Ссылки для упрощенного доступа

Когда нельзя просто взять и уйти. Итоги премии Pussy Riot "Нет насилию"


Акция против домашнего насилия в Москве. Ноябрь 2019 года
Акция против домашнего насилия в Москве. Ноябрь 2019 года

Pussy Riot объявили первых победителей премии "Нет насилию", которую учредили сами участницы акционистской группы. Ее получат независимые журналисты и активисты, освещающие тему домашнего насилия.

Сумма денежного вознаграждения составляет 1 тысячу евро. Она будет выплачена из тех денег, которые ЕСПЧ присудил Pussy Riot в качестве компенсации за преследование в России. Европейский суд счел дело акционистской группы "политически мотивированным". "Это наша общая победа, и это круто, но мы понимаем, что деньги, которые нам выплатили, – не из кармана Путина и его шайки – это деньги российского народа. И они должны работать на благо народа. Поэтому мы решили организовать премию", – рассказали организаторы конкурса.

Всего Pussy Riot отобрали 48 работ. Из них жюри, в состав которого входили активистка и правозащитница Алена Попова, адвокат Мари Давтян и главный редактор "Медиазоны" Сергей Смирнов, оценили три. В итоге победителями стали Иолина Грибкова, Диана Садреева, а также Гузель Леман и Дарья Серенко (они разделили одну премию между собой). Кроме того, Pussy Riot вручили приз зрительских симпатий. Он достался Айдай Эрекбаевой. Pussy Riot также частично поддержали создание второй части фильма "Перерождение". Ссылки на все работы участниц опубликованы на сайте премии.

У меня есть соседи снизу. В их семье регулярно происходит домашнее насилие

Инстаграм-блогер Гузель Леман участвовала в конкурсе со своим проектом "Скажи сестре". Его идея состоит в распространении листовок о домашнем насилии. По словам Леман, разговоры напрямую с жертвой домашнего насилия о том, что ее партнер совершает противоправные действия, не всегда имеют должный эффект. Человек, регулярно сталкивающийся с побоями, находится в эмоционально подавленном состоянии и не знает, как с этим справиться.

"Ненавязчивый, сторонний формат помощи в такой ситуации работает гораздо лучше", – рассказывает Леман. Она добавляет, что идея проекта пришла ей внезапно.

"У меня есть соседи снизу. В их семье регулярно происходит домашнее насилие: девушку избивает ее молодой человек. Я и в полицию несколько раз обращалась, и сами мы к ним ходили – никакого эффекта это не дало. Когда к ним приходишь, дверь открывает мужчина. Девушку даже не видно", – делится блогер.

Два раза ее просьбы приехать и разобраться, что происходит, полиция проигнорировала. "Я звонила накануне Нового года, ждала, что кто-то приедет, была готова дать комментарий, но ничего не произошло. Потом я вызывала полицию снова, но ушла из дома в тот день, поэтому не знаю точно, приезжал кто-то или нет", – говорит Леман.

Летом она пыталась стать муниципальным депутатом в Петербурге, активно вела предвыборную кампанию, о чем рассказывала в своих соцсетях. Этот опыт, по словам женщины, подсказал ей, что распространение листовок – эффективный метод донесение информации до аудитории. "Особенно хорошо это работает с теми, кто не пользуется соцсетями или использует их для того, чтобы следить за новостями по определенной тематике", – добавляет Леман.

Она договорилась с петербургским кризисным центром "Инго", и вместе они начали создавать листовки, посвященный проблемам насилия над женщинами. Чаще всего они приурочены к какому-то празднику. "Я создала идею, инстаграм-аккаунт проекта и сайт. Листовки создает кризисный центр. Я их распространяю и призываю активистов из разных городов делать то же самое", – рассказывает блогер.

На листовке описана конкретная ситуация, связанная с домашним насилием, а внизу указан номер кризисного центра. Первым делом Леман отнесла ее в почтовый ящик соседей, где происходит домашнее насилие. "Я вижу, что мои листовки девушка находит. На какое-то время у них в квартире происходит затишье. Потом побои возобновляются. Я просто надеюсь, что в какой-то момент девушка наберется силы и смелости и обратится в кризисный центр", – говорит Леман.

Общение уже началось – и ты не можешь теперь просто взять и уйти

Карточки распространяет не только она лично, но и блогеры в разных городах. Сейчас к проекту пробует подключиться также Украина. Активнее всего листовки разносят в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге, однако есть отклик и в маленьких городах. Несмотря на то что на листовках указан номер петербургского кризисного центра, обратиться за помощью в него может каждый. "Инго" бесплатно оказывает юридическую и психологическую помощь через WhatsApp.

Вторая победительница конкурса – Диана Садреева, автор самиздата "Батенька, да вы трансформер". Она выпустила цикл материалов о домашнем насилии. На конкурс отправила свой текст "Паша начинает убивать", который показался ей наиболее удачным.

По словам Садреевой, этот текст родился случайно. "Как человека, имеющего гражданскую позицию по вопросам прав женщин и домашнего насилия, меня попросили помочь конкретной женщине – Наде, героине моего текста. Тогда я просто приехала к ней, и мы несколько часов разговаривали", – делится журналистка.

Во время разговора несколько раз ей хотелось уйти, потому что было страшно. Муж Нади отправлял ей сообщения с угрозами, и выглядели они вполне реально. "При этом я понимала, что процесс общения уже начался, и ты не можешь теперь просто взять и уйти", – говорит Садреева.

Мне часто писали, что "таких, как я, надо сжигать на костре"

Героев для других своих историй из этого же цикла журналистка нашла в соцсетях. "После публикации первого текста я поняла, что хочу заняться исследованием проблемы домашнего насилия. Написала об этом несколько постов. Меня поддержали коллеги, те, с кем я сотрудничала раньше, откликнулись и просто незнакомые люди", – делится автор самиздата. В итоге истории тех, кто откликнулся, и легли в основу цикла. За все время работы Садреева собрала около 30 монологов.

"Страшно было периодически. Коллеги предостерегали меня перед каждым выходом новой истории. Однако угроз от тех, кто к описываемым событиям был причастен, мне никогда не приходило. Больше было неприятных комментариев и сообщений в соцсетях. Например, мне часто писали, что "таких, как я, надо сжигать на костре", – рассказывает Садреева.

Она понимала, что, скорее всего, это просто угрозы в соцсетях. Активисты, работающие с темой домашнего насилия, получают тысячи таких сообщений ежедневно.

Ты видишь жертв насилия в троллейбусах, в магазинах, понимаешь, что это твои знакомые

На вопрос о том, почему решила заняться темой домашнего насилия, журналистка отвечает не сразу. Потом вспоминает: все началось, когда ей было 12 лет. "Однажды я проснулась, потому что услышала какие-то шумы сверху. Я начала прислушиваться: кто-то кричал. Я вышла в коридор, постучалась в спальню родителей – увидела, что мама тоже сидит и прислушивается к тому, что происходит сверху", – вспоминает Садреева.

В ту ночь мама отправила ее спать. Садреева быстро уснула, однако поняла, что наверху происходило что-то страшное. "Потом куда бы я ни переезжала, где бы я ни жила, практически каждый раз я сталкивалась с этими резко звучащими криками сверху, сбоку, снизу. Сначала ты не понимаешь, то ли это кричит ребенок, то ли это кричит женщина, а потом ты сталкиваешься с этими женщинами – жертвами домашнего насилия. Ты видишь их в троллейбусах, в магазинах, ты понимаешь, что от побоев страдает твоя знакомая, подруга или двоюродная тетка", – говорит журналистка. Только после громких историй, таких как дело Маргариты Грачёвой, супруг которой отрубил ей кисти рук, или дело сестёр Хачатурян, убивших своего отца-абьюзера, Садреева начала задумываться о проблеме насилия всерьез и, как журналистка, поняла, что не может оставить эту тему без внимания.

В мировой практике каждая третья женщина хотя бы раз в жизни подвергалась насилию. Почти 40 процентов убийств женщин – это убийства, совершенные их партнером. В России о насилии сообщает каждая пятая женщина. По данным "Левада-центра", 24 процента россиян сталкивались с домашним насилием в ближайшем окружении, в том числе в собственной семье.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG