Ссылки для упрощенного доступа

Почему у 60 процентов россиян сложилось благоприятное впечатление от Дмитрия Медведева


Ирина Лагунина: "Что изменилось за три года при Дмитрии Медведеве?" – исследование под таким заголовком опубликовано на сайте Аналитического центра Юрия Левады. Социологи сравнили те ожидания, которые люди возлагали на нового президента в 2008-м году, когда он был избран главой государства, и нынешние оценки ситуации. В каких жизненных сферах люди отмечают успехи, а в каких – неудачи? Насколько соответствуют действительности, по мнению экспертов, эти оценки? Как относятся россияне к своему президенту? Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: "Изменится ли положение дел в стране при Дмитрии Медведеве?" – спросили социологи у россиян в 2008-м году. Ученые отмечают, что тогда граждане ждали улучшений абсолютно во всех областях общественной жизни: прежде всего, в экономике, а также в сфере порядка и законности. Ухудшения ситуации опасались в то время от 5 до 9 процентов граждан. Сейчас его констатируют от 9 до 43 процентов – как мы видим, эти цифры сильно выросли. Исследование Левада-центра прокомментировал для Радио Свобода Борис Дубин, заведующий отделом социально-политических исследований.

Борис Дубин: Фактически единственная сфера, в которой ожидания улучшений от Медведева и его президентства оправдались – это сфера международной политики. Здесь доля тех, кто эти улучшения видит, выше, чем тех, кто три года назад на такие улучшения надеялся. Во всех остальных сферах – экономика, благополучие людей, национальные проблемы, коррупция, защищенность человека, его прав и так далее, увы, никаких достижений при Медведеве не наблюдается. Более того, именно две сферы, наиболее значимые для россиян, сфера экономическая и сфера индивидуального семейного благополучия – это сферы, в которых сделанное Медведевым россияне оценивают отрицательно.

Вероника Боде: Это просто были завышенные ожидания три года назад или в самом деле ситуация ухудшилась?

Борис Дубин: Ожидания в этом смысле всегда очень завышенные. Во-первых, очень хотелось россиянам, чтобы ситуация в экономике улучшалась. С другой стороны вроде как некоторые тенденции на это намекали. Все-таки ситуация 2007, потом 2008 года – это была ситуация, когда благополучие людей довольно заметно улучшилось. Поэтому во многом по инерции россияне полагали, что эти улучшения будут и дальше. Но тут разразился кризис, и оказалось, что к этому ручное управление не готово. И эта сфера благополучно провалилась. В то время как международная сфера – это сфера, в основном касающаяся не реальной международной политики, а прежде всего имиджа России на международной арене, как ее представляют себе россияне. И эта сфера записана как достижение Медведева.

Вероника Боде: А чего собственно еще ждали люди от президента?

Борис Дубин: Ситуация с коррупцией чрезвычайно в этом смысле россиян беспокоит, ситуация с ценами, угроза безработицы и так далее. Россияне ожидали улучшения в этих сферах. Но ведь по оценке россиян по этому же нашему исследованию, президент Медведев человек скорее интеллигентный и в то же время скорее податливый, ведомый, чем активный лидер, который явно рвется к достижениям. В этом смысле характерно, что за три года и одобрение того, как на своем посту отправляет свои обязанности президент Медведев, и уровень доверия к нему год от года снижались.

Вероника Боде: Как можно сейчас охарактеризовать отношение граждан к Дмитрию Медведеву?

Борис Дубин: Скорее разочарование, хотя и не тотальное.

Вероника Боде: Таковы наблюдения социолога Бориса Дубина. Отношение россиян к президенту Медведеву спустя три года после того как он был избран на этот пост, комментирует Федор Шелов-Коведяев, директор Российского общественно-политического центра, в прошлом – первый заместитель министра иностранных дел страны.

Федор Шелов-Коведяев:
Не только Левада-центр, но и такой почти официозный социологический пул, как, скажем, Фонд Общественное мнение и отчасти ВЦИОМ показывают, что вообще и к Медведеву, и к Путину уровень доверия падает, причем к Путину быстрее, чем к Медведеву. Причем фонд прогнозирует, что у нас возможно повторение событий конца 80-х годов, именно исходя из результатов своих опросов. Потому что пишут аналитики, что поразительна реакция граждан, в частности, желание видеть кого-то третьего, кроме Путина или Медведева, кандидатом в президенты 2012 года, напоминает ситуацию, которая сложилась в послегорбачевскую эпоху. Поэтому здесь определенный скепсис фиксируют фактически все крупнейшие социологические службы. И это, с моей точки зрения, должно заставить задуматься высшее руководство страны.

Вероника Боде: Как вы думаете, насколько адекватны оценки россиян по поводу того, что успехи наблюдаются на международной арене?

Федор Шелов-Коведяев: Я думаю, это во многом связано с тем, что Медведев занимает значительно более гибкую и доброжелательную позицию по отношению к нашим ведущим партнерам, я имею в виду Европейский союз и Соединенные Штаты Америки. Кроме всего прочего есть какие-то пиаровские ходы, в частности, по договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Но даже помимо этого мы видим, что тон общения стал значительно адекватным со странами Запада. И поскольку наши граждане хорошо понимают, где лежат основные возможности, если мы хотим развивать нашу экономику, если мы хотим модернизировать нашу страну, то понятное дело, что такой более адекватный тон в общении с Европой и Северной Америкой воспринимается как несомненный прогресс. Я думаю, он таковым и является на самом деле. Потому что мы с вами как люди, работающие со словом, понимаем, что слово тоже дело. И многократно повторенные правильные слова так или иначе начинают работать, начинают формировать тот или иной тон общения, обсуждения предложений и так далее.

Вероника Боде: А как вы оцениваете то, что происходит внутри страны, что изменилось за три года?

Федор Шелов-Коведяев: Вот тут как раз, почему речь идет о том, что главным образом видят успехи на внешнеполитической арене, связано с тем, что люди видят, что вроде объявили, что кризис закончился, но для граждан никакого облегчения не наступило, жизнь становится труднее и труднее. Мы видели волну экономических протестов, прокатившихся по очень многим регионам. Мы, несмотря на то, что это всячески пытаются замалчивать, видим, что молодежь начинает браться за оружие, чтобы защищать себя от милиции, теперь полиции. Мы знаем, что не только в Приморье это происходило и происходит. Напряжения внутри страны более, чем достаточно, денег у людей становится все меньше и меньше, жизнь становится дороже и дороже и на самом деле кроме разговоров, что надо менять, бороться с коррупцией и так далее, дальше разговоров дело не идет. Слова тоже есть дело, но тем не менее, люди хотели бы ощущать на своем кармане, на своих взаимоотношениях с властью и так далее.

Вероника Боде: Отмечает Федор Шелов-Коведяев, директор Российского общественно-политического центра. 60 % опрошенных Левада-центром сегодня заявляют о том, что у них сложилось благоприятное впечатление о Дмитрии Медведеве. О неблагоприятном впечатлении сообщают 17% граждан. Еще 17% полагают, что знают о нем недостаточно, 6% затрудняются с ответом. Прокомментировать отношение граждан к главе российского государства я попросила политолога Николая Петрова, эксперта Московского Центра Карнеги.
Что, на ваш взгляд, изменилось за три года при Дмитрии Медведеве?

Николай Петров: Мне кажется, очень важное изменение находится, конечно, в риторической, в имиджевой сфере. Я бы его оценил очень высоко – это введение в оборот риторики демократической, власти закона, модернизационной и так далее. В этом можно угадывать и какие-то негативные черты, когда много говорится о модернизации, а реально ничего серьезного люди не видят, что касалось бы их лично. Естественно, это ведет к тому, что их отношения к модернизационной риторике начинает меняться. Но с другой стороны тот факт, что какие-то вещи, связанные и с правами человека, и со свободой, и с личностью в отношении государства, они звучат из уст президента, неважно, что они не облекаются в какие-то конкретные дела и изменения, но они составляют фон, который достаточно позитивно отличается от того, что было раньше.

Вероника Боде: Это был политолог Николай Петров. При этом, по мнению эксперта, основные тенденции политического развития страны пока остаются прежними, теми же, что и в годы президентства Владимира Путина. Подводя итог, скажем, что, по мнению россиян, самым существенным достижением страны при Дмитрии Медведеве можно назвать прогресс на мировой арене, а главной неудачей – ситуацию в экономике. Аналитики Левада-центра отмечают, что, если неудачи последних лет в сфере экономики и обеспеченности граждан можно списать на экономический кризис, то оценки президентского правления Медведева по остальным сферам говорят о серьезных проблемах государственной политики в целом. Единственное, чего, по мнению экспертов, за эти годы удалось достичь – так это раздувания имиджевых характеристик России на международной арене при довольно грустном положении дел внутри страны.
XS
SM
MD
LG