Ссылки для упрощенного доступа

Лики на ставнях (Благовещенск)





Художник из Благовещенска Александр Тихомиров получил признание во всем мире как создатель оконописи. Мастер рисует лики святых на старых деревянных ставнях. Дерево, много повидавшее на своем веку, зачастую само подсказывает сюжет. Второй путь, когда сюжет видит художник. Оконопись – как новое направление в живописи запатентовано автором 15 лет назад. Александр Тихомиров о концепции жанра.

Александр Тихомиров: Оконопись как отправная точка это Евангилие от Луки 11 глава: «Око – есть глаз души, если око твое будет чисто, то и все тело светло. То есть это разговор о духовном. Это духовное творчество. Поскольку выявить лик создателя в им созданном моя основная задача, то создатель и выявляется. То есть бог создал все: он создал нас, воздух, дерево, землю. И проявляется в облаках, просто мы этого не всегда замечаем, в добром жесте, в добром поступке, в том числе и в дереве. Я это выявляю и даю возможность увидеть окружающим.


Антон Лузгин: В свое время оконопись была встречена публикой весьма неоднозначно. Категорически неприемлемым назвали подобные эксперименты служители православной церкви. Но затем они поменяли отношение к творчеству Александра Тихомирова. Оконопись получила признание, как новое направление созвучного тысячелетнего жанра. Лики на ставнях мало кого оставляют равнодушным, в том числе людей весьма далеких от православной культуры.

Александр Тихомиров: Когда я получал гран – при в Пекине ко мне подошел народный художник Китая и сказал : «Дай бог нам китайцам родить художника, который что – нибудь новое в бо – хуа привнес». Понимаете, сложно что – либо новое в классике сделать. Вот велосипед, казалось бы отрепетированный, отрегулированный, отъезженный и вместе с тем эпохи проходят, проходят столетия , меняется мировоззрение, меняются принципы мышления, мне так кажется, что должна меняться и форма.

Антон Лузгин: Сегодня работы Александра Тихомирова есть во многих частных собраниях и музеях, как в России, так и за рубежом. Коренной москвич, выпускник Строгановского училища он приехал в приграничный Благовещенск в 80 – е годы. Именно здесь он состоялся как художник, как основоположник жанра оконописи. Тихомиров не понимает, почему многие так настойчиво ищут успеха в столице.

Александр Тихомиров: У провинциала есть комплекс провинциала, к великому сожалению, и ему, чтобы его преодолеть нужно ехать в столицу. У меня этого комплекса не было, поскольку я жил там. Меня учили педагоги прекрасные. Я приехал сюда, чтобы жить и работать, не думая ни о чем. И моих друзей в центре ни меньше, чем здесь. Но здесь чище воздух, экология души чище, здесь люди порядочные и добрые на целый порядок, а это мне кажется очень важным. Я здесь живу и не на чтобы не променял на другой город. Вот мы сидим в мастерской это самое дорогое место у меня на земле.

Антон Лузгин: Прихожая мастерской Тихомирова больше похожа на склад заготовок, правда, далеко не из новых материалов. Мастер объясняет, почему именно дерево стало в его творчестве основой художественных произведений.

Александр Тихомиров: Дело в том, что дерево зарядить отрицательной энергией не возможно. Это такая благодатная штука, которая не воспринимает отрицательную энергию. Вы не задумывались над тем, что когда вы видите дерево старое, вам становится на душе теплее? Даже если бы на этом дереве не было ничего изображено, оно само по себе притягивало бы взгляд. Я объясню почему .Генетически мы люди живущие в полосе, где произрастает дерево имеем с ним сакральную связь. Лес нас кормил, поил, укрывал во времена нашествий. То есть лес это и тепло и кров и столовая.

Антон Лузгин: Деревянные дома постепенно уходят в прошлое. Но не исчезают совсем. Их ставни тысячи раз открывавшие окна в мир сегодня продолжают являть людям иные смыслы казалось бы привычных вещей.




XS
SM
MD
LG