11 марта Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила распространение вируса COVID-19 глобальной пандемией, отметив, что это – первая пандемия, вызванная именно коронавирусом. На тот момент, по оценкам ВОЗ, общее количество заболевших превысило 118 тысяч человек в 114 странах мира.
Спустя почти три недели (по текущим данным ВОЗ, на 30 марта), количество подтвержденных случаев заболевания превысило 638 тысяч человек в 203 странах и регионах мира.
В России к 30 марта было зарегистрировано 1836 таких случаев. Среди крупнейших стран мира, входящих в “большую двадцатку” (G20), более низкие показатели (по состоянию на 29.03) – у 6-ти стран, а минимальный – у Аргентины (745 случаев). Здесь и далее мы используем оценки и расчеты британского проекта Our World in Data при Оксфордском университете, которые, в свою очередь, основаны на ежедневно обновляемых данных Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (European Center for Disease Prevention and Control – ECDC), одной из структур Европейского союза.
Если сопоставить данные за период после 11 марта в целом по миру с данными по России, то общая их динамика не сильно разнится:
Примерно то же соотношение увидим и в динамике количества новых подтвержденных случаев, выявляемых в течение одного дня:
Однако при оценке масштабов любой эпидемии берется в расчет и общая численность населения: одно и то же количество заболевших для стран, в которых проживают 5 млн или 100 млн человек, дают разное представление о происходящем в них.
Для создания следующего графика мы использовали расчеты аналитиков Our World in Data, основанных, с одной стороны, на данных ECDC по распространению коронавируса, а с другой – на текущих оценках ООН численности населения стран мира:
Общее количество заболевших в целом по миру ныне увеличивается в 2 раза примерно каждые 7 дней, подсчитали аналитики Our World in Data, сопоставив текущие данные по разным странам. Однако темпы такого удвоения могут сильно разниться – в зависимости от того, на какой стадии находится эпидемия (с каких уже имеющихся уровней ведется отсчет), а также от эффективности проводимых властями мероприятий по сдерживанию дальнейшего распространения заболевания и, разумеется, адекватности поведения населения.
Например, среди стран G20 самые низкие темпы распространения отмечаются сегодня в Китае или Южной Корее, где удвоение количества случаев заболевания происходит в течение 1-2 месяцев. Тогда как в других странах G20 пока – в считанные дни. Подчеркнем: эти сроки (удвоения) меняются по разным странам ежедневно – в прямой зависимости от количества новых зарегистрированных случаев в них.
В следующем графике те страны G20, у которых сроки удвоения (по состоянию на 29 марта) общего количества заболевших совпадают, перечислены просто в алфавитном порядке:
В целом среди стран G20 – в контексте нынешней пандемии - можно выделить сегодня две их группы. Первая – те, в которых ежедневный прирост заболеваемости пока остается особенно высоким (более 500 случаев). Вторая группа – остальные страны, где темпы прироста пока не превышают 500 новых случаев в день.
Эта статистика может резко меняться день ото дня, поэтому для сравнения динамики в разных странах G20 приводим средние 3-х дневные показатели (то есть учитывая как день накануне, так и следующий) для них за последние почти три недели: