Министр привела предварительные оценки. “Фактически мы находимся сейчас уже на исполнении плана 2020 года [согласно целям Национальных проектов]”, если этот показатель не ухудшится за второе полугодие текущего года”, - отмечала она в ходе совещания на прошлой неделе.
Напомним, что речь идет именно о расчетном показателе - “ожидаемой” при рождении человека продолжительности будущей его жизни, а отнюдь не о продолжительности жизни нынешних поколений.
В российском Институте демографии Высшей школы экономики так уточняют это определение:
“Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (которую нередко называют "средней продолжительностью жизни") – это число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоторого гипотетического поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в те годы, для которых вычисляется показатель”.
В 2018 году, согласно итоговым данным Росстата, ожидаемая продолжительность жизни в России составила в среднем 72,9 года. Для сравнения – это ровно на 8 лет меньше, чем средняя для 28 стран Европейского союза (ЕС) годом ранее (оценок для ЕС за 2018 год пока нет):
Средняя ожидаемая продолжительность жизни для женщин в России к середине 2019-го, по предварительным оценкам, составила 78,5 года, для мужчин – 68,6 года. Если эта разница (9,9 года) не увеличится в ближайшие месяцы, то по итогам 2019-го она - впервые с конца 1960-ых - окажется менее 10 лет. Максимальным этот разрыв был в 2005 году, а минимальным - в начале 1960-ых, причем тогдашний уровень не достигнут в стране вновь и до сих пор:
Но и в этом случае гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни в России останется почти вдвое выше среднего показателя для стран ЕС. А ровно на таком же уровне, как в России, он был отмечен в 2017 году только в одной европейской стране.