
LG