2017 год стал “абсолютно рекордным по экспорту газа в Европу за всю историю советской и российской газовой промышленности”, отмечал “Газпром” в феврале: эти поставки достигли 194 млрд куб м.
Очень близкую к этой оценку приводит в своем традиционном ежегодном обзоре Statistical Review of World Energy, представленном месяц назад, и британская нефтегазовая компания ВР – 189,3 млрд куб м. Однако включает она поставки из России не только в саму Европу, но также и в Турцию, а это – 27,6 млрд куб м.
Если вычесть их из общего объема, получается около 162 млрд куб м, что почти совпадает с оценкой международной аналитической и консалтинговой компании McKinsey, расчеты которой показывают, что общий импорт газа в страны Европейского союза (ЕС) из России составил в 2017 году 164,8 млрд куб м. А это, полагают эксперты компании, - более 40% всего прошлогоднего газового импорта стран ЕС:
Под “СПГ” подразумеваются поставки сжиженного природного газа (в основном из Катара). А включение в общую структуру Нидерландов объясняется спецификой статистики международной торговли энергоносителями. Как поясняет Евростат, она объединяет страны-поставщиков как за пределами ЕС, так и входящие в него.
Сам же Евростат оценивает доли стран-поставщиков на территорию Евросоюза разных энергоносителей, приводя их к общему знаменателю – в тоннах нефтяного эквивалента. Мы сравнили, как менялась доля России в этих поставках и по природному газу, и по сырой нефти за десять лет, до 2015 года, более поздних этих данных Евростата пока нет:
Из других показателей, которые использует европейское ведомство статистики в отношении рынка энергоносителей, - доли отдельных стран-поставщиков в общей стоимости их импорта в ЕС. И здесь в том, что касается поставок природного газа, в 2017 году, по оценкам Евростата, полностью совпали доли двух главных его сторонних поставщиков - России и Норвегии:
Крупнейшим покупателем российского трубопроводного газа в Европе традиционно является Германия, причем с большим отрывом. Однако в первой пятерке его покупателей вообще, судя по данным компании ВР, сразу две страны, в Евросоюз не входящие:
В частности, в Турции общее потребление природного газа за последние 10 лет выросло более чем на 30%, оценивает ВР, тогда как совокупное потребление газа в странах Евросоюза за то же время, наоборот, сократилось – на 7%:
Более того, из текущего прогноза Международного энергетического агентства (МЭА) следует, что в ближайшие шесть лет Европа окажется единственным регионом мира, где спрос на газ не только не вырастет, но и будет сокращаться. Тогда как среднегодовой рост этого спроса в мире в целом на тот же период МЭА оценивает в 1,6%. Для сравнения: в 2017 году – 3%.
Более половины ожидаемого прироста общемирового спроса на газ придется на развивающиеся экономики Азии, прогнозирует МЭА, а 37% - на один Китай:
Уже в 2019 году Китай, обойдя Японию, станет крупнейшим в мире импортером природного газа, причем главным образом – сжиженного, поясняет свой прогноз МЭА. А в целом за четыре десятилетия наступившего века спрос в Китае на газ вырастет более чем в 20 раз и будет уступать лишь общему спросу на него в США.
При этом потребление природного газа в Европе будет стагнировать и постепенно сокращаться, а к 2040 году окажется ниже, чем спрос на него в самой России:
В 2016 году в общем объеме мировой торговли природным газом доля СПГ составляла 39%, отмечает МЭА. Россия на этом рынке пока представлена минимально: по оценкам компании ВР, в 2017 году ее доля в мировой торговле СПГ составила всего 4%. Для сравнения, доля Катара – 26%, Австралии – 19%, Малайзии – 9%, Нигерии – 7%.
К 2040 году, прогнозирует МЭА, около 60% всего природного газа в мире будет продаваться в виде СПГ. С этим газом и предстоит “Газпрому” конкурировать на европейском рынке по цене. Впрочем, МЭА пока прогнозирует, что ежегодный импорт в Европу природного газа из России на период до 2040 года останется на уровнях близких к 150 млрд куб м, а доля страны в этом европейском импорте так и сохранится в районе нынешних 40%.