Ссылки для упрощенного доступа

Следы убийства Литвиненко помимо России, Великобритании, Италии и Германии ведут еще и во Францию


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Семен Мирский и Юрий Векслер.



Александр Гостев : Один из свидетелей по "делу Литвиненко" Евгений Лимарев опроверг сведения о своем исчезновении. Агентство AP сообщило о том, что с пятницы полиция не может выйти на контакт ни с ним, ни с его женой и детьми. Семья Лимаревых проживала в доме во французских Альпах и исчезла, утверждало агентство со ссылкой на французские источники.


Несколько часов назад Евгений Лимарев распространил следующий текст: "Настоящим опровергаю сообщение АФП от сегодня о том, что я исчез с пятницы и не могу быть найден полицией. Полиция Франции каждый день со мной в контакте по вопросам моей общей безопасности в связи с тем, что вот уже более недели вокруг моего дома "крутятся" подозрительные личности", - говорится в сообщении по электронной почте, отправленном с адреса в домене rusglobus.net.


Эксперт по российским спецслужбам Лимарев, которого некоторые российские СМИ называют "бывшим сотрудником российских спецслужб" и "бывшим сослуживцем Литвиненко", с 2000 года живет на юге Франции под защитой французских спецслужб.


Лимарев, по его собственному заявлению, передал отравленному экс-сотруднику ФСБ Александру Литвиненко "расстрельный список" намеченных к ликвидации лиц.


Сейчас с нами на связи корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский.


Семен, здравствуйте, расскажите, пожалуйста, что же сегодня пишут французские газеты? Как французские журналисты говорят о судьбе Евгения Лимарева - есть он, пропал или нашелся?



Семен Мирский : Добрый вечер, Александр. Во всех заявлениях, а также интервью, которые Евгений Лимарев дает западным средствам массовой информации, в первую очередь, разумеется, французским, фигурирует одна и та же фраза, цитирую:"Теперь после убийства Александра Литвиненко, может наступить мой черед". Добавлю, что чем больше Лимарев говорит о себе, о своей встрече с итальянцем Марио Скарамела, о списке, который вы упомянули, людей из окружения Бориса Березовского, которые были выбраны в качестве жертв, тем запутаннее становится ситуация. Тем не менее, ясна роль самого Лимарева в этой жуткой истории.


Французские средства массовой информации сегодня сходятся в одном - у Евгения Лимарева (это вы уже сказали), живущего с 2000 года в небольшом городе Клюз на востоке Франции в Альпах, есть, разумеется, лицо, но есть также и маски. В разные периоды своей карьеры на службы советских, а позднее российских спецслужб Лимарев фигурировал то под именем Лиманов, то Холодов, а иногда, впрочем, и под собственной фамилией. Чего стоит следующая фраза Лимарева из его интервью парижской газете "Монд". Интервью довольно пространное. Я цитирую: "Опасаясь за свою репутацию и за свою жизнь, Марио Скарамела меня предал. Я играл всего лишь роль посредника. Мои источники в России охвачены страхом. Их жизнь находится в опасности".


Как я уже сказал, пытаться составить представление об истиной роли Евгения Лимарева на основании его собственных заявлений в деле, связанном с убийством Александра Литвиненко, дело вполне безнадежное. Мы узнаем правду об этом деле только после тщательного расследования, которое ведут сейчас сотрудники западных спецслужб, включая французскую DST , она же впрочем и охраняет Лимарева. Расследование находится только в начальной стадии. В настоящий момент с уверенностью можно сказать лишь одно - убийство Александра Литвиненко, следы которого после России, Великобритании, Италии, Германии ведут теперь и во Францию, вызывает во всей Европе беспокойство и массу вопросов, связанных с не преодоленной тяжкой наследственностью российских спецслужб, продолжающих пользоваться методами КГБ.



Александр Гостев : Еще один штрих к теме. К делу Александра Литвиненко, как мы говорим в наших новостях, подключился Интерпол. А в Германии, в Гамбурге, также продолжается интенсивное расследование случаев, когда в городе были обнаружены следы полония-210, оставленных российским бизнесменом Дмитрием Ковтуном. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Скорее всего, Дмитрию Ковтуну вскоре будет предъявлено в Германии обвинение в незаконном ввозе в страну радиоактивных материалов. Вчера вечером бывшая жена Ковтуна, двое ее детей и мужчина, проживающий с ней в гражданском браке, были госпитализированы после обнаружения на их одежде следов полония-210, оставленных Дмитрием Ковтуном, который дважды ночевал в квартире своей бывшей жены. Говорит Эльмар Лильпоп, один из руководителей следственной группы.



Эльмар Лильпоп : Мы нашли следы полония в спальне, а также в детской комнате. Следы есть на одежде, как на нестиранной, так и на подвергшейся за это время стирке, а также в самой стиральной машине.



Юрий Векслер : Тем не менее, специалисты клиники, куда помещена бывшая жена Дмитрия Ковтуна со своей семьей, уже дали предварительный отбой по поводу возможного попадания полония в организмы обследованных. То, что при огромном количестве следов, оставленных Ковтуном, их не оказалось в самолете, на котором он летел в Лондон, специалисты объясняют тем, что самолет, согласно предписаниям, подвергался за это время тщательной чистке и совершил в воздухе Европы 271 перелет, перевезя 27 тысяч пассажиров. Один из руководителей следственной группы Эльмар Лильпоп считает также, что "то, что Ковтун оставлял следы полония, не означает, что он должен был оставить их везде". Президент германского общества по защите от радиации Себастьян Пфлюгбаэль считает: "Полоний можно провозить в закрытом сосуде, не оставляя следов. То, что его следы находятся по всей Европы говорит, скорее всего о том, что возможно часть следов была оставлена намеренно для направления следствия по ложному пути".


По-прежнему нет ответа с российской стороны на запрос немецких следователей о самолете "Аэрофлота", которым Ковтун прилетел из Москвы в Гамбург. Немецкие следователи не исключают необходимости проведения своих следственных действий и в Москве. Расследование в Германии - часть расследования убийства Александра Литвиненк. В последнем номере газеты "Русская Германия", выходящей в Берлине на русском языке, опубликовано интервью с другом Литвиненко режиссером Андреем Некрасовым. В интервью приводится одно из писем адвоката Михаила Трепашкина актрисе Ольге Конской, жене Андрея Некрасова и продюсеру его документального фильма "Недоверие", в котором Трепашкин снимался.


Михаил Трепшкин в прошлом следователь ФСБ, а позднее адвокат семей пострадавших при теракте в "Норд-Осте", отбывает наказание, как он считает, по сфабрикованному делу. Михаил Трепашкин убежден, что он мог бы пролить свет на дело Литвиненко, и хотел бы быть допрошенным следователями Скотланд-Ярда. Но пока ему в этом отказывают. В письме, опубликованном в берлинской газете, он в частности пишет: "Цель убийства Литвиненко возникла не сейчас, это очевидно. И убийца, либо организатор убийства может быть среди тех, кого Саша разоблачала еще в 1998 году, когда давал интервью журналисту телеканала ОРТ Доренко, или рассказывал о преступлениях генералов ФСБ в "Интерфаксе". Где сейчас те преступные генералы? Одни - в Госдуме России, другие - в ФСБ. Все при власти. Они вполне могли реализовать свою давнюю месть. Я с уверенностью могу заявить, что многие зловещие акции проводятся при организующей роли Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации".


В Германии расследование убийства Александра Литвиненко и, в частности, расследование "дела Ковтуна" вызывает большой интерес. Для многих политиков Германии важным является в этой истории вопрос, который озвучил известный политик ХДС Вольфаганг Босбах: "Речь о том, существует ли возможность воспрепятствовать транспортировки воздушным путем в Германию или через Германию опасных радиоактивных материалов".




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG