Ссылки для упрощенного доступа

Федор Лукьянов: "Евросоюз пока не способен сформулировать сколько-нибудь внятной альтернативы зависимости от российского газа"


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Дмитрий Морозов: Сегодня в Финляндии состоится саммит России и Евросоюза. Владимир Путин уже прибыл в Хельсинки и, по оценкам многих специалистов, должен готовиться к непростому разговору со своими европейскими коллегами. О том, как российские политики и эксперты оценивают атмосферу встречи Россия-ЕС, в материале Данилы Гальперовича.



Данила Гальперович: Россия абсолютно уверена в том, что роль основного поставщика энергоносителей в Европу делает ее почти неуязвимой для критических замечаний европейцев о свертывании демократии в России.


Председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев прозрачно дал это понять в интервью Радио Свобода.



Константин Косачев: Если Европейский Союз готов покупать примерно в два раза более дорогой газ из того же Алжира или, например, из Норвегии, где он, очевидно, закончится через 10 лет, и вкладывать в строительство новых газопроводов из Алжира или из Норвегии суммы, исчисляемые десятками и сотнями миллиардов евро, это выбор Европейского Союза. Но у меня такое ощущение, что даже мощная европейская экономика такого выбора не выдержит.



Данила Гальперович: У России действительно нет особого повода беспокоиться о том, что Европа сможет в конце концов слезть с российской энергетической иглы. Так считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.



Федор Лукьянов: Ужесточение позиции Евросоюза, мне кажется, это то, что называется на классическом дипломатическом языке "запросная позиция", когда стороны изначально занимают максимально жесткие и отдаленные друг от друга позиции с тем, чтобы дальше начать торговаться и их сближать. Евросоюз понимает, что в энергетике - а это главная тема - вне зависимости от всего, позиции России очень сильны. И Евросоюз пока не способен сформулировать сколько-нибудь внятной альтернативы зависимости от российского газа.



Данила Гальперович: Означает ли это, что теперь Кремль, стабильно снабжая Европу нефтью и газом, сможет довести режим внутри страны до состояния суперуправляемой демократии? Вряд ли, полагает депутат Госдумы и председатель общественного комитета "Россия в объединенной Европе" Владимир Рыжков. По его словам, Москва и европейские столицы сблизились настолько, что это само по себе ценно.



Владимир Рыжков: Хорошая новость заключается в том, что, несмотря на деградацию России в общественно-политическом смысле этого слова, несмотря на расхождения в ценностях, тем не менее отношения между Россией и ЕС продолжают динамично развиваться. Это объективный процесс, и он, к счастью, не зависит от того, какой режим в России или что делает российская власть.



Данила Гальперович: Между тем многие опросы говорят о том, что в России растут ксенофобские и националистические настроения, и после неоднократных заявлений президента Владимира Путина о том, что Россия - европейская страна, ее граждане по-прежнему не разделяют многие из базовых европейских ценностей.


XS
SM
MD
LG