Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Музей "Пластинариум" в немецком городе Губен


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Германии Александр Хавронин.



Полина Ольденбург: В немецком городе Губен, земля Бранденбург, открылись мастерская и музей «Пластинариум» скандально известного доктора Гюнтера фон Хагенса. Экспонаты музея – анатомированные и сохраненные методом пластинации трупы людей и животных. Открытие музея «Пластинариум» вызвало жесткую реакцию со стороны церковных организаций Германии.



Александр Хавронин: В 1977 году сотрудник Гейдельбергского университета доктор Гюнтер фон Хагенс изобрел метод пластинации. Пластинация – это консервирование тел посредством замены тканевой жидкости и жиров реактивными полимерами. Свой метод Гюнтер фон Хагенс начал активно применять на практике – консервировать трупы, которые затем стали экспонатами передвижных выставок. За последнее десятилетие выставки Гюнтера фон Хагенса, которого еще называют «Доктор Смерть», посетили более 20 миллионов зрителей в разных странах мира. И вот в нынешнем году Гюнтер фон Хагенс решил открыть в городе Губен, в Бранденбурге, музей «Пластинариум» и мастерскую. Мэрия Губена поддержала инициативу фон Хагенса. Местные власти рассчитывают на приток туристов из-за рубежа и создание в городе новых рабочих мест.


Многие экспонаты музея носят откровенно скандальный, провокационный характер. Вот что сам Гюнтер фон Хагенс говорит о том, почему он решил посвятить свою жизнь именно такого рода искусству.



Гюнтер фон Хагенс: Когда мне было 17 лет, я работал в одной из клиник, где лежали пациенты с хроническими болезнями. Иногда мне приходилось носить трупы в расположенный неподалеку морг. Обычно по два-три тела в неделю. В то время я чаще работал в ночную смену, так как учился в вечерней школе. Мне приходились одному носить мертвецов в морг, потому что девочки, которые учились в больнице на медсестер, боялись трупов. А я хотел показать себя сильным. Я вспоминаю то время насколько отчетливо, как будто речь идет о сегодняшних событиях.


По дороге в морг я тащил трупы в гору. Снег хрустел под моими ногами… При этом я хотел чувствовать себя уверенно, не бояться страшных историй о мертвецах. И чтобы проверить, не шевелятся ли трупы, я снимал с них простыни и смотрел им в лицо. В лицах мертвецов ничего ужасного я не обнаружил…


Когда я был совсем маленьким, мой дедушка за три дня до своей смерти подозвал меня и сказал: «Я хочу сейчас умереть, я больше не ем. Господь приказывает моей душе отдать себя в Божьи руки». Ага, подумал я, теперь мне ясно. Есть тело и есть душа. А если есть душа, значит, после смерти она не идентична плоти. И значит, я могу обращаться с плотью, как с вещью, после того, как закончились траурные церемонии…


Я являюсь принципиальным сторонником агностицизма. Это значит, что я в действительности ничего не знаю о сущности вещей, о которых я имею свое мнение. Я столько раз в своей жизни жестоко ошибался! Я никогда не мог подумать, что разрушится ГДР. И если я сейчас что-то говорю о существовании души после смерти, то это выглядит беспомощно. Также беспомощно, как спрашивать рыбку в моем аквариуме о моих проблемах в университете.



Александр Хавронин: Главными противниками творчества фон Хагенса являются, очевидно, представители церковных организаций. Говорит Эберхард Шокенхофф, профессор теологии университета города Фрайбург.



Эберхард Шокенхофф : На мой взгляд, фон Хагенс – личность скандальная. Он ведет себя скандально. Я имею в виду то, что фон Хагенс незаконно называет себя профессором. Такие заявления фон Хагенса подрывают его авторитет. Также неясно и то, откуда он берет трупы для своих экспозиций. Уже давно ходят разговоры, кстати, самим фон Хагенсом не опровергнутые, что для своих выставок он использует трупы людей, казненных в Китае, жертвы репрессий. И что под маркировкой «Мясо животных. Не предназначено для питания!» трупы отправляются из Китая в Германию. Все это говорит о том, что деятельность фон Хагенса носит весьма сомнительный характер. Кроме того, нужно заметить, что фон Хагенс фактически превращает человеческие тела в товар. И делает он это из сугубо финансовых соображений.


Мне известно, что некоторые священники обвиняют фон Хагенса в осквернении мертвых. Пытались предъявить подобные обвинения и власти Мюнхена. Однако, насколько мне известно, они проанализировали ситуацию с юридической точки зрения и поняли, что шансы на успех в ходе возможного судебного разбирательства будут невелики. И я бы не стал сравнивать экспонаты фон Хагенса с египетскими мумиями или теми телами, которые лежат в мавзолеях. Одно дело, когда бальзамируют труп человека для того, чтобы сохранить память о нем. И совершенно другая ситуация с работами фон Хагенса. Фон Хагенс нарезает мелко трупы на, можно сказать, шайбочки, по 2 сантиметра толщиной. И затем эти шайбочки выставляет на всеобщее обозрение. К тому же у фон Хагенса – амбиции художника. И трупы он использует как материал для своих экспонатов.



Александр Хавронин: Несмотря на то, что выставка в городе Губен уже открыта, представители церквей Германии сдаваться не намерены. Синод евангельской церкви земли Бранденбург официально потребовал закрытия «Пластинариума». По мнению синода, «в случае с «Пластинариумом» речь идет о спектакле, организаторы которого в коммерческих целях злоупотребляют человеческим любопытством».


XS
SM
MD
LG