Ссылки для упрощенного доступа

Почему доллар падает


Курс доллара к евро с начала года упал почти на 12%
Курс доллара к евро с начала года упал почти на 12%

Курс доллара падает прежде всего по отношению к евро. Хотя темпы роста экономики США и в 2006, и в 2007 году, по прогнозам, будут выше, чем в Европе. А Китай заявил, что не намерен распродавать накопленные долларовые активы, меняя структуру своих резервов. Какие факторы определяют сегодня динамику курса американской валюты?


Одним из главных факторов считается дефицит платежного баланса США. Как ожидается, он составит в этом году 870 миллиардов долларов или 6,6% ВВП. В огромной степени этот дефицит покрывается за счет того, что зарубежные банки и другие инвесторы покупают за доллары акции американских компаний или облигации правительства США. И за последние три года были лишь два месяца (в том числе - нынешний сентябрь), когда зарубежные инвесторы купили в США, например, новых государственных облигаций меньше, чем продали. Тем не менее, курс доллара к евро с начала года упал почти на 12%.


Для высокоразвитых стран главный фактором, влияющим на обменный курс, является сегодня не столько дефицит платежного баланса, сколько дефицит государственного бюджета, говорит сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета профессор Михаил Бернштам. Обменный курс, по его словам, движется не столько необходимостью расплачиваться за импорт, сколько желанием иностранных инвесторов разместить свои капиталы на рынке ценных бумаг наиболее развитых стран мира, где экономика более стабильная, а отдача вложений – высокая.


Рынок государственных облигаций в Европе стал не менее привлекательным, чем американский, обойдя его по объему. «Рынок государственного долга США сегодня – 4,85 триллиона долларов, - поясняет Михаил Бернштам. – А у стран евро-зоны – почти 6 триллионов евро, то есть более 7,5 триллионов долларов. Поэтому евро-зона, как и Соединенные Штаты, стала крупнейшим рынком капиталоемких бумаг».


«Психологический» порог курса повысился


Два года назад – прежде чем курс доллара упал до рекордных 1,36 за евро - многие европейские эксперты и официальные лица говорили: уровень 1,3 – тревожен, но еще не критичен, а вот 1,4 – наверняка подорвет европейский экспорт. Он составляет в ЕС более трети всей производимой здесь продукции, тогда как в США – лишь 11%.


Сегодня курс – 1,33, но министры финансов стран евро-зоны дружно заявляют, что не видят необходимости в каких-либо мерах воздействия, ибо рост европейской экономики в целом более значителен, чем два года назад. Многие предприниматели в Европе уже давно отреагировали на рост курс курса евро, и поэтому его новый «психологический порог», за которым курс причинил бы им существенные убытки, находится теперь выше, чем два года назад, полагает руководитель отдела Института мировой экономики в Киле Клас-Юрген Герн: «Поначалу дорожающий евро отражается лишь на прибыли экспортеров. Но в перспективе есть опасность утраты ими многих рынков сбыта. Сейчас конъюнктура мировой экономики в целом заметно ослабела, особенно - в самих Соединенных Штатах. И даже в странах Азии, где еще недавно отмечались бурные темпы экономического роста, они заметно снизились».


В определении некоего «психологического барьера» курса евро к доллару важна точка отсчета, утверждает сотрудник Немецкого института экономики, Берлин, Кристиан Дрегер. В 2005 году курс доллара к евро в среднем составил 1,25. И если завтра это соотношение изменится, скажем, еще на 10 центов, это мало кого обеспокоит, говорит Дрегер: «В 2001 году, наоборот, один доллар стоил 1,2 евро. А к 2003 году доллар подешевел к евро чуть ли не на 50%. Вот это было тревожно! Так что теперь неким "критическим" уровнем курса можно будет считать и 1,4, или даже 1,5 доллара за один евро».


Портфель китайских резервов


Один из главных торговых партнеров США – Китай. Причем баланс взаимной торговли – с огромным перевесом в пользу Китая. Резервы Центрального банка Китая, крупнейшие теперь в мире, недавно превысили 1 триллион долларов. 70% этой суммы вложено именно в долларовые активы. И уже года полтора на валютных рынках гадают, что произойдет с курсом доллара, если Китай вдруг начнет их распродавать.


Но Китай оказывается в очень трудном положении, говорит профессор Бернштам. Он действительно хочет диверсифицировать «портфель» своих резервов, увеличив в них долю евро. Но так как резервы Китая огромны, то, начни он продавать долларовые ценные бумаги, они тут же резко подешевеют, эти бумаги просто «упадут». В результате пострадает баланс самого Центрального банка Китая. «То есть Китай хотел бы изменить структуру своих вложений, перейдя с долларов на евро, но - не может это сделать! Потому что он первый и пострадает».


Буквально на днях появилось заявление Комиссии по валютному управлению Китая – о том, что теперь Центральный банк будет покупать за счет своих резервов новые облигации, в основном номинированные в евро. «То есть он не станет сбрасывать уже имеющиеся долларовые бумаги, а новые приобретения будет производить в основном в евро», - поясняет Михаил Бернштам.


Особый курс российского рубля


В России курс национальной валюты к доллару, с одной стороны, в целом следует за динамикой курса доллара на мировых рынках. С другой стороны, его в основном формирует Центральный банк России, скупая российские нефтедоллары и обращая их в рубли. В такой ситуации – чисто теоретически - Банку России и необязательно следовать общемировой динамике. Но тогда неминуемо возникнет разрыв в курсах, которым не преминут воспользоваться игроки на этом рынке. Такие сделки, основанные на разнице курсов одного и того актива на разных рыках, профессионалы называют арбитражем.


Центральный банк не может уйти с валютного рынка просто в силу зависимости российской экономики от притока «нефтяных» денег, говорит главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова. Уход ЦБ привел бы, по ее словам, к мощному притоку спекулятивного капитала, привлеченного именно возникающим арбитражем – разницей между внутренним курсом и зарубежным: «У Центрального банка фактически нет выбора, он просто должен присутствовать на этом рынке и каким-то образом поддерживать связь, пусть и не явную, курса рубля к доллару с международным курсом доллара».


Но в результате происходит то самое «укрепление рубля», которого так опасаются власти, ибо оно подрывает конкурентоспособность российских компаний. А тот ее запас, который образовался за счет падения курса рубля после дефолта 1998 года, уже исчерпан, отмечается в недавнем обзоре российской экономики, подготовленном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития.


Есть немало примеров, когда в разных странах происходило и реальное, и номинальное укрепление национальной валюты, напоминает Наталия Орлова. Но если это было связано с внедрением новейших технологий и, как следствие, серьезной модернизацией экономики, то повышается в целом производительность труда. Таким образом, даже при укрепляющемся курсе, производители остаются конкурентоспособными:


«В России этот эффект также проявился, - говорит Орлова. - Производительность труда в стране за период после кризиса 1998 года повысилась примерно на 50%. А это значит, что у российских производителей есть возможность выдержать и дополнительное укрепление курса рубля – думаю, как минимум, на 30% к текущему уровню...»


Экономический рост уступает дефициту бюджета


В только что представленном прогнозе Организации экономического сотрудничества и развития отмечается, что рост ВВП США в 2006 году составит 3,3%, а 12-ти стран евро-зоны – 2,6%. На 2007 год: США – 2,4%, евро-зона – 2,2%. Но при этом падает курс именно валюты США, где темпы роста выше, а не евро-зоны, где они ниже.


В принципе, конечно, экономический рост всегда влияет на валютный курс, продолжает Михаил Бернштам. Во-первых, он означает более высокую отдачу на капитал, вложенный, например, в акции компаний этой страны. А во-вторых, чем выше экономический рост, тем больше доходы бюджета и меньше его дефицит. В результате повышается ценность государственных облигаций.


«Но главный фактор все-таки – бюджетный дефицит, - говорит Михаил Бернштам. – Сейчас к власти в Конгрессе США, который и контролирует бюджет, пришли демократы, с которыми традиционно ассоциируется расширение госрасходов. И рынок, по-видимому, полагает, что они и на этот раз могут возрасти, а вслед за расходами – и дефицит бюджета. И не исключено, на мой взгляд, что в ближайшей перспективе именно этот фактор – ожидания дефицита - будет оказывать большее влияние на курс доллара, чем то обстоятельство, что в США ожидается более высокий экономический рост по сравнению со странами евро-зоны».


В принципе, из-за огромного платежного дефицита США для американской экономики будет даже лучше, если доллар девальвируется: необязательно - по отношению к евро, но, во всяком случае, по отношению к валютам стран Азии - главных торговых партнеров США, прежде всего, Китая и Японии, полагает Кристиан Дрегер: «Тем не менее, вряд ли, на мой взгляд, стоит ожидать, что к 2008 году курс европейской валюты к американской повысится настолько, что один евро будет стоить уже 1,4 доллара».


XS
SM
MD
LG