Ссылки для упрощенного доступа

Китайская народная Чувашия. Битва за землю


Кадр из фильма Сергея Хазова-Кассиа и Андрея Костянова
Кадр из фильма Сергея Хазова-Кассиа и Андрея Костянова

Чувашия. Чем дальше от Чебоксар, тем беднее дома, безлюднее глухие деревни, старше оставшиеся жители. Из деревень вокруг столицы республики ездят на работу в Чебоксары, из удалённых районов – на вахты в Москву или на Север. Развитое в советские времена сельское хозяйство почти повсюду сошло на нет, совхозные поля давно заросли лесом: без субсидий землю обрабатывать невыгодно, хотя то тут, то там и попадаются предприимчивые фермеры.

Полтора года назад в Чувашию пришёл китайский бизнес. Компания "Сычуань Чувашия" пытается построить рядом с Чебоксарами промышленный комплекс по переработке молока, в том числе ферму на 10 тысяч голов. Обещают инвестиции в 10 млрд рублей, налоги в бюджет и рабочие места, но жители против: им не нужна промышленность рядом с их огородами, у них есть работа, потому что живут они недалеко от города, наконец, они сами хотят принимать решения относительно того, что делать с землёй вокруг их деревень. В Моргаушском районе местный бизнесмен сначала перевёл земли из сельхозназначения под жилищное строительство, а потом продал их китайской компании, которая, в свою очередь, собиралась перевести их под промышленность, но из-за протестов перевода не произошло. В Чебоксарском районе власти сами перевели земли из сельского хозяйства в промышленность, не спросив мнения жителей, которые теперь пытаются отменить это решение в суде – пока безуспешно. В январе на встрече с сельскими депутатами жители чуть не силой заставили их подписать документ по переводу земель обратно под сельское хозяйство, но, как говорит глава района, бумага эта силы не имеет, да и в суде её приобщать к материалам отказались.

И только в удалённом от Чебоксар Порецком районе китайским инвесторам удалось найти общий язык с местными жителями. Здесь они расчистили и распахали 5 тысяч гектаров заброшенных совхозных полей, для многих это стало единственной возможностью хоть что-то заработать. Впрочем, встретив отпор в других районах, работы остановили, что теперь будет с китайской фермой и чувашской землёй, непонятно.

Посмотрите фильм Сергея Хазова-Кассиа и Андрея Костянова "Чувашская народная республика. Битва за землю".

Монологи жителей

– Мы в состоянии сами обрабатывать нашу землю, и никаких китайцев здесь быть не должно. Китайцы хотят тут построить не знаю что – промышленный центр, логистический центр, нам никто ничего не объясняет, с нами только воюют.

– На этом поле встретились три силы: живые люди, государство, выступающее весами, и бизнес. Бизнес, мы к тебе обращаемся, не надо нам здесь никакого завода, тем более коровника на 50 тысяч голов. Мы к тебе обращаемся, в душу твою хотим посмотреть, сказать – посмотри нам в глаза, не лезь к нам и мы к тебе не полезем. Через сто лет наши дети будут работать на китайцев, потому что они работяги. Они, как муравьи, работают, потому что в душе бога нету. А мы привыкли счастливо с богом жить.

– Нужно быть едиными в этом вопросе, не допускать чужестранцев. С одной стороны, я симпатизирую Китаю в том плане, что они трудолюбивые и все буквально обрабатывают, все делают, за любую работу берутся. Глядя на них, мы удивляемся ихнему трудолюбию. Нам бы это упорство ихнее, трудолюбие. Но люди, которые выступали за интересы китайского бизнеса, исходят из мнения, что китайский бизнес принесет нам благополучие, инвестиции, деньги. Чувашский народ не нуждается в помощи, чувашскому народу дать волю реализовать себя, не ограничивая в каких-то рамках, – чувашский народ сам себя прокормит. Наверное, сами виноваты – может, голосовали не за того, сами где-то допустили ошибки. Власти от бога, но эту власть мы избираем. Видимо, господь посылает нам такие испытания, китайцев, чтобы немножко мы воспряли, с колен встали, проснулись от сна духовного и морального и начали свои земли сами обрабатывать.

– Земля-то никому не нужна. Сейчас ее хоть китайцы взяли, и то что-то бросили. А так работы нет никакой, вообще труба. Труба деревне. Вот у меня сын сейчас уехал в Москву. Молодежи вообще тут нет. Это в Москве все строют, все копают, скоро провалятся. В общем, деревня никуда стала. Скучно.

XS
SM
MD
LG