Ссылки для упрощенного доступа

Совещание министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ обернулось скандалом


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шароградский : Совещание министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, состоявшееся накануне в Брюсселе, фактически обернулось скандалом. Россия, в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова, высказала сомнение - нужно ли Москве членство в ОБСЕ, а представитель Соединенных Штатов заявил, что российские войска должны уйти из Грузии. Сейчас на линии прямого эфира наш корреспондент Данила Гальперович.


Данила, здравствуйте. Я прошу вас подвести итоги брюссельского совещания.



Данила Гальперович : Брюссельская встреча министров иностранных дел ОБСЕ это не первая встреча, на которой Россия критикует эту организацию, но, пожалуй, первая, на которой эта критика была столь радикальная, а предложения столь неожиданными. То предложение Сергея Лаврова, которое позже я расшифрую, состояло фактически действительно в серьезном сомнении в целесообразности принятия Россией участия в составе ОБСЕ, но было сделано достаточно дипломатично. В результате чего же это предложение или это заявление последовало?


Надо сказать, что все наблюдатели отмечают, что саммит министров иностранных дел ОБСЕ фактически превратился в пикировку российских и американских представителей. Например, Николас Бёрнс, заместитель Госсекретаря Соединенных Штатов, напомнил Москве, что когда-то она обещала дать своим соседям по бывшему СССР окончательную и полную свободу от своих вооруженных сил или складов. На самом деле, пора это сделать.



Николас Бёрнс : К сожалению, у нас нет согласованного подхода по Грузии и Молдавии. По-моему, большинство стран здесь призывают Россию выполнять обещания, данные в Стамбуле в 1999 году, - убрать военные склады с территории Молдавии и вывести своих военных из Грузии. Эти две страны полностью заслужили свое право на суверенитет независимости. Соединенные Штаты продолжат поддерживать их в этом праве.



Данила Гальперович : Говорят, что Сергей Лавров вообще не ожидал увидеть в Брюсселе Николаса Бёрнса. Он хотел поговорить с Кондолизой Райс. Совершенно очевидное расхождение маршрутов. Кондолиза Райс встречалась и с Виктором Ющенко, и с Виктором Януковичем, что как бы является таким шахматным ходом на политической доске. США показывают явно, что они так или иначе принимают возможность работы с тем правительством, который сейчас есть в Украине.


Еще одно очень серьезное расхождение на саммите министров иностранных дел ОБСЕ - это дискуссия по тому, сможет ли Казахстан, который тоже входит в ОБСЕ, возглавить эту организацию, стать председателем в будущие годы. Пока еще некоторые страны Европы и Соединенные Штаты не согласны с тем, что Казахстан достиг определенного уровня развития демократии. Сергей Лавров отреагировал на отложение вопроса о возможном председательстве Казахстана в ОБСЕ до 2007 года достаточно резко.



Сергей Лавров : Принципы демократического развития и базовые права человека универсальны - это абсолютно неоспоримая истина. Но также неоспоримо, что национальные пути воплощения этих принципов всегда отличаются друг от друга. Убеждены, что только при безусловном уважении равноправия государств без попыток кого-то воспитывать или подтягивать к моделям, которые не опираются на консенсус, ОБСЕ может сохранить свою востребованность. Мы никогда не договаривались, например, делить участников ОБСЕ на разные категории. Не существует никаких решений, опираясь на которые можно сортировать претендентов на председательство в нашей организации. Подтверждаем поддержку кандидатуры Казахстана на пост действующего председателя ОБСЕ.



Данила Гальперович : И еще одна очень серьезная дискуссия, после чего, собственно, и прозвучало заявление Сергея Лаврова, это то, каким путем дальше пойдет ОБСЕ. В последнее время ОБСЕ развивается как организация, которая вместе с политическими урегулированиями, с вопросами безопасности и сотрудничества очень серьезно относится к вопросам прав человека. Надо сказать, что это как раз Сергею Лаврову не очень нравится. Во всяком случае, Сергей Лавров именно по этому поводу заявил, что есть два пути развития ОБСЕ - "или мы (цитирую министра) реально возьмемся за исправление дисбалансов функционирования ОБСЕ, к чему давно призывает Россия, или узаконим статус-кво и переименуем ОБСЕ, например, в организацию по гуманитарным проблемам". Тогда, как сказал Сергей Лавров, многие страны подумают о том, участвовать ли в организации в новом формате - в таком формате по гуманитарным проблемам. Это как раз и было воспринято очень многими, как заявление Сергея Лаврова о том, что Россия вообще-то необязательно видит себя в составе ОБСЕ.


Известный ученый Алексей Арбатов, директор Центра международной безопасности Института мировой экономики международных отношений РАН, говорит, что именно за такой вот подход к правам человека и к их приоритетам в работе ОБСЕ, вполне возможно Россия, действительно, может оказаться в изоляции.



Алексей Арбатов : Когда в России была выдвинута вот эта весьма странная, на мой взгляд, концепция "суверенной демократии", конечно, стали к России относиться с еще большим предубеждением. Понятно, что нельзя сразу из прошлого коммунистического тоталитаризма перепрыгнуть в развитую демократию. Но если бы руководство России, признавая те нарушения прав человека, скажем, вместе с тем, расценивала бы это как временный, как переходный период, как трудности трансформации очень серьезной, огромной страны с огромной историей, с национальными особенностями, если бы руководство активно боролось против этих нарушений и стремилась бы их преодолевать, я думаю, отношение к нам было бы гораздо более сочувственное. А поскольку на высоком уровне в Кремле была провозглашена идея того, что это не трудности переходного периода, а вот такой особый российский путь, к нам совершенно сразу изменилось отношение.



Данила Гальперович : Я добавлю, что в ходе многих последних встреч министров иностранных дел ОБСЕ Сергей Лавров заявлял примерно тоже самое. Он говорил, что ОБСЕ отходит от такого политического формата организации. Но здесь очень важно, добавляют эксперты, что Россия, на самом деле, сама заинтересована в том, чтобы ОБСЕ все-таки сохранялось, потому что ОБСЕ, наряду, например, с Советом Европы, но даже более широкой организации, это та организация, где у России есть постоянное членство, которая объединяет и членов НАТО, и членов Евросоюза. Здесь это та площадка, на которой Россия может с ними говорить. Если эту площадку убрать, тогда России не с кем будет разговаривать или разговаривать в других форматах.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG