Ссылки для упрощенного доступа

В Ираке выросло число нападений, взрывов и похищений


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.



Кирилл Кобрин : В Ираке в последние дни значительно выросло число нападений, взрывов и похищений. Сегодня на севере страны совершен новый теракт - взрыв на рынке. Погибло более 20 человек. В Багдаде действует, по-прежнему, комендантский час после вчерашней трагедии в шиитском квартале иракской столицы. Там в результате взрывов погибло более 200 человек вчера и большее 250 были ранены. Сторонники лидера радикальных иракских шиитов Муктада ас-Садры заявили сегодня, что немедленно покинут коалиционное правительство, если премьер-министр страны Нури аль-Малики не откажется от встречи с президентом США Джорджем Бушем, запланированной на следующей неделе в Иордании. Таким образом, кризис военный дополняется и политическим. Может ли последний всплеск насилия в Багдаде стать рубежом, после которого начнется необратимый развал Ирака, его разделение на фактически независимые анклавы, которые бы руководились радикальными шиитами и суннитскими лидерами? Об этом мой коллега Александр Гостев побеседовал с оксфордским специалистом, экспертом по радикальному исламу и странам Ближнего и Среднего Востока Сергеем Андреевым.



Александр Гостев : Чем может быть вызван новый всплеск вооруженных столкновений в Багдаде - случайностью, накопившимися к определенному времени эмоциями религиозных группировок или заранее обдуманными планами их лидеров?



Сергей Андреев : В любом случае, я думаю, что это просто продолжение уже сложившейся тенденции в Ираке. Тенденция такова, что сейчас в стране идет полномасштабная гражданская война между различными конфессиональными группировками. Этнический фактор менее важен сейчас в Ираке. Главное, конечно, противоречие - это между суннитами и шиитами и общее раздражение и суннитов-арабов и шиитов-арбов иностранной оккупацией страны.



Александр Гостев : У кого из противостоящих группировок сейчас больше сил и политических, и военных?



Сергей Андреев : Основная сила, конечно, у иракских шиитов, потому что это большинство, чисто количественное большинство. Шииты являются группой, которая имеет некую позитивную программу, также как и курды. Сунниты пытаются сохранить свои позиции, которые сложились во времена Саддама Хусейна, или вернуться к той ситуации, когда 20 процентов иракских арабов-суннитов занимали господствующее положение. Сунниты сейчас выступают не по субъективной своей программе, а по объективным показателям, как силы, стремящейся к сохранению страны. Шииты и курды, наоборот, стремятся к разрушению страны. Потому что, как известно, курды настаивают не только на широких правах автономии, но, в общем-то, и на отделение курдских районов от Ирака. Аналогичная позиция и у шиитов. Может быть, там еще пока не идут явно разговоры о создании шиитского иракского государства, но тоже сепаратистские тенденции весьма сильны. Что интересно, это то, что эти сепаратистские тенденции высказывает не меньшинство, как в случае с курдами, а большинство населения страны.



Александр Гостев : Что может в ближайшее время предпринять правительство Ирака и командование сил коалиции для стабилизации обстановки? Что оно должно было бы предпринять?



Сергей Андреев : Я не думаю, что можно рассматривать правительство Ирака как нынешнее как самостоятельного игрока. Совершенно очевидно, что это марионеточная структура, которая не способна к проведению самостоятельной политики. Что могли бы сделать американцы? Не знаю. Ситуация совершенно патовая. Потому что, чтобы сейчас не предпринимали Соединенные Штаты, ситуация будет ухудшаться. Будет она ухудшаться в том случае, если оккупация страны будет продолжаться, ухудшится и в том случае, если американцы очень быстро выведут сейчас свои войска. Боюсь, что какой-либо положительный прогноз относительно иракской ситуации весьма затруднителен.




XS
SM
MD
LG