Ссылки для упрощенного доступа

Вторая годовщина «оранжевой революции»: дело об отравлении Виктора Ющенко осталось нераскрытым




Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко.



Дмитрий Волчек: На Украине сегодня вспоминают жертв голодомора и политических репрессий. На этой неделе украинские политики говорили и о нераскрытых до сих пор уголовных делах - об отравлении Ющенко и убийстве Гонгадзе, вспоминали и «оранжевую революцию». 22 ноября исполнилось два года со времени ее начала. В украинском календаре эта дата обозначена как День свободы.

Владимир Ивахненко: На столичной площади День свободы встречали не более тысячи участников революции. Два года назад на ярко-оранжевый Майдан выходили от трехсот тысяч до полумиллиона украинцев. Эйфория победы сменилась глубоким разочарованием. Лидеры революции так и не решились выйти к собравшимся на Майдане. Украинский президент ограничился телеобращением к народу и устроил торжественный прием. Среди приглашенных был и его соперник на президентских выборах, нынешний премьер. Однако Виктор Янукович заявил, что это не его праздник и не пришел на прием. Проигнорировала его и Юлия Тимошенко. Лидер украинской оппозиции отмечала День свободы в Брюсселе. Там она заявила, что через Конституционный суд отменит политреформы, перераспределившую президентскую власть в пользу парламента и премьера. И до лета будущего года, по прогнозам Тимошенко, на Украине состоятся досрочные выборы в Верховную Раду. Пока же страна наблюдает за противостоянием команд президента и премьера. На этом фоне политики Майдана теряют доверие избирателей. Им не удалось выполнить многие свои обещания. Так и не раскрыты самые громкие преступления. Не поставлена точка даже в деле об отравлении в сентябре 2004 кандидата в президенты Виктора Ющенко. О том, как продвигается расследование, журналисты поинтересовались у главы государства в пятницу, когда уже было известно, что в Лондоне скончался от отравления бывший сотрудник российских спецслужб Александр Литвиненко. Лицо украинского президента до сих пор напоминает о случившемся перед выборами. Прокуратура, ведет это дело непрофессионально, считает сам
Ющенко. Официально известно об этом деле крайне
мало. Отравление действительно произошло во время ужина на даче зампредседателя Службы безопасности
Владимира Сацюка. После выборов он бежал с Украины и его местонахождение неизвестно. Что же касается обнаруженного в организме Ющенко диоксина, то следствием установлено, что ввезен он был из–за границы и мог производиться в лабораториях России, США и Великобритании. В минувшем году журналистское расследование этой истории провел украинский репортер Владимир Арьев. В его телепрограмме «Закрытая зона» на Пятом канале был обнародован телефонный разговор, как утверждалось, двух людей, сотрудничавших с администрацией президента Кучмы. Из разговора следовало, что идея об отравлении Ющенко принадлежит работавшему в то время в избирательном штабе Януковича кремлевскому политтехнологу Глебу Павловскому. По словам Арьева, сразу после эфира, по требованию прокуратуры, пленки, подброшенные в редакцию, были переданы следствию по делу Ющенко.

Владимир Арьев: В общем на этом все и закончилось. Такое впечатление, что эти пленки больше были никому неинтересны. О них пошумели, поговорили, но каких-то реальных результатов в отношении проверки достоверности этих записей, в отношении выявления людей, которые говорили, произведено никаких действий не было. В общем-то, как вся история вокруг отравления Ющенко пытаются свести на нет, так и эпизод с пленками не исключение. Украинская генеральная прокуратура тормозит все дела, которые так или иначе имеют резонанс в обществе. Одна видимость деятельности. Очевидно, есть какая-то политическая мотивированность именно у сотрудников прокуратуры и людей, которые за ними стоят, не доводить дела до конца.

Владимир Ивахненко: Между тем подконтрольные президенту украинские спецслужбы, очевидно, проанализировав не только ставшие достоянием гласности пленки, еще в минувшем году запретили Глебу Павловскому въезд на Украину. Хотя согласно официальной версии Службы безопасности российский политтехнолог был объявлен персоной нон грата за антиукраинские высказывания. В том, что нынешняя Генеральная прокуратура заинтересована установить истину в деле об отравлении Ющенко, сомневаются «оранжевые» политики. Они убеждены, что укрепленная донецкими кадрами прокуратура сейчас используется правящей партией регионов как инструмент в политической борьбе.
Вместе с тем неожиданный оборот может приобрести другое громкое дело. На этой неделе стало известно, что в горах Словакии обнаружено тело человека, убитого примерно в то же время, что и журналист Гонгадзе. Словацкие следователи предполагают, что эти останки могут принадлежать погибшему журналисту. Однако у прокуратуры Украины нет особого желания разбираться со словацкой находкой. Там убеждены, что обнаруженный шесть лет назад под Киевом обезглавленный труп и является настоящим телом Гонгадзе. Тем не менее, если информация из Словакии подтвердится, следствию придется начать дело Гонгадзе с чистого листа.
В субботу Украина вспоминает жертв самой масштабной трагедии в своей истории. В начале тридцатых годов минувшего столетия от искусственно созданного сталинским режимом голода погибли от 7 до 10 млн. украинцев. Эту трагедию уже признали геноцидом украинского народа 10 государств. Против выступает Москва. Многие считают, что Россия как правопреемница Советского Союза, опасается, что в случае международного признания голода геноцидом Украина сможет предъявить ей иски на многомиллионные суммы.


XS
SM
MD
LG