Ссылки для упрощенного доступа

Признаки коррупции при торговле банками


Скандал вокруг покупки 20% акций "Банка Москвы" вряд ли знаменует начало борьбы с коррупцией, полагают эксперты
Скандал вокруг покупки 20% акций "Банка Москвы" вряд ли знаменует начало борьбы с коррупцией, полагают эксперты
Схема по приобретению 20% акций Банка Москвы у его президента Андрея Бородина, в которой участвовал сын спецпредставителя президента России Игоря Юсуфова Виталий, является непрозрачной и имеет, по мнению экспертов, множество коррупционных признаков.

Отставку Игоря Юсуфова источники в Кремле называют, однако, не частью борьбы с коррупцией, а "результатом несогласованной сделки": вместо того, чтобы провести переговоры в интересах государства, чиновник приобрел акции для своего сына. Глава Банка Москвы Андрей Бородин допускает, что в "случае развития событий по неблагоприятному сценарию" он будет вынужден попросить политическое убежище в Великобритании.

По мнению президента Банка Москвы Андрея Бородина, которого цитируют российские СМИ, история вокруг банка – это "жестокая корпоративная война, которая вот-вот перейдет в рейдерский захват". Банкир покинул Россию после того, как Следственный комитет России возбудил в отношении него дело по факту мошенничества с кредитом, выданном банком ЗАО "Премьер Эстейт". На прошедшей неделе стало известно, что Андрей Бородин продал принадлежащие ему почти 20% акций Банка Москвы Виталию Юсуфову – сыну спецпредставителя президента России Игоря Юсуфова. Как заявил Бородин, акции он продал в два раза ниже их рыночной стоимости. Вскоре после этого Игорь Юсуфов был уволен Дмитрием Медведевым.

Глава Национального Антикоррупционного Комитета Кирилл Кабанов считает, что эта сделка имеет множество коррупционных признаков:

– Меня порадовало, что как только во всей этой истории всплыла фамилия Юсуфова, президент тут же принимает решение и убирает Юсуфова с должности. Такого раньше не было. Фамилии появлялись, но все оставалось по-прежнему – в старом советском стиле.
Человек, близкий к власти, формально входящий в команду Медведева, решил сыграть собственную роль, то есть нажиться на этом деле и вырвать кусок изо рта других людей, которые тоже хотели поделить денежки Андрея Бородина

Но мне непонятна ситуация с переговорами. Есть официальная сторона – ВТБ, есть Банк Москвы. Но почему переговорщик получает пакет на своего сына? Что, наша бюрократия уже начинает играть в самостоятельные игры? Такие тенденции есть. В принципе, я думаю, что эта история нуждается в подробном изучении, но, к сожалению, всю систему, связанную с государственными активами и скандалами, пытаются максимально закрыть. Реально оценки мы дать не можем. Мы можем высказать только некие свои предположения.

– А что можно сказать о личности сына Игоря Юсуфова, бывшего спецпредставителя президента?

– Я не могу ничего сказать про него. Но у нас очень много детей, которые фактически начинают являться посредниками в реализации властных решений, которые готовятся их родителями. Эти дети фактически представляют интересы родителей в компаниях. Это некий второй эшелон бизнеса, причем они – не настолько талантливые бизнесмены. Они бизнесмены до тех пор, пока имеется административный ресурс у их родителей, – считает Кирилл Кабанов.

Банк Москвы был создан бывшим столичным мэром Юрием Лужковым в 1995 году, тогда же его президентом стал Андрей Бородин. Неприятности у банка начались после отставки Юрия Лужкова – в феврале 2011 года в офисах Банка Москвы, а также в строительной компании супруги экс-мэра Елены Батуриной "Интеко" были проведены обыски. По версии МВД, почти 13 миллиардов рублей, полученные у банка компанией "Премьер Эстейт" мошенническим путем, были впоследствии перечислены на личный счет главы "Интеко".

Политолог Владимир Прибыловский полагает, что покупка акций Банка Москвы и обвинения против его президента – это продолжение "антилужковской" кампании, инициированной российскими властями:

– Я думаю, что тут политическая составляющая только в том, что Бородин входил в окружение Юрия Лужкова. Он никогда политикой не занимался – только в той мере, в какой от него требовал Юрий Михайлович. Отчасти это было связано с финансированием "Нашего дома – России", когда Юрий Михайлович поддерживал "Наш дом – Россия", потом – "Отечество", "Отечество – вся Россия". Никакой самостоятельной политической роли Бородин не играл. Он был бизнесмен-хозяйственник.
ВТБ пытается конкурировать со "Сбербанком", пытается его догнать. Единственная возможность догнать – это кого-то покупать


– Президент Дмитрий Медведев уволил своего спецпредставителя Игоря Юсуфова, сын которого приобрел почти 20% акций Банка Москвы. Это о чем-то говорит?

– Это говорит о том, что президенту не понравилось такое вмешательство. Человек, близкий к власти, формально входящий в команду Медведева, решил сыграть собственную роль, то есть нажиться на этом деле и вырвать кусок изо рта других людей, которые тоже хотели поделить денежки Андрея Бородина, – сказал Владимир Прибыловский.

Впрочем, финансовый аналитик Андрей Сотник считает историю с Банком Москвы "абсолютно типичной"...

О будущем Банка Москвы как части ВТБ рассказал Радио Свобода директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко:

– Банк Москвы, безусловно, выполнял какие-то функции для города. В частности, он обслуживал "Социальную карту москвича". Вместе с тем понятно, что Банк Москвы пользовался деньгами московского бюджета, которые размещались на его счетах, на счетах московских городских организаций. Кто от этого выигрывал или проигрывал – сейчас проводится расследование. Я думаю, что и менеджеры банка, и банк сам от этого что-то выигрывали. О счете Юрия Михайловича ничего не могу сказать, не знаю.

Судя по имеющейся информации, ВТБ купил, по-моему, 46% напрямую у правительства Москвы. И сейчас в его интересах скуплено еще больше 25%. ВТБ фактически имеет 70-процентный пакет в этом банке, то есть может принимать решения, касающиеся деятельности этой организации. Вероятно, через какое-то время (через 2-3 года) Банк Москвы просто исчезнет, ВТБ его поглотит полностью, но на вкладчиках это никак не скажется. С ними все отношения сохранятся. Они, безусловно, не пострадают. Понятно, что ВТБ приобретал этот актив не для того, чтобы выбрасывать бизнес, который там существует. Социальная карта москвича, безусловно, для банка – это доходный бизнес. Банк никаких рисков не несет, он получает комиссионный доход, почему же ему от него отказываться. ВТБ пытается конкурировать со "Сбербанком", пытается его догнать. Единственная возможность догнать – это кого-то покупать, – отмечает Сергей Алексашенко.

Ранее первый вице-президент Банка Москвы Михаил Кузовлев заявлял, что ВТБ намерен сохранить бренд Банка Москвы. Президентом банка остается Андрей Бородин, который находится в Лондоне.
XS
SM
MD
LG