Ссылки для упрощенного доступа

Когда нечего терять. Владимир Бекиш – о разных приоритетах


Не является большим секретом, что Россия в последние (многие!) годы пыталась усилить своё влияние и в мире в целом, и в отдельных странах в частности. Где-то это делалось и делается для "защиты суверенитета и национальных интересов", где-то для обеспечения безбедного существования отдельных компаний и хороших людей. А где-то "назло коварному соседу". И понятно, что добиться своих целей Москва может достаточно ограниченным числом способов, едва ли не самые эффективные из которых – экономическое и финансовое влияние. Это даже эффективнее "калашникова".

Но природа преподнесла сюрприз в виде коронавируса. И вот уже всем понятно, что мировая экономика в пике, падают прибыли и показатели развития. Как говорят специалисты, процентов на пять. Ещё понятно, что экономики отдельно взятых стран – это прежде всего люди. Именно они собирают самолеты, выращивают хлеб, стирают бельё в прачечных, делают бутерброды в закусочных. И ещё экономика – это компании, в которых люди работают, и очень большие компании, и совсем маленькие. Поддержишь людей и компании – значит, будет работать экономика. Будет работать экономика – значит, соберёшь налоги, сверстаешь бюджет, и соответственно, найдутся деньги на военные базы по всему миру, на поддержку "нужных" политических режимов, на месторождения кадмия и всего такого в Африке, даже на освоение Луны. Собственно, похоже, что именно таким путем и собирается идти большинство стран мира.

Правда, возможности у всех разные, да и стратегия тоже разная. Какие же сигналы подают ведущие страны мира и своим гражданам, и другим странам в свете назревающего международного кризиса? Чем смогут похвастаться соперники в постэпидемическом мире? Как, к примеру, могут противостоять китайским инвестициям в Африке Россия или Франция? Как Россия и Китай смогут противостоять американскому влиянию в Ираке или в Саудовской Аравии?

До начала изнурительной борьбы человечества с вирусом за выживание страны мира в экономике выглядели примерно следующим образом.

Весь мировой ВВП, по одной из методик расчётов, составлял 86 триллионов долларов США. Первое место занимала экономика США с 20 триллионами, второе Китай с 13 триллионами, третье Япония, и её "заработок" уже не сравним с лидерами – всего 5 триллионов долларов. Если же говорить об отдельной от человечества, но самой суверенной и выдающейся цивилизации под названием Россия, то она заняла по итогам 2019 года в этом рейтинге почётное 11-е место, её ВВП составил 1,6 триллиона долларов. Для пущей наглядности еще одно сравнение: экономика США составляет примерно четверть от всей мировой экономики. Экономика России составляет 1/50 от всей мировой экономики. При этом Россия изо всех сил старается быть главным противовесом США, противостоять США в мире.

Теперь поговорим о том, как разные страны мира собираются экономически бороться за существование в условиях пандемии. Бюджет Германии на 2020 год (363 миллиарда евро) будет увеличен ещё на 156 миллиардов, которые направят на поддержку компаний и населения страны. Часть денег возьмут в долг на европейском и мировом финансовых рынках. Есть сильное подозрение, что у немецких компаний будет в распоряжении хороший ресурс для продолжения и расширения своего бизнеса, условно говоря, и в Африке, и на Ближнем Востоке. И тот 1 миллиард евро, которые был вложен в 2019 году в германский Фонд поддержки африканских проектов, далеко не последний.

Япония дополнительно (!) выделит на поддержку экономики в условиях постпандемии 1 триллион долларов. Дополнительно к триллиону, который уже выделен. Понятно, что в такой ситуации обещание Японии направить в Африку 20 миллиардов долларов инвестиций смотрится реально. Великобритания выделит на поддержку своего бизнеса 330 миллиардов фунтов стерлингов (15% от ВВП страны). Смею предположить, что в такой ситуации, например, компания British Airways получит прекрасный ресурс, чтобы забирать под себя рынок международных авиаперевозок, а банк HSBС – чтобы ещё основательнее укрепиться на рынке финансовых услуг. А Jaguar Cars, не исключено, порадует российских бизнесменов (тех, чей бизнес удивительным образом не пострадал от вируса) новыми моделями.

Может быть, памятник князю Владимиру в космос доставить - в пику им всем? 

Ну, и США, понятное дело. 2,2 триллиона долларов уже выделено на поддержку экономики, и ещё триллион обсуждается. Понятно, что у американских компаний точно хватит денег, чтобы быть монопольным поставщиком оружия в Саудовскую Аравию (110 миллиардов долларов в ближайшие 4 года). Америке точно хватит денег на полеты к Луне и даже на её некоторое освоение. Про Китай даже как-то неудобно и говорить. Известно, что экономика Китая пострадала, возможно, больше всех других – падение в 6,5% от ВВП, но при этом, Пекин уже потратил "на восстановление и поддержку" 827 миллиардов долларов… Можно только догадываться, какая часть этих денег ушла китайским корпорациям, осваивающим другие страны и континенты. К примеру, есть такой "Фонд развития Китай – Африка". В рамках проектов этого фонда в странах Африки только в 2017 году выпущено 11 тысяч грузовиков, 300 тысяч кондиционеров, 540 тысяч холодильников и 390 тысяч телевизоров. Сумма кредитов Китая странам Латинской Америки за минувшие 20 лет превысила 120 миллиардов долларов. Есть ощущение, что страны Латинской Америки и Африки – из-за обвала экономик, нехватки средств, ресурсов, оборудования, с большой радостью возьмут китайские кредиты, выделят земли под строительство китайских заводов и предоставят китайцам лицензии на добычу никеля, лития, циркония и титана. Особенно в ситуации, когда никто другой таких денег Африке предложить не сможет.

Ну, а где же тут самый успешный борец с коронавирусом? Где она, Россия? Москва намерена потратить на поддержку бизнеса 27 млрд долларов, это около 1,7% от ВВП. Поскольку эти цифры не идут ни в какое сравнение с 20% процентами Британии, 15% США, 25% Японии, можно предположить, что власти России что-то такое знают, чего не знают в других, недальновидных странах. Например, что кризис пришёл очень надолго и что деньги нужно беречь, растягивать, экономить, а не тратить быстро на стимулирование всякого там бизнеса.

Может быть, Россия сосредоточится на собственных проблемах и не будет пытаться так уж активно в нынешней ситуации конкурировать с Китаем, противостоять Америке, осаживать Британию с Японией? Но вот, к примеру, некоторая информация к размышлению.

"Развитая фундаментальная наука России позволила создать современные виды вооружений, которых нет ни у одной страны мира", – заявил президент России Владимир Путин.

"Источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил РИА Новости, – читаем мы в сообщении этого агентства, – что первый пуск "Посейдона", беспилотной ядерной торпеды, которая должна бесшумно добираться до противника и поражать, например, авианесущие группировки и береговую инфраструктуру, запланирован на осень 2020 года".

"Россия начала строить первый опытный образец стратегического стелс-бомбардировщика в рамках программы "Перспективный авиационный комплекс дальней авиации",подтвердили ТАСС два источника в оборонно-промышленном комплексе.

"Россия планирует расширить свои базы в Сирии. Владимир Путин поручил Минобороны и МИДу провести переговоры с Сирией о передаче России дополнительного недвижимого имущества и акватории в районе сирийского побережья", – говорится в распоряжении президента.

Вот ещё одно сообщение: "В Мозамбик в сентябре прибыл российский воинский контингент, состоящий из около 200 военнослужащих – и официального спецназа, и бойцов группы, известной как "ЧВК Вагнера". Вертолёты с военными приземлились в двух городах страны, Муэда и Накала. В Мозамбик доставлена и российская военная техника".

Ну и так далее. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в то же время рассказал, что Россия "не допустит приватизации Луны, но при этом не собирается участвовать в лунной гонке". Понятно, что не собирается. Собираться, в общем-то, нечем… А вот "не допустит"… Это как? Загадка! Особенно в свете слов Рогозина о планах России по созданию космического корабля – наследника "Бурана", орбитальной космической станции и ракеты сверхтяжелого класса. Осталось получить от уважаемой власти ответ на глупый вопрос: если Россия не собирается работать на Луне, что как раз и требует регулярных полетов тяжёлых носителей, зачем же ей тогда ракета сверхтяжелого класса? Может быть, памятник князю Владимиру в космос доставить – в пику им всем?

Глядя на эти сообщения о военной политике России, о наращивании военно-технической деятельности (по сути, о гонке вооружений), можно сделать только один вывод: уступать другим странам, "сверхдержавам" и "полюсам силы" Кремль не собирается. А чтобы не уступать, нужен ресурс. Способность. Привлекательность. Сознавая неспособность конкурировать с ведущими мировыми державами экономически, социальной привлекательностью своего государства, Россия намерена бороться за свои интересы в мире единственным остающимся способом – оружием и войной, если потребуется. Ну, не ради же пустой забавы Россия направляет деньги в ракеты и бомбардировщики, а не во всякие прочие глупости, как это делают в Японии, Германии и США?

Владимир Бекиш – блогер

Высказанные в рубрике "Блоги" точки зрения могут не совпадать с точкой зрения редакции

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG