Ссылки для упрощенного доступа

Вывезли в инвалидном кресле


Работа вещевого рынка в Москве
Работа вещевого рынка в Москве

Из России на минувшей неделе выслали лидера движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромата Шарипова. Однако как сама высылка Шарипова, так и деятельность его организации вызывают вопросы.

Вокруг метро "Теплый стан" на юге Москвы построено полдюжины торговых комплексов: "цивилизованные" – с кинотеатрами, фудкортами и магазинами брендовой одежды – и не очень, похожие на вещевые и продуктовые рынки 90-х и нулевых годов.

Заступник

– Я из Узбекистана, а таджики у нас возят тележки, – говорит один из торговцев на рынке. Между рядами с овощами, фруктами и орехами восточные мужчины предлагают подвезти покупки на тележках – таких, как в супермаркетах.

– Шарипова не знаю, но читал о нем в интернете. Почему его выслали? – спрашивает молодой бедно одетый тележечник из Таджикистана. В его вопросе чувствуется недовольство тем, что кого-то, кто хотя бы декларировал готовность помочь его соотечественникам в Москве, выслали из России. Другой тележечник, постарше, рассказал, что сам к Шарипову за помощью не обращался, но о "Таджикских трудовых мигрантах" слышал только хорошее.

В соседнем здании несколько этажей торговых рядов с дешевой одеждой, подавляющее большинство торговцев из разных стран Азии. "Я работала на Черкизовском рынке. Когда людям не платили, Шарипов требовал деньги от работодателей. Что-то вернуть удавалось. Помогал тем, кто тяжело заболел, вернуться в Таджикистан", – рассказывает одна из продавщиц.

Предприниматель Хуршед – из Таджикистана, получил образование в Турции, бизнес у него в Казани.

Мы овощи-фрукты возили вагонами, с нас диаспора собирала дань. Такое неформальное местное правительство

– О Шарипове слышал. Он в Москве, нас его деятельность особо не касалась. Раньше, когда я работал в Уфе, там был похожий человек, председатель диаспоры. Он был на каком-то счету у власти, мог помочь. Мы овощи-фрукты возили вагонами, с нас диаспора собирала дань. Такое неформальное местное правительство… Ты их спонсируешь, а они решают вопросы с властями. В Казани, где я теперь живу, такое почему-то не развито, либо я с диаспорой потерял контакт, – рассказывает Хуршед.

Несколько лет назад офис "Таджикских трудовых мигрантов" располагался недалеко от метро "Цветной бульвар". Там было полно народа, складывалось впечатление, что движение активно помогает соотечественникам. Сейчас сайт "Трудовых мигрантов" хоть и обновляется, но контактные телефоны отключены.

Политик

На многочисленных видео и фотографиях на сайте "Таджикских трудовых мигрантов" Шарипов позировал в дорогом костюме, чем разительно отличался от бедно одетых мигрантов. Мигранты, выстроившись, слушают или что-то рассказывают Шарипову, демонстративно подчеркивающему свой более высокий статус. Подписывая бумаги, Каромат Шарипов обычно называл себя "послом мира": титул ему присвоила некая не самая известная общественная организация.

Комментарии у Шарипова брать было непросто: он не очень хорошо говорит по-русски, но крайне напористо. Вместо ответа на конкретный вопрос высказывается сразу обо всем. Шарипов пару раз подавал в суд на журналистов, когда ему не нравились материалы о себе.

Для снятия межнациональной напряженности в России российским властям стоит проспонсировать развитие сельского хозяйства в Таджикистане

Тем не менее он постоянно выступал в любых СМИ – от Радио Свобода до Царьград-ТВ – по любому поводу, связанному с миграционным законодательством, положением мигрантов. Нередко высказывал неординарные предложения: например, что визовый режим между Россией и Таджикистаном пошел бы на пользу таджикам, способствовал бы легализации миграции. Или что для снятия межнациональной напряженности в России российским властям стоит проспонсировать развитие сельского хозяйства в Таджикистане. Таджики уехали бы работать на новых предприятиях, а Россия имела бы право льготно приобретать продукцию предприятий, в создание которых вложилась.

Шарипов также выступал практически по всем поводам, связанным с таджиками: инициировал кампанию давления на шоу "Наша Раша" с требованием снять с эфира сюжет о Равшане и Джамшуте (несмотря на то что лишь в нескольких скетчах упоминалось, что Равшан и Джамшут – таджики). После побоища на Хованском кладбище Шарипов был ведущим спикером в СМИ по этой истории.

Он не чурался называть Россию "старшим братом" для таджиков. При этом Шарипов – антисемит

Его риторику, наверное, правильно классифицировать как социал-демократическую: он позиционировал себя как борца за социальные и трудовые права мигрантов. Право таджикских мигрантов в России на достойные условия труда Шарипов мотивировал в том числе тем, что еще недавно Россия и Таджикистан были в составе одного государства. Он не чурался называть Россию "старшим братом" для таджиков. При этом Шарипов – антисемит. Евреев он винил как в эксплуатации таджиков на московских рынках, так и в глобальных проблемах человечества.

Историческую родину Шарипов посещал нечасто, зато много высказывался о проблемах Таджикистана. На таджикских сайтах можно найти диаметрально противоположные версии – от того, что Шарипов якобы агент таджикских спецслужб, до того, что он – политический противник Эмомали Рахмона. Сейчас, когда Шарипова выслали в Таджикистан, Умарджони Эмомали, пресс-секретарь МВД Таджикистана заявил, что никаких претензий к Шарипову у его министерства нет, арестовывать его не собираются.

Он был создателем нескольких российских организаций таджиков

Шарипову 54 года, в 1984 году он начал службу в армии СССР, служил в Казахской и Таджикской ССР, Восточной Германии. В 2000 году Шарипов демобилизовался уже в российской армии. Во время Гражданской войны в Таджикистане служил на исторической родине в 201-й мотострелковой дивизии, осуществлявшей миротворческую миссию.

Общественной и политической деятельностью Шарипов занялся сразу после армии, с 2001 года. Он был создателем нескольких российских организаций таджиков. "Таджикские трудовые мигранты" просуществовали дольше других проектов и имели наибольшую известность из них. Его газета "Голос таджикистанцев", выпускавшаяся до самого последнего времени, как утверждал Шарипов, имела 50-тысячный тираж и распространялась бесплатно.

Шарипов пытался участвовать и в общественно-политических проектах, выходящих за рамки таджикской диаспоры. В середине нулевых он был в руководстве партии "Национал-патриотические силы Российской Федерации", созданной осетинским политиком Шмидтом Дзолбаевым. Партия не получила развития. Шарипов участвовал в создании Федерации мигрантов России – НКО, появившейся по инициативе управления внутренней политики Администрации президента России для решения проблем приезжих.

Претензии к нему предъявлялись и из-за того, что он выступает в СМИ, плохо зная русский язык

Президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов крайне негативно высказывается о Шарипове. Коженов рассказал Радио Свобода, что из его федерации Шарипова выгнали. Тогда Шарипов стал называть себя главой Федерации мигрантов СНГ, что давало возможность позиционировать себя как деятеля, занимающегося не только проблемами таджиков.

Среди российских таджиков у Шарипова была неоднозначная репутация. Например, судя по этой онлайн-дискуссии, претензии к нему предъявлялись и из-за того, что он выступает в СМИ, плохо зная русский язык.

Бизнесмен

Несколько собеседников Радио Свобода, занимающихся проблемами мигрантов в Москве, о Шарипове и его организации высказались не очень одобрительно: помощь соотечественникам "Таджикские трудовые мигранты" сочетали с не самым чистоплотным бизнесом.

Недавно "Таджикские трудовые мигранты" участвовали в противостоянии так называемых "бригадиров" крупных московских рынков

Самое распространенное обвинение в адрес Шарипова и его организации – содействие мигрантам в получении документов, дающих право работать и жить в Москве, граничившее с мошенничеством. Программа "Вести. Дежурная часть" даже сняла сюжет об этом, но уголовного дела за ним не последовало.

В 2003 году на Шарипова в ФСБ и МВД написала заявление другая организация таджикской диаспоры, "Ватан". Шарипова и его организацию (тогда она называлась Народная лига "Таджики") обвиняли в сборе дани с работников Черкизовского рынка. Уголовным преследованием это также не закончилось.

Недавно "Таджикские трудовые мигранты" участвовали в противостоянии так называемых "бригадиров" крупных московских рынков, контролирующих работу таджикских мигрантов на них. Шарипов поддерживал Джаббора Курбонова и Лутфулло Мухамадиева в их противостоянии с кланом братьев Джоновых. Информационное агентство "Росбалт" и ряд других СМИ характеризует эти группировки как преступные. Летом нынешнего года Мухамадиев был арестован за хранение оружия и наркотиков.

Шарипова тогда пытались обвинить в давлении на администрацию "Садовода"

Судя по интернет-базе "За честный бизнес", на Каромата Шарипова в Москве были зарегистрированы две фирмы. С 2009 по 2013 годы – ООО "Компания "Бико", декларировавшая, что занимается отделочными работами. А 1 марта 2017 года Шарипов зарегистрировал ООО "Азия-Гарант", декларировавшее, что занимается подбором персонала. Уставной капитал обоих ООО – по 10 тысяч рублей. Как они работали, на момент публикации текста выяснить не удалось.

Проблемы с правоохранителями у Шарипова возникали дважды: в 2014 году, когда он выступил на стороне соотечественников после массовой драки у рынка "Садовод" между таксистами-таджиками, занимавшимися частным извозом, и таксистами компании, официально обслуживавшей "Садовод". Шарипова тогда пытались обвинить в давлении на администрацию "Садовода", которое характеризовали по уголовной статье о принуждении к сделке. У Шарипова проходили обыски, но уголовное дело не получило развития.

Вторая история с рынками у Шарипова произошла 20 сентября нынешнего года. Появилась информация о том, что одного из работников ТЦ "Москва" в Люблино, таджика, до полусмерти избили охранники рынка за отказ платить им дань. У рынка собралась толпа таджиков, попытавшаяся штурмовать рынок, но была разогнана полицией.

Суд признал, что российский паспорт Шарипову выдали незаконно, и Шарипова отправили в спецприемник для нелегалов

Что там на самом деле произошло, малопонятно. В СМИ ситуацию комментировали два человека – Шарипов, поддерживавший версию об избиении, и Коженов из Федерации мигрантов России, утверждавший, что никакого избиения не было, и все противостояние спровоцировано Шариповым. Как рассказал Радио Свобода Коженов, попавший в больницу работник, из-за которого на рынке чуть не произошли беспорядки, выписавшись, сразу уехал в Таджикистан.

28 сентября в МВД Смоленской области – где в 90-х Шарипов получал паспорт гражданина России как советский военнослужащий, перешедший в российскую армию, – пришли к выводу, что паспорт Шарипову был выдан незаконно. 4 октября у Шарипова забрали паспорт полицейские подмосковных Люберец, где он жил. 30 ноября Люберецкий городской суд признал, что российский паспорт Шарипову выдали незаконно, и Шарипова отправили в спецприемник для нелегалов.

12 декабря это решение подтвердил Московский областной суд. В ночь с 12 на 13 декабря Шарипова самолетом выслали в Таджикистан. Из-за того, что Шарипов недавно перенес операцию на позвоночнике, его высылали в инвалидном кресле. В Таджикистане Шарипов восстанавливается после операции у родственников и вскоре намерен встретиться с журналистами.

"В апреле он получил удостоверение ветерана боевых действий. Гражданство он получил на основании того, что ушел в запас из российской армии. Как это могло быть незаконно?" – рассказала Радио Свобода представитель "Таджикских трудовых мигрантов" Гульбохар Кадырова.

Сам Шарипов утверждает, что никогда не имел таджикского гражданства

Кадырова также отмечает странную ситуацию: справка для суда о том, что Шарипов является гражданином Таджикистана, предоставлена с подписью Ашрафа Гулова, зятя Эмомали Рахмона. Он ранее возглавлял консульскую службу таджикского посольства в Москве, но недавно – до того, как состоялся суд, – был переведен на другую работу. Сам Шарипов утверждает, что никогда не имел таджикского гражданства. Радио Свобода попросило прокомментировать ситуацию с высылкой Шарипова посольство Таджикистана в Москве, но на момент публикации текста комментарий получен не был.

Президентский Совет по правам человека обратился в прокуратуру Московской области с просьбой проверить основания высылки Шарипова из России. Руководитель комиссии СПЧ по миграционной политике Евгений Бобров рассказал Радио Свобода, что считает деятельность "Таджикских трудовых мигрантов" в целом полезной: они поднимают проблемы, волнующие мигрантов из Средней Азии. Тогда как, например, в России огромное количество китайских мигрантов, но что происходит в их диаспоре, власти практически не представляют. Член Совета при президенте по межнациональным отношениям Максим Шевченко также сказал Радио Свобода, что следит за ситуацией вокруг Шарипова – пытается разобраться в причинах произошедшего.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG