Ссылки для упрощенного доступа

Пожар в московской наркобольнице № 17


Программу ведет Арслан Саидов. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Ольга Беклемищева и Юрий Багров.



Арслан Саидов: Главная тема сегодняшнего дня – пожар в Москве. Последнее сообщение с ленты агентства "Интерфакс": московская наркобольница номер 17 проверялась ранее пожарными, и в ней были выявлены нарушения техники пожарной безопасности, сообщил агентству "Интерфакс" главный государственный пожарный инспектор Москвы Виктор Климкин. "Мы проверяли здание, в нем были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Администрации были выданы соответствующие предписания об устранении этих нарушений", - сказал Климкин. По его словам, пожарная инспекция обращалась в суд о прекращении эксплуатации этого здания. Среди нарушений он отметил висячие замки на решетках, которые персонал не смог открыть. Кроме того, Климкин сказал, что персонал сообщил в пожарные службу о возгорании только через 20 минут после происшествия. По данному факту ведется разбирательство, сказал он. Помимо этого, по его информации, в корпусе на момент пожара находились 187 пациентов и 15 человек из персонала.


Источник в Департаменте здравоохранения города Москвы в беседе с корреспондентом "Интерфакса" отметил, что наркоклиника является режимным учреждением, и решетки на окнах в палатах установлены в целях предупреждения возможных эксцессов, таких как передача в палату наркотиков, попытка бегства или даже суицида пациентов. Касаясь состава пациентов наркоклиники 17 на Болотниковской улице в Москве, источник в медицинских кругах Москвы сообщил "Интерфаксу", что в основном это обычный для таких учреждений контингент.


И рядом со мной в Московской студии Радио Свобода медицинский обозреватель Радио Свобода Ольга Беклемищева.


Ольга, вы сегодня с утра общались с представителями медицинских кругов, они активно обсуждают эту тему, эту трагедию. Могут ли они припомнить что-то подобное за последние годы в Москве? И к какой версии они склоняются, почему такое большое количество жертв?



Ольга Беклемищева: Что-то подобное было в 2003 году, когда горело общежитие Российского Университета дружбы народов. Тогда, как я помню, умерло тоже порядка 40 человек, пострадало 156. К сожалению, в социальных учреждениях бывают такие ситуации. Обсуждать сейчас что-то очень трудно, потому что версий существует несколько. Первая, конечно, что это был поджог. То есть, очевидно, какая-то часть пациенток решила нарушить режим, может быть, думала, что это будет какой-то маленький пожарчик, после чего всех выпустят. К сожалению, там лежат люди, которые еще не преодолели свою патологическую тягу к психоактивным веществам. И на этом фоне может случиться такое. В принципе, персонал обязан это предупреждать.



Арслан Саидов: Действительно решетки на окнах, висячие замки на дверях – это обычное дело в подобных учреждениях?



Ольга Беклемищева: Да. К сожалению, да. Хотя вот мичиганский опыт лечения лиц, больных алкогольной зависимостью, основывался на том, что была такая ферма, полностью открытая, и тот, кто хотел вылечиться, он приходил и там жил. Если он переставал хотеть, он точно так же свободно уходил. Но такая степень открытости, к сожалению, в России не прижилась, и может быть, еще долго не приживется.



Арслан Саидов: В каком техническом состоянии находятся учреждения, подобные этой клинике номер 17 в Москве?



Ольга Беклемищева: Это, конечно, ужасно. Дело в том, что большинство – и 17-я, и 19-я, и 13-я – больниц расположены в зданиях, которые не строились под наркологические клиники, их потом переделывали из общежитий, из каких-то городских домов, где жили рабочие, и они не приспособлены. Во-первых, эта вся система решеток, заборов, она не вписана в саму инфраструктуру здания, поэтому и висячие замки, поэтому нет какой-то центральной системы, когда можно было бы в экстренном случае рвануть рубильник и открыть все засовы. Этого нет. Более того, собственно говоря, почему суд разрешил 17-ой продолжать работу после того, как пожарники вынесли предупреждение? Да потому что, очевидно, департамент здравоохранения города Москвы сказал: "Денег не дам на ремонт". Ну как врачи без денег департамента могли бы исправить те нарушения, которые им предписали исправить пожарники?



Арслан Саидов: На месте пожара работает наш специальный корреспондент Юрий Багров, он на линии прямого эфира.


Юрий, расскажите, что сейчас происходит на Болотниковской улице?



Юрий Багров: Сейчас у ворот наркологической больницы столпились родственники, близкие тех, кто погиб. Они пытаются договориться с милиционерами, с охраной, чтобы их пропустили. Их фамилии сверяют по спискам, которые вынесли. Погибших 45 человек – в списке, написанном от руки, именно столько. И по предъявлении паспорта родственников пропускают на территорию больницы.


Открыт телефон "горячей линии", чтобы оказать психологическую помощь, - 626-37-07. Телефон работает круглосуточно.


Удалось выяснить, что пожар возник примерно в половине второго ночи, и спустя буквально, как утверждают очевидцы, четыре минуты приехали пожарные расчеты. Но ликвидировать сразу же пожар не удалось. Предполагают, что многие отравились дымом. Вот пока вся предварительная информация, которая есть. Журналистов на территорию больницы пока не пропускают.



Арслан Саидов: Спасибо, Юрий.


И я добавлю последние сообщения с ленты "Интерфакс". Они приводят слова мэра Москвы Юрий Лужкова, который приехал к месту трагедии. Мэр Москвы Юрий Лужков называет трагедией пожар в наркологической больнице, который унес жизни 45 человек. Как заявил мэр утром в субботу, это очень серьезное и неприятное происшествие, трагедия. Там, скорее всего, поджог, отметил он. Прокуратура в настоящее время разбирается в причинах происшедшего, проводит расследование. Однако, по первым признакам, скорее всего это поджог, вновь подтвердил Юрий Лужков. Мэр заявил, что правительство Москвы окажет финансовую помощь семьям погибших и организует похороны. Он выразил соболезнования всем родственникам погибших в больнице. Как стало известно "Интерфаксу", утром Лужков побывал на месте пожара и выслушал доклады работавших всю ночь руководителей служб префекта Юго-Западного округа, главного пожарного инспектора, руководителя Департамента здравоохранения и других.


И еще одно заявление, заявление замминистра МЧС России Александра Чуприяна. Он сообщил, что МЧС планирует проверить целый ряд медучреждений в связи с пожаром в московской наркобольнице. "Вероятно, главный государственный пожарный инспектор МЧС примет решение о целевой проверке всех подобных заведений", - сказал он журналистам. По его словам, ведомство активно занимается профилактической и надзорной деятельностью. Вместе с тем он посетовал, что максимальное, что могут сделать в этой ситуации сотрудники МЧС, выписать предписание о приостановлении деятельности в случае нарушений. В данном случае суд не приостановил деятельность учреждений, а ограничился лишь предупреждением, отметил Чуприян. Он также добавил, что если бы диспансер закрыли, трагедии могло бы не произойти. Чуприян отметил, что, согласно предварительным данным дознания, смерть людей наступила до приезда пожарных. Судя по расположению тел, людей действительно пытались выбраться, но не смогли, так как один из выходов был заблокирован, а второй задымлен. Также замминистра назвал действия персонала не совсем адекватными. Говоря о работе спасателей, Чуприян отметил, что руководство МЧС считает их соответствующими обстановке. С точки зрения тактики этот объект не представлял большой сложности при тушении, сообщил замминистра. Он сказал, что при МЧС создана "горячая линия", родственникам погибших психологи окажут квалифицированную помощь.


XS
SM
MD
LG