Три года назад Россия, введя контрсанкции, запретила ввоз некоторых видов продовольствия и сельхозпродукции из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Так называемое "продуктовое эмбарго" расширило долю отечественных производителей на внутреннем рынке за счет резкого сокращения импорта. Некоторые отрасли сельского хозяйства – например, овощеводство закрытого грунта, то есть выращивание тепличных и парниковых овощей, – оказались в особо выигрышном положении. Так, в 2016 году импортозамещение по свежим огурцам составило 80%, отмечает в интервью журналу "Эксперт" директор по маркетингу агрокомплекса "Чурилово" в Челябинской области Артем Гельруд. По его словам, в российских теплицах их было выращено 500 тысяч тонн при импорте в 130 тысяч тонн. По томатам "ситуация иная: импорт составил 370 тысяч тонн, собственных же было произведено 300 тысяч тонн".
Глава Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков приводит чуть иные оценки: "Доля отечественных огурцов на внутреннем рынке достигла 85%, томатов – более 50%".
В 2016 году в России был собран рекордный урожай овощей – 16,3 млн тонн (без учета картофеля, по сборам которого Россия уступает в мире лишь Китаю и Индии), а импорт основных видов овощей сократился за год на 33,5%.
Однако в целом за последние шесть лет среднегодовые темпы роста производства овощей в стране, по оценкам Международного независимого института аграрной политики (НИАП), составили 4%. Если же обратиться к данным Росстата, то они подтверждают, что общий урожай в стране "овощей открытого и защищенного грунта" (без учета картофеля) действительно вырос почти на 30%, но… за 10 лет! Тогда как за три последних года прирост составил в целом лишь 6%: с 15,4 млн тонн в 2014 году до 16,3 млн в 2016-м.
Российский потребитель платит завышенную цену в магазине, потому что она ориентирована на высокую цену российских томатов
Тем не менее с прогнозом министра сельского хозяйства вполне согласна и директор Института аграрного маркетинга (ИАМ) в Москве Елена Тюрина: "Думаю, что года через три доля импорта овощей составит порядка 10%". По прогнозам Тюриной, уже в 2018 году доля импорта тепличных овощей окажется менее 20%. Дмитрий Востриков, со своей стороны, замечает: "Чтобы отечественным аграриям занять доминирующую позицию на рынке томатов, необходимо еще три года".
Однако "итоги 2016 года показывают, что позитивный (для российского сельского хозяйства) эффект от введения продовольственного эмбарго практически исчерпан – результаты прошлого и позапрошлого года с точки зрения импортозамещения практически одинаковы", – отмечает Роман Титов, эксперт Аналитического центра при правительстве РФ.
Серьезно изменить ситуацию может снятие ограничений на импорт турецких томатов, предупреждает главный аналитик Национального плодоовощного союза России Кирилл Лашин: "С одной стороны, могут резко упасть цены, но если для потребителей это будет благом, то для отечественных производителей – ударом, от которого они не скоро оправятся. Дело в том, что за последний год многие серьезно потратились на строительство теплиц для выращивания овощей. Их только за прошлый год в России было введено на общей площади в 160 гектаров. Конкурировать с турецкими помидорами нашей продукции будет сложно".
Напомним, еще полтора года назад 43% всех продаваемых в России импортных томатов поступали именно из Турции. После введения с января 2016 года запрета на ввоз примерно 60% объема всего прежнего турецкого продовольственного импорта правительством была одобрена программа импортозамещения в производстве овощей закрытого грунта, общие вложения в которую и бюджета, и бизнеса составили примерно 570 млн долларов, подсчитали эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Института экономической политики им. Е. Гайдара (ИЭП). (И нужно время, чтобы эти инвестиции как-то окупились.) Для сравнения: общий импорт томатов и огурцов из Турции в Россию в 2014 году составлял 508 млн долларов. "Россия не готова закупать турецкие помидоры и не будет этого делать", – заявил 7 августа министр Александр Ткачев. И добавил: "Нам надо больше производить, чтобы цена не росла, а снижалась".
Конкурировать с турецкими помидорами нашей продукции будет сложно
Цены российских томатов закрытого грунта значительно выше, чем импортных, отмечают эксперты РАНХиГС и ИЭП в специальном обзоре "Помидорная война" с Турцией: промежуточные результаты". В результате российский потребитель оказывается пока в весьма невыигрышном положении. "Во-первых, цена в магазине превышает до трех раз цену, по которой томаты ввозят в Россию. Во-вторых, отпускная цена российского тепличного хозяйства значительно превышает среднюю цену ввоза импортных томатов, рассчитанную по всем импортерам. В-третьих, если бы и сейчас продолжался импорт томатов защищенного грунта из Турции, то их цена была бы ниже, чем поставки в Россию из других стран. Российский потребитель платит завышенную цену в магазине, потому что она ориентирована на высокую цену российских томатов".
В целом овощи в России за последние три с половиной года подорожали на 46,4%, сообщает РБК, ссылаясь на оценки Росстата. В свою очередь, эксперты РАНХиГС и ИЭП подсчитали: стоимость набора "санкционных" товаров могла быть сегодня на 3% ниже, а "несанкционных" – на 2,9% ниже, если бы Россия не ввела в августе 2014 года "продуктовое эмбарго". По причине контрсанкций, отмечают эксперты, дополнительные расходы в расчете на душу населения в России составили 4380 рублей в год (~ $75 по текущему курсу).