Ссылки для упрощенного доступа

"Беречь свою землю". Борьба против мусорного полигона на Дону


Блокпост по дороге в хутор Веселый
Блокпост по дороге в хутор Веселый

Мусорные бунты докатились до степных хуторов. Новогодние дни жители хутора Веселого в Ростовской области провели на дороге. Жгли костры. Копали заградительные ямы. Соорудили "блокпосты", чтобы не пропустить большегрузные машины на мусорный полигон, который строят рядом с хутором. Полиция и ФСБ уже ищут организаторов сопротивления, а власти отрицают сам факт строительства полигона.

Хутор Веселый в Мясниковском районе Ростовской области расположен в донской степи в 30 километрах от областного центра. Близость к миллионному городу стала роковой для Веселого и еще тринадцати хуторов – Хопры, Недвиговка, Чалтырь и других. Сначала в окрестностях еще в советское время появился военный полигон, потом – скотомогильник и свалка радиоактивных отходов. И, наконец, власти Ростовской области приняли решение о строительстве здесь мусорного полигона.​

Жители хутора Веселого не пускают строительную технику к месту полигона
Жители хутора Веселого не пускают строительную технику к месту полигона

"И в дождь, и в мороз"

Сегодня хутор Веселый окружен "блокпостами". Так жители называют свои наблюдательные пункты, где установлено круглосуточное дежурство. На въезде – блокпост №1. На обочине из бревен сделана широкая скамья, кто-то принес старый стул, обитый зеленой тканью.

Чтобы не замерзнуть, дежурные надевают несколько слоев одежды. Они берут с собой топоры, грабли, вилы, лопаты и расчищают от валежника лесопосадку. Ветки складывают и жгут костры – так можно согреться в долгие часы ожидания. Появление на дороге большегрузных машин, грейдеров, экскаваторов – это тревога. Чем больше машин, тем больше на улицу выходит людей.

Блокпост на въезде в хутор
Блокпост на въезде в хутор

Второй блокпост находится на выезде из хутора, около дороги, которую местные жители назвали "В последний путь" – она проходит около старинного кладбища. Большегрузные машины проезжают к кладбищу впритык.

Экологической экспертизы нет. Фактически совершается преступление


– Мы против строительства полигона. Хотят свозить 800 тысяч тонн отходов в год. Мы хотим дышать свежим воздухом, хотим жить, чтобы родные к нам приезжали отдыхать, как раньше, – говорит Светлана Болотнова. Она инвалид, передвигается на костылях, но все равно приходит дежурить ко второму блокпосту. Она стоит около костра, тяжело опираясь на костыли.

Светлана Середина
Светлана Середина

– И в дождь, и в мороз тут стоим. Сердце кровью обливается – какие тут урожаи были, – говорит Светлана Середина, которая родилась и всю жизнь проработала на хуторе.

– Нас обзывают "село неперспективных людей", говорят, что якобы мы организовали партизанскую борьбу, – рассказывает бывший ветврач, а сейчас пенсионерка Валентина Петрищева. – Сплошное вранье. Вот, смотрим, стали возить через наш хутор стройматериалы, а потом один вагончик привезли, потом два вагончика, три. Наняли охрану. Мы спрашивали у главы Недвиговского сельского поселения Ольги Колесниковой: "Это мусорный полигон тут делают?", а она в ответ: "Нет, что вы! Я ничего не знаю". Экологической и государственной экспертизы полигона нет. Фактически совершается преступление, ведутся подготовительные работы для захоронения отходов в открытый грунт. Это не имеет никакого отношения к организации площадки временного накопления мусора.

Валентина Петрищева
Валентина Петрищева

На общественных слушаниях местные жители выступали против стройки мусорного полигона и перевода земель из сельскохозяйственных в промышленные. Однако депутаты сельских поселений проголосовали за изменение назначения земельных участков.

Охранники против пенсионерок

– Когда едут большегрузные машины, на могилах кресты трясутся, – говорит пенсионерка Евгения Ермилова. – "Чистый город" (ростовский региональный оператор. – РС) во время общественных слушаний обещал построить объездную дорогу, но ее так и не построили.

Стройка идет полным ходом. Вырыты огромные рвы. Многометровые отвалы чернозема посреди степи образуют гигантский четырехугольник: его площадь совпадает с аналогичным полигоном, построенным в Волгодонске.

Строительство полигона, которое "не началось"
Строительство полигона, которое "не началось"

Около разрытого поля стоят несколько бытовок, где размещается охрана и рабочие. Слева от входа – колонна строительной техники: грейдеры, экскаваторы, КамАЗы, грузовики MAN. Вглубь территории не пускают – "прораба нет". Сергей Старченко, старший смены, не отрицает конфликт с местными жителями, но утверждает, что они сами начали:

– Они сами нас провоцируют, канавы копают, штыри ставят, – говорит Старченко. – Что они с нами, простыми рабочими, воюют, мы-то в чем виноваты?

Жители хутора, в свою очередь, показывают видео, где Сергей Старченко и другие охранники теснят группу пожилых женщин. "Я вам запрещаю ехать по дороге", – говорит на записи одна из них. "Да кто ты такая? – отвечает Старченко. – Иди, живи в село. Я живу в России. И где хочу в России, там и еду".

Проект мусорного полигона еще не прошел государственную экологическую экспертизу. Согласно федеральному закону, должно быть оценено воздействие полигона на воздух, животный и растительный мир, поверхностные и подземные воды. Однако ждать результатов у властей времени нет: активно протестуют и жители микрорайона Левенцовский в Ростове-на-Дону, куда отходы возят сейчас.

Елена Пелецкая, представитель Российского экологического общества по Ростовской области и эксперт площадки "Экология" Общественного народного фронта, объясняет, что сейчас в Мясниковском районе строится лишь "площадка временного накопления мусора".

Эти люди получают денежные средства и являются исполнителями нехороших дел


– Это еще не означает, что строится полигон, – говорит Пелецкая. – Строительство площадки – не нарушение, так как сельскохозяйственные земли переведены под промышленные. Со временем здесь будет построен межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий комплекс. Там будет работать сортировочный комплекс, плюс будет составлена карта полигона, где складируются "хвосты" – отходы, которые нельзя переработать. Отходы из мусорных контейнеров будут укладываться в гурты, перемешиваться со щепой, туда будут добавляться бактерии – никаких там запахов не будет. Помните, как в деревнях были компостные кучи?

Пелецкая считает, что конфликт между жителями хутора и компанией "Чистый город" разжигается искусственно.

– Вы должны понимать, что жителей хутора "подогревает" группа лиц – не буду говорить фамилии, ими уже занимается Управление внутренних дел. Эти люди получают денежные средства и являются исполнителями нехороших дел, – говорит представитель ОНФ. На вопрос о строительстве дороги для грузовиков в объезд хутора она не ответила.

Жители хутора перекапывают дорогу, чтобы помешать проезду техники
Жители хутора перекапывают дорогу, чтобы помешать проезду техники

Генеральный директор "Чистого города" Элла Кузьмина также отрицает факт строительства мусорного полигона.

– Строительство еще не началось, мы ничего не завозим. Сейчас идут земляные работы, – заявила Кузьмина. – Жители сами провоцируют охранников. Зачем подходить к охране? Мы ездим по дороге общего пользования. Если наша охрана что-то нарушает и есть факты, дайте мне эти факты, я разберусь и накажу.

Чтобы замять конфликт, директор "Чистого города" на заседании в областном правительстве предложила создать группу общественных контролеров, которая могла бы проверять ход строительства полигона. Была создана Межрайонная инициативная группа граждан Ростовской области, куда вошли представители 14 хуторов, в окрестностях которых будет полигон. Есть сайт, где появляются видео и обращения.

Однако сейчас Кузьмина от общественных контролеров открещивается.

– Все, что печатает МИГГРО, или как их там называют, это все ложь, – говорит она.

Мы понимаем, что мусор нужно перерабатывать


– Мы запрашивали документы у регоператора "Чистый город". Нам постоянно обещают, но ничего не предоставляют, – говорит житель хутора Дмитрий Корейша, участник инициативной группы. – У регоператора нет разрешительных документов даже на площадку временного размещения, нам говорят, что на эту стройку не нужны документы. Мы понимаем, что мусор нужно перерабатывать, поэтому сделали независимую экологическую экспертизу, нашли альтернативный земельный участок, предложили построить завод полной переработки, как в Санкт-Петербурге. Но Кузьмина говорит, что на завод нет денег.

Более трех с половиной тысяч жителей хуторов, вблизи которых строится полигон, до сих пор не имеют четкого представления, что же будет на 98 га земель и почему еще более 500 га вблизи полигона переведены из категории земель сельхозназначения в земли для промышленного использования.

Наталья Запорожцева
Наталья Запорожцева

– Представители "Чистого города" показали подложный проект строительства мусорного полигона. Мы стали читать, и оказалось, что текст просто скопировали с аналогичного проекта строительства полигона в городе Волжский Волгоградской области: вместо названия "Волжский" был поставлен "Ростов-на-Дону", – рассказала Наталья Запорожцева, учитель Веселовской школы. – Якобы наш полигон находится в Прикаспийской низменности (это город Волжский там находится), количество осадков, роза ветров и температурный режим также рассчитаны на Волжский.

"Да мы все главные"

С каждым днем ситуация в хуторе Веселом обостряется. В одну из ночей, когда сельчане дежурили около дороги, произошел несчастный случай. Местный житель, 26-летний Юрий Бабичев, получил сотрясение головного мозга.

Юрий Бабичев
Юрий Бабичев

– 21 декабря около 17.30 я стоял возле дороги. Мы с друзьями обсуждали проведение субботника. Мне позвонили, я отошел в сторону, чтобы поговорить по телефону, – рассказал Бабичев. – В этот момент на меня резко поехал трактор с ковшом. Я запрыгнул в ковш. Тракторист не остановился – увеличил скорость. Изо всех сил я держался руками за петли, что есть в ковше. Кричал. Даже комок грязи схватил из ковша и бросил в лобовое окно трактористу. За нами погнался на машине мой друг. Тракторист, чтобы уйти от погони, стал еще вилять из стороны в сторону. Потом резко остановился, поднял ковш и стал вытряхивать меня – я еще висел на этих петлях, но от этих резких движений ковша не удержался и упал, больно ударился головой о землю. В запале я сначала не почувствовал боли и запрыгнул на ступеньку трактора – тракторист улыбнулся мне через стекло и снова резко рванул в сторону, я успел спрыгнуть с подножки. Тракторист поехал в Чалтырь (соседний поселок), где находится отделение полиции, и заявил, что это я напал на него.

Изо всех сил я держался руками за петли, что есть в ковше. Кричал


В этот же вечер Бабичев обратился в центральную районную больницу Мясниковского района, где ему выдали заключение о полученных травмах: "Сотрясение головного мозга. Ушиб мягких тканей затылочной области".

– Я подал заявление в полицию, – говорит Юрий Бабичев. – Следователь, которая вела по моему заявлению дело, упрашивала меня дать показания о том, что я стоял посередине дороги. Но я там не стоял. Сейчас дело находится на стадии расследования.

Строительные работы у хутора
Строительные работы у хутора

Жители хутора постоянно вызывают наряды полиции, чтобы остановить движение грузовиков, которые по правилам дорожного движения должны объезжать населенные пункты из-за своего большого веса.

"Внимание! Сегодня, 22 ноября 2019 года в 03-30 задержан водитель многотонника МАN (70 тонн), который опять пытался проехать через наш хутор Веселый, добивая и разрушая дороги нашего хутора!" – такие сообщения появляются на сайте инициативной группы граждан.

– Они никак не могут понять, что все жители не хотят, чтобы здесь был мусорный полигон, – рассказал пенсионер Геннадий Запорожцев, бывший директор Веселовской школы. 28 декабря Мясниковский районный суд оштрафовал его на 10 тысяч рублей за участие "в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, создавшем помехи движению транспортных средств с целью воспрепятствования проезда большегрузного транспорта через населенный пункт".

Они никак не могут понять, что мы хотим жить на чистой земле


– Нам сказали: приедет заместитель министра и привезет документы, разрешающие стройку полигона, – рассказал Запорожцев. – Но никто не приехал. Вместо начальников на улице появился автокран, который встал на перекрестке. Я подошел к нему и сказал, чтобы он уехал, так как создает помехи в движении. Вот и все. Ко мне приезжали не только полицейские, но и два сотрудника Управления "Э" ФСБ по Ростовской области. Они все расспрашивали, кто у вас главный. А кто? Да все мы главные. Они никак не могут понять, что мы хотим жить на чистой земле. Здесь очень высокий уровень грунтовых вод. Часто идут ливневые дожди. Рядом с полигоном, в низине есть балка Белая Криница, куда стекает вода, которая течет потом в Таганрогский залив и в Азовское море. Нет никакой гарантии, что в балку не попадут ядовитые воды. В балке есть родник, откуда мы берем воду для питья. Из-за земляных работ, что сейчас идут на полигоне, вода из источника уже еле течет. К нам приезжали экологи, подтвердили наши опасения. Мне не страшно высказывать свою точку зрения, потому что мой отец отсидел в сталинских лагерях и он меня воспитал беречь по-настоящему свою родину, свою землю. В Мясниковском районе – чернозем, район на первом месте по сбору урожая, и вот теперь всего этого не будет.

XS
SM
MD
LG