Ссылки для упрощенного доступа

Таинственное отравление Егора Гайдара: случайность или политическая провокация?


Егор Гайдар, 1992
Егор Гайдар, 1992

Программу «Итоги недели» ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Андрей Шарый: Ирландские врачи не поставили диагноз бывшему исполняющему обязанности премьер-министра России, директору Института экономики переходного периода Егору Гайдару. В результатах обследования говорится о резких изменениях в важнейших функциях организма. Гайдар почувствовал плохо 24 ноября на конференции под Дублином и жизни его угрожала реальная опасность. Подозревают отравление, чем и по каким причинам - неизвестно. Ирландская газета The Irish Independent предполагает, что бывшего главу российского правительства госпитализировали с обострением желудочного заболевания под названием гастроэнтерит. Никаких следов радиации в организме Гайдара не обнаружено. Политик идет на поправку, а его коллеги и политологи строят гипотезы. Откроет тему корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова: Внезапный недуг застал Егора Гайдара в Дублине, где проходила российско-ирландская конференция. В своем интервью «Файнэншл Таймс» рассказал, что почувствовал недомогание после того, как съел обычный завтрак в гостинице. Родственники Егора Гайдара не спешат с выводами о причинах заболевания, хотя и не исключают попытку отравления. Так Мария Гайдар, рассказывая Радио Свобода о случившемся, подчеркнула, что и врачи не могут понять, что спровоцировало столь серьезное недомогание ее отца и чем, собственно, он болеет.



Мария Гайдар: Мой отец был на конференции в Дублине экономической, где презентовал свою книгу «Гибель империи», ему стало плохо во время выступления. Он пытался выйти, потерял сознание. Три часа находился без сознания, был доставлен в реанимационное отделение дублинской больницы. Существовала реальная угроза его жизни, врачи боролись, у него было очень тяжелое состояние. Сейчас улучшилось, он перевезен в московскую больницу. Пока никакого диагноза врачи поставить не могут, не могут понять, что это такое. Он месяц назад проходил обследование, был в нормальном состоянии. Можно сказать, что это не инфаркт, не инсульт, не какие-то такие, не сахарный диабет, такие стандартные вещи, которые могут произойти с человеком в этом возрасте.



Виктор Нехезин: Нет основания говорить, что в адрес Егора Тимуровича поступали какие-то угрозы или он опасался за свою жизнь? Не было такого?



Мария Гайдар: Я об этом не знаю, по крайней мере.



Виктор Нехезин: А что вы лично думаете по этому поводу?



Мария Гайдар: Честно могу вам сказать, что я просто тревожусь, беспокоюсь. И я бы не торопилась с какими-то поспешными по этому поводу выводами.



Марьяна Торочешникова: Сказала Мария Гайдар. Между тем на днях в прессе появилась сообщение корреспондента Irish Times Симуса Мартина , подтверждающего, что Егор Гайдар был болен еще до приезда в Дублин. По его словам, один из сопровождавших 50-летнего Гайдара четко дал понять, что тот неважно себя чувствовал накануне поездки, в частности, во время остановки в аэропорту Будапешта, сказал Мартин ирландской вещательной компании. Ранее предполагалось, что заключение о причинах внезапного недуга Егора Гайдара российские врачи дадут уже в пятницу, но они решили дождаться заключения ирландских коллег. В Москву информация от них придет на следующей неделе. Пока же врачи не подтверждают и не опровергают версию с отравлением. Политики уже не сомневаются - Гайдара отравили. Первым эту версию выдвинул Анатолий Чубайс. По мнению главы РАО ЕЭС, в этом могли быть заинтересованы сторонники неконституционных силовых вариантов смены власти в России. Такой же точки зрения придерживается и заместитель председателя политсовета СПС Леонид Гозман.



Леонид Гозман: К сожалению, то, как все произошло, делает версию отравления возможной. Не единственно возможной, но возможной. И мы, понимая, что это версия, а не факт, должны относиться с максимальной серьезностью, что мы и делаем. Конечно, точно сказать никто не может, но сама цепочка последних событий - убийство Анны Политковской, светлая ей память, убийство господина Литвиненко и покушение, если это покушение на жизнь Егора Гайдара, трудно не усматривать связь.



Марьяна Торочешникова: Если вы находите эту связь, то для чего, кому это могло быть выгодно? И действительно ли это можно считать заговором ФСБ?



Леонид Гозман: Кто стоит за этими действиями - вопрос спекулятивный. Можно придумать любые версии. Можно сказать, что ЦРУ, чтобы скомпрометировать ФСБ, например, можно сказать, что ФСБ для того, чтобы что-то сделать и так далее. То есть на самом деле версий может быть миллион. Более очевидно, к чему это приводит, каковы последствия этих акций. Если к убийству Анны, к гибели и, по-видимому, убийству Литвиненко и если подтверждается версия о покушении на жизнь Егора Гайдара, а не о каком-то случайном событии, то очевидно, что все эти три события приводят к тому, что в нашей стране властям нашей страны, неважно, как к ним относится, наносится огромный ущерб, просто гигантский. Удар крайне болезненный, крайне тяжелый. Это не способствует престижу, допустим, президента Путина внутри страны или за рубежом, это не способствует стабилизации страны, это не способствует борьбе нынешних властей с ее противниками. Ущерб наносится очень большой. Кто стоит за этим, нам самим ужасно интересно, поскольку в данном случае речь идет о жизни не просто нашего товарища, а нашего лидера.



Марьяна Торочешникова: А лидер СПС Никита Белых допускает, что в ближайшее время скорбный список может пополниться.



Никита Белых: Если это действительно действия, направленные на дискредитацию действующей администрации Кремля, то надо ожидать, что последуют и очередные события точно такой же направленности.



Марьяна Торочешникова: Пока же к делу подключились ирландские полицейские. Не дожидаясь официального заключения врачей, они начали расследование по факту предполагаемого отравления Егора Гайдара. Следователи уже опросили некоторых дипломатических работников, а также медицинский персонал дублинской больницы, где Гайдар находился перед тем, как вылететь в Москву. Российские правоохранительные органы делом пока не заинтересовались.
XS
SM
MD
LG