Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Вачнадзе: «Грузия в России, в СССР, в СНГ»


То, что СССР протянет недолго, в Грузии догадались раньше, чем в других советских республиках. Как это ни парадоксально, но на родине вождя всех времён и народов идейных коммунистов почти не было: основная масса представляла собой приспособленцев. Причин тому было несколько: во-первых, большевистский режим навязали народу извне – в 1921 году 11-я российская армия просто-напросто оккупировала Грузию; во-вторых, в силу того, что Сталин прекрасно знал, кто на его исторической родине “is who” и поголовно уничтожил лучшую, мыслящую часть грузинского общества, а уцелели, в основном, именно приспособленцы; в-третьих, историческая память народа, прошедшего многовековой путь борьбы с поработителями, подсказывала единственно верный путь на исторических изломах – умелое лавирование с целью выжить, сохранив при этом национальное самосознание и хоть малое человеческое достоинство.

Дело доходило до абсурда: в семьях партийных бонз, в том числе и секретарей ЦК Грузии, соблюдали не цековские, а церковные праздники, тайно посещали храмы, читали дома запрещённую литературу, по мере возможности поддерживали издание крамольных книг на грузинском языке.

Неудивительно поэтому, что, воспользовавшись бессилием Кремля, местная коммунистическая элита c готовностью уступила власть Звиаду Гамсахурдиа. Для него это стало лишним поводом публично отождествить советскую и российскую империи. Все вспомнили, как вместо предусмотренного Георгиевским трактатом протектората, страна стала губернским придатком России, как под властью единоверного соседа была потеряна автокефалия Грузинской церкви и по приказу русских экзархов замазывались уникальные росписи храмов, вспомнили о кавказских "подвигах" генералов Кноринга, Лазарева, Цицианова, Паскевича, Ермолова, затушевавших то доброе, что сделал для грузинской культуры граф Михаил Воронцов.

Неудивительно поэтому, что о выходе из СССР, за исключением небольшой кучки коммунистических фанатиков, в Грузии никто не жалел и не жалеет до сих пор. Даже те, кто в советские времена жили припеваючи, предпочли стать гражданами свободной страны. Бывшая партийная номенклатура мгновенно трансформировала себя в демократов и патриотов независимого государства. После развала СССР решительно всем в Грузии СНГ представлялось лишь связующим звеном с российским рынком и возможным инструментом возвращения насильственно отторгнутых территорий Абхазии и Южной Осетии.

Ни то, ни другое, как известно, не сработало. Сопровождающаяся человеческими жертвами массовая депортация грузин из России, транспортная блокада, резолюции российской Госдумы о признании прав абхазских и южноосетинских сепаратистов основательно подорвали надежды на Содружество независимых государств. По-видимому, приближается момент истины. Пока же, несмотря на отчаянные усилия оппозиции, правящее большинство в грузинском парламенте отказалось рассмотреть проект резолюции о выходе страны из СНГ. В общем, наблюдая за событиями на постсоветском пространстве, всё больше думаешь о том, что прав был Олдос Хаксли: "Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории".
XS
SM
MD
LG