Ссылки для упрощенного доступа

Экономический рост: когда Россия вновь опередит мир?


Дмитрий Медведев

Дмитрий Медведев

председатель правительства РФ

“Достижение национальной цели – вхождение [к 2024 году] Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира на основе обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности”

ПОКА СОМНИТЕЛЬНО
На сегодня Россия вдвое отстает от общемировых темпов экономического роста

Статья Дмитрия Медведева, представленная в очередном номере журнала “Вопросы экономики”, называется “Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития”.

Вспомним, с начала века Россия опережала по темпам роста мировую экономику на протяжении 11 лет из 17-ти – достаточно обратиться к многолетней статистике Международного валютного фонда (МВФ). В том числе в течение 9 лет подряд – с 2000-го по 2008 год, когда отрыв России мог составлять 1,5-2 раза.

Сегодня она, наоборот, отстает в два раза от общемировых темпов. Причем еще через пять лет этот разрыв может не только не сократиться, но даже вырасти – уже до трехкратного. Такие оценки приводятся в новом прогнозе МВФ, представленном на этой неделе.

Со своей стороны, Министерство экономического развития России (МЭР РФ) в начале октября представила очередной собственный макроэкономический прогноз – на период до 2024 года. Его “базовый” сценарий предполагает почти удвоение к тому времени нынешних темпов роста ВВП России. В график мы включили оба прогноза – и от МВФ, и от МЭР:

​Кроме того, “консервативный” сценарий МЭР РФ исходит, как отмечается в прогнозе министерства, из “предположения о существенном замедлении темпов роста мировой экономики - прежде всего в результате реализации сценария “жесткой посадки” китайской экономики”. В таком случае, полагают в МЭР, экономический рост в России (около 3%) "в 2022-2024 годах будет превышать среднемировые темпы роста".

Однако и это “может оказаться недостаточным для вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира”, отмечают авторы прогноза МЭР РФ.

МВФ, со своей стороны, также прогнозирует замедление роста экономики Китая в ближайшие пять лет – с ожидаемых в 2018 году 6,6% до 5,6%. Кроме того, в 1,5-2 раза замедлятся к тому времени нынешние темпы роста ВВП и США, и стран еврозоны, и Японии. Но даже при этом общемировой экономический рост замедлится незначительно, полагают в МВФ: с 3,7% в 2017-2019 годах до 3,6% в 2023-ем. Из текущего прогноза МВФ мы выбрали для сравнения данные по всем странам БРИКС. Максимальный рост ожидается в Индии, минимальный – в России:

​Если и 3%-го роста будет недостаточно для того, чтобы Россия вошла в первую пятерку крупнейших экономик мира, как указывается в прогнозе МЭР, то даже 3,5%-го роста не хватит, чтобы достичь еще одной цели нового “майского” указа президента – к 2024 году снизить в два раза (то есть на 50%) уровень бедности в стране. Об этом 10 октября заявил председатель Счетной палаты России, бывший министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, “даже если темпы роста экономики поднимутся до 3,5%... нам удастся за шесть лет на 30% снизить”.

Снижение уровня бедности (доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения страны) практически вдвое уже удавалось России и как раз за шесть лет: с 29% в 2000 году до 15,2% в 2006-ом. Еще через год он снизился уже до 13,3% (ныне – 13,2%), но тогда и рост экономики в стране составлял 5-8% в год. Сегодня он как минимум втрое меньше:

​“Снижение уровня бедности в стране в два раза – самая сложная задача, которая поставлена в [майском] указе [президента], и безусловно, она зависит от того, насколько качественно и какими темпами будет развиваться наша экономика”, – отмечала вице-премьер Татьяна Голикова.

Тем не менее, прогноз МЭР оценивает факторы снижения уровня бедности в России к 2024 году именно до 6,6% (то есть ровно вдвое), ключевым из которых министерству представляется общий рост доходов населения (он должен обеспечить более половины общего снижения). Авторы прогноза полагают, что “уже в текущем [2018] году реальные располагаемые доходы населения выйдут в положительную область и продолжат динамично расти на протяжении всего прогнозного периода”.

Рост реальных доходов населения (текущие доходы за вычетом обязательных платежей и с учетом инфляции), который в начале 2018 года действительно резко ускорился, летом вновь так же резко замедлился, а в августе, по данным Росстата, даже возобновился их спад – на фоне вновь ускоряющейся инфляции:

​В сентябре годовой рост потребительских цен в России, по оценкам Росстата, ускорился уже до 3,4%. Дмитрий Медведев в статье для журнала “Вопросы экономики”, говоря об “обеспечении темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности”, поясняет: “… в том числе инфляции на уровне не более 4%”.

“Big Data” – шаг в сторону “журналистики данных”. Она возникла еще полтора века назад, но стала особенно актуальной в эпоху цифровой революции, с ее взрывным ростом объемов доступной информации.

Переработать большие массивы статистики и других данных, чтобы в итоге представить суть происходящего в простых форматах, и есть задача этого жанра. График может быть более информативным, чем несколько страниц текста – и убедительнее.

Архив материалов

XS
SM
MD
LG