Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с участниками «Марша несогласных»


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек, принимают участие Наталья Морарь («Другая Россия»), Сергей Удальцов (АКМ) и Сергей Аксенов (НБП)




Дмитрий Волчек: Мы начали этот выпуск репортажем о прошедшей сегодня в Москве акции оппозиционных сил – Марш несогласных – и сейчас поговорим с ее участниками. У нас много гостей. Это Наталья Морарь – она представляет Другую Россию, Сергей Аксенов из Национал-большевистской партии и Сергей Удальцов – лидер Авангарда Красной Молодежи. Давайте подведем итоги сегодняшней акции и – наверное – надо прежде всего сказать о тех сложностях, с которыми столкнулись ее организаторы – за несколько дней до марша прошел обыск в штаб-квартире Объединенного гражданского фронта, сама акция была разрешена лишь частично, собственно сам марш не был разрешен, некоторые его участники были задержаны, многих не дали приехать в Москву из регионов. И я попрошу Наталью Морарь рассказать об этом подробнее. Пожалуйста, Наталья, добрый вечер.




Наталья Морарь: Добрый вечер. Итак, по задержанным: у нас в регионах вместе с Москвой было задержано до четырехсот активистов. Это люди, которые не смогли приехать на марш, потому что они либо были сняты с поездов, либо их автобусы были остановлены, у них проверяли документы и много часов люди находились в отделениях и так далее. Такие случаи у нас произошли в огромном количестве регионов, я могу просто часть из них перечислить – это Ярославль, Северодвинск, Архангельск, Тамбов, Рузаевка, Екатеринбург, Смоленск, Псков, Вологда, Ульяновск, Самара, Серпухов и многие другие. Модель обычно такая применялась: автобусы останавливаются, людей на несколько часов задерживают на пропускных пунктах, проверяют документы. И когда становится понятно, что люди уже не успеют в Москву к 12 часам, их отпускали. Или второй вариант: люди останавливались, в частности, около трех автобусов с активистами были задержано, их сразу же доставляли в отделение милиции, начинали допрашивать, брать расписки с объяснением того, куда они направлялись, что они там делали и так далее. Люди несколько часов держали в отделениях и только потом отпускали. Были невероятные случаи, когда люди блокировались: например, активисты Национал-большевистской партии блокировались в квартирах при выходе, многих снимали с поездов. В Подмосковье у нас были ребята избиты, сняты с поезда Ульяновск-Москва.



Дмитрий Волчек: Я попрошу Сергея Аксенова продолжить, как всегда больше всего проблем у членов НБП, особенно у представителей региональных организаций вашей партии. Добрый вечер, Сергей. Именно вашим активистам не давали приехать в Москву и это далеко не первый случай такого рода, верно?



Сергей Аксенов: Добрый вечер. Это так. И одновременно я не хочу говорить, что это только наших активистов касается, это касается и активистов АКМ и всех остальных. Потому что в данном случае власти понимают, что все участники коалиции равнозначны, и они желают задержать всех, независимо от того, к какой организации они конкретно относятся - к АКМ, НБП, «Обороне» или к НДС. Что касается конкретно нашей организации, то действительно огромное количество активистов было задержано. Сейчас мы попробовали подготовить сводку конкретную – 300-400 человек, и все эти люди «отдыхают» в отделениях милиции по всей нашей необъятной стране.



Дмитрий Волчек: То есть до сих пор не отпущены, хотя акция закончилась?



Сергей Аксенов: Часть этих людей отпущена, часть не отпущена, часть задержана в ходе акции и по-прежнему, например, моя жена задержана и находится в Замоскворецком отделении. Я это говорю не для того, чтобы свой вопрос озвучить, а в качестве живой информации, подтверждающей реальность произошедшего. Действительно, все это происходит, к сожалению, так и есть.



Дмитрий Волчек: Сергей Удальцов, добрый вечер. Вы приехали к нам в студию прямо из отделения милиции. Расскажите, почему вас задержали?



Сергей Удальцов: Добрый вечер. Вы знаете, ситуация довольно типичная. Как известно, по окончании митинга граждане, собравшиеся на площади, попытались реализовать свое право на шествие, которое записано в конституции, и фактически по Брестской улице состоялось небольшое, короткое, но именно шествие – это большое достижение сегодняшней акции. И мы, я лично, представители АКМ, представители Национал-большевистской партии тоже пошли по этой улице, и в этот момент сотрудники ОМОН, которые приехали, кстати говоря, из самых разных регионов Российской Федерации, не только московский ОМОН, - видимо, поступила команда, они стали людей рассекать на группы, начали их избивать и без всяких причин, потому что это не было шествие в полном смысле слова, люди шли без каких-либо лозунгов, без флагов, то есть это был поток людей с определенной гражданской позицией. Людей стали выхватывать, избивать. Меня лично схватили, ударили головой об машину, стоявшую рядом, обыскали, забросили в автозак, то есть все это происходило жестко, крайне неприятно. По моим подсчетам, человек 50-60 на этой улице как минимум задержали, после чего доставили в УВД Хамовники, там до вечера держали, подвергая различным допросам, снимали отпечатки пальцев, фотографировали и так далее, то есть по полной программе провели такую работу. Сейчас я освободился. Но в принципе на самом деле власть поступила глупо. Они изначально были настроены на насилие, они ждали ситуации, чтобы спровоцировать нас и представить организаторов акции как экстремистов и провокаторов. Но когда они увидели, что мы имеем здравый смысл, настроены конструктивно и понимаем их замысел, они, видимо, не сдержали своей злобы и сами пошли на насилие, они изначально на него были запрограммированы. В итоге они, по-моему, в очередной раз испортили свой имидж, имидж власти и где-то помогли нам. Так что в целом, я считаю, что власть поступила, как и всегда в последнее время, очень глупо.



Дмитрий Волчек: Мы присутствуем при рождении или может быть при взрослении уже очень необычного симбиоза политических сил. Сторонники либерала и западника бывшего премьер-министра Касьянова выступают вместе с леворадикальными движениями. Многим кажется это объединение непонятным и «противоестественным» - это слово, которое употребил сегодня Леонид Гозман на съезде СПС. СПС осудило такой альянс. Как вы объясняете рядовым сторонником необходимость такого объединения, считаете вы его временным или же долгосрочным, Наталья?



Наталья Морарь: Да, не только Леонид Гозман, но и другие наши «доброжелатели» обвиняют нас в том, что это просто невозможно, невероятно и бессмысленно объединяться Лимонову, Анпилову с Касьяновым, Илларионовым, Каспаровым и так далее. Они, конечно, могут говорить все, что угодно, но мы можем вспомнить пример Чили в 89 году, когда ровно на год около 17 организаций самых разных, левых, правых организаций объединились с целью, чтобы провести референдум в стране, они этого добились, а потом разошлись. Можно точно сказать, что альянс «Другая Россия» не представляет собой какое-то единое политическое нечто, политический организм. Безусловно, эти люди преследуют разные цели, но нас всех объединяет только одно, то, что есть самое святое в стране – это конституция. И у каждого из нас, как у нацболов, так совсем уж у либеральных людей нарушаются конституционные права, их право выходить на улицу, их право голосовать, быть избранными, их право на свободу мнений, их право на свободу собраний. Все права нарушаются вне зависимости от позиции, от их идеологии. И все мы решили объединиться именно для того, чтобы права объединить. Это самое главное, и здесь не имеет значение, левых ты взглядов или правых. И мы объединились ровно для этого. Когда конституция в нашей стране начнет действовать именно как конституция, как самый главный важный документ, который будут уважать все, начиная от самых простых граждан, заканчивая депутатами, которые заявляют, что нас необходимо стрелять, резать за то, что мы выходим на улицу, когда все будем уважать конституцию, только тогда скажем, что наша функция выполнена, и мы можем разойтись. И каждый может в равной конкуренции участвовать в выборах, честных прямых выборах, тот же Лимонов с Касьяновым будут между собой конкурировать.



Дмитрий Волчек: Сергей Аксенов, как вы объясняете рядовым нацболам, почему они должны ходить на митинги, где выступают Хакамада и Каспаров?



Сергей Аксенов: На самом деле нет нужды объяснять нацболам, почему они должны ходить. Они прекрасно понимают ситуацию. Речь идет о том, что мы хотим конкурировать, отстаивать свои идеи в обществе, в парламенте и на улице и как угодно. И наши политические оппоненты тоже этого желают. Для того, чтобы это делать, необходимо некое пространство. Это понимают и наши нынешние партнеры по коалиции «Другая Россия», это понимаем мы. И мы сотрудничаем, и мы идем вместе в одном направлении, мы вместе атакуем нынешнюю власть, мы вместе пытаемся донести до органов внутренних дел, что они не должны нам противодействовать, и всё это только для одного – для того, чтобы однажды сформировать политическое пространство, политическое поле нашей страны, где сторонники либеральных идей в классическом понимании слова, мы не будем вдаваться в термины, где сторонники НБП, где сторонники АКМ, где сторонники левых идей, - каждый будет отстаивать свое. Это и есть классическая парламентская демократия. Можно в каждом из присутствующих видеть носителя того или иного сектора идей. И все мы готовы сотрудничать, сидеть на соседних креслах в парламенте, рвать глотки, но это будет все в рамках парламентской демократии. Сейчас этого нет. Нам сейчас нынешняя власть говорит, что мы должны стоять где-то в углу, на улице, где-то еще, коммунисты, либералы и так далее, а они будут решать, что нам делать. Мы с этим не согласны. Поэтому нам ничего не приходится объяснять рядовым членам НБП. Рядовые члены НБП прекрасно понимают, что мы должны отвоевать политическое пространство для своей организации, отвоевать политическое пространство для союзников наших, отвоевать политическое пространство даже для наших оппонентов и, отвоевав политическое пространство, дальше на нем вести политические баталии, битвы и так далее в рамках закона. В нынешний момент сейчас мы не имеем такой возможности. Мы такую возможность хотим отстоять, отстояв, ее реализовать. Сегодня был первый шаг в этом направлении.



Дмитрий Волчек: Послушаем звонки в нашу студию. Михаил из Москвы, добрый вечер.



Слушатель: Господа-товарищи, добрый день. Я сегодня из любопытства попытался выйти на «Триумфальной», но там выход был перенесен в другое место. Иду я по тротуару мимо двухметровых мальчиков в кованых ботинках, я вижу, что у власти нет других аргументов для меня, кроме ботинок, автоматов и бронежилетов. По поводу мнения Гозмана и прочих о том, что нам нельзя объединяться, я в корне не согласен, знаете в чем? Есть некие такие общие для нас всех ценности, например, верховенство конституции, основные политические свободы и права. По-моему, с ними сейчас согласны все тут сидящие. На этой основе мы можем объединяться. А как их достигать – это второй вопрос, он более технический.



Дмитрий Волчек: Сергей Удальцов, вы согласны с нашим слушателем? Что вы думаете об объединении оппозиции?



Сергей Удальцов: Я полностью поддерживаю мнение, которое высказал человек, звонивший сейчас в студию. Сейчас, безусловно, идет борьба за право иметь позицию политическую, за право и за возможность ее высказывать и отстаивать свои взгляды. Я уже второй день хожу под наружным наблюдением и такая ситуация сегодня часто складывается. Свободы мои даже личные серьезно ограничиваются действующей властью, меня это не может оставлять равнодушным. Поэтому тот, кто сегодня называет попытку объединиться самые разные политические силы противоестественной, этот человек как минимум лукавит, а возможно, действует по чьей-либо указке, как это ни печально звучит. Сегодня другого выхода нет: или нас поодиночке действующая власть будет уничтожать и политически, а возможно и физически, или мы найдем себе возможность пойти на компромисс, достигнуть определенной тактической цели, отстоять свое право свободно выражать мнение, а дальше, естественно, каждый пойдет своим путем. Поэтому мы, безусловно, за такое объединение и, безусловно, как представители левых сил считаем, что и другим, коммунистам, представителям левой оппозиции, в первую очередь КПРФ необходимо включаться в эту коалицию. Тем более, я в этом не сомневаюсь, левые силы могут доминировать в этой коалиции. Они должны в ней доминировать, имея достаточную поддержку в обществе и достаточно большое количество сторонников. Я думаю, что еще есть время сделать правильные выводы и пойти в этом направлении. Я бы призвал как раз представителей КПРФ и других левых организаций не стоять в стороне. Потому что, кто сегодня будет стоять в стороне, я не сомневаюсь, что завтра так же будет загнан в подвалы и с политического поля устранен.



Дмитрий Волчек: 10 лет назад митинг в столице, на который пришли 3-4 тысячи человек, считался бы провалом, сегодня это, очевидно, серьезный успех. Но давайте заглянем в будущее. Все эти акции, конечно, нацелены на парламентские и президентские выборы. Есть ли хоть какие-то шансы у оппозиции на удачу в 2007 и 2008 годах, если учитывать, что телевидение подконтрольно Кремлю, дума подконтрольна Кремлю, а число активных сторонников оппозиции весьма невелико. Как вы видите перспективы своих движений, что планируете на предвыборный период или вы вообще выступаете за бойкот выборов, Наталья?



Наталья Морарь: У нас неоднозначная позиция по поводу выборов парламентских 2007 года и выборов президентских 2008. Скажем так, на апрель месяц «Другой Россией» запланировано проведение другой крупной общероссийской конференции по примеру летней конференции, которая проходила летом этого года. И на этой конференции мы приняли решение сделать очень важное, на наш взгляд, накануне 2008 года – это разработать четкие правила и механизма в выдвижении единого кандидата от всех демократических сил. Я повторяю, от всех демократических - это означает не правых либеральных, а демократических, начиная от левых, как говорил Сергей Удальцов, от НБП, АКМ, КПРФ и заканчивая самыми либеральными движениями, то есть всех тех, кто поддерживает демократию, конституцию и для которых права и свободы граждан являются основным в пункте их программ. Мы хотим разработать четкий механизм выдвижения единого кандидата, то есть это будут какие-то что-то вроде праймериз, в рамках которых будет выдвинут единый кандидат от оппозиции. К тому моменту мы надеемся, что нас будет гораздо больше, то есть в «Другой России» будет представлено не только то количество организаций, которые есть на данный момент. И мы надеемся, что тот человек, который сможет в этих праймериз в честной конкурентной борьбе победить, этот человек сможет выйти на предвыборную гонку в 2008 году, и мы надеемся, что у нас получится. Я уверена, если выборы будут честными, то этот человек должен победить.



Дмитрий Волчек: То есть это не обязательно будет Михаил Касьянов?



Наталья Морарь: Совершенно точно – нет. Михаил Касьянов два дня назад последний раз заявлял о том, что это будет тот человек, который победит в равной конкурентной борьбе в условиях праймериз. Вполне может быть, что это человек будет более левого фланга, потому что надо понимать, что левые взгляды превалируют в обществе.



Дмитрий Волчек: Звонок Николая из Москвы. Николай, добрый вечер.



Слушатель: Добрый вечер. Господа-товарищи, видел я вас сегодня по ИноСМИ. Все это выглядело довольно смешно, я бы сказал, жалко. И у меня такой вопрос к тем, кто представляет себя как наша оппозиция. В связи с тем, вот тут говорили о том, что кто-то борется за свои права, а я озабочен своим правом жить в независимой стране. И поскольку наши западные друзья выступают покровителями нашей оппозиции, то не кажется ли вам, что прежде всего оппозиционному движению для того, чтобы восприниматься всерьез как оппозиция, озабоченная благополучием страны, а не орудие внешних сил и интересов, нужно демонстративно и всячески отказаться от западной помощи и противопоставить себя западным покровителям.



Дмитрий Волчек: Спасибо вам за вопрос, Николай. Сергей Удальцов, вам покровительствует Запад?



Сергей Удальцов: Вы знаете, товарищ или господин, который звонил в студию, довольно голословно заявил о какой-то помощи. Как говорится в такой ситуации - цифры и факты, пожалуйста. АКМ – организация, которая всю свою историю действует автономно на самофинансировании. Да, мы не богаты, но этим и гордимся, тем самым мы более независимы. Абсолютно голословные заявления. Я лично не наблюдаю тотальной поддержки Запада. Самые разные силы в этой коалиции объединяются, и абсолютно нет никаких доказательств, что она финансируется, как сказал слушатель, с Запада. Я считаю, что объединяются те, кому дорого будущее России, именно независимой России, сильной России, а ни в коем случае не России, которая будет зависима от тех или иных западных корпораций или стран. Поэтому, я думаю, что это как раз вопрос несколько провокационный и не отражает сути нашего сегодняшнего начинания.



Дмитрий Волчек: Гордей Михайлович из Москвы нам звонит. Добрый вечер.



Слушатель: Здравствуйте. Я слушаю ваше радио, очень рад, уважаю. Я хочу сказать: нужно объединяться и не надо убегать за границу, предавать страну. Березовский, Гусинский, Невзлин сбежали и разные из Чечни Закаевы. Я хочу сказать: сидите в кустах, где хотите, но вы должны защищать страну, объединять народ, если вы понимаете, что все дошло до кондиции, полностью разорена страна, полностью народ униженный, оскорбленный. И что ждет с нового года? Еще раз затянуть так, чтобы уже все? Короче говоря, очень тяжело будет.



Дмитрий Волчек: Спасибо, Гордей Михайлович. Сергей Аксенов, я думаю, вы и бежать на Запад не собираетесь, и финансирование западное тоже вряд ли получаете?



Сергей Аксенов: С удовольствием мы бы получили финансирование и с запада, и с востока, и с юга, и с севера, но, к сожалению, никто нам не дает этого финансирования. Приходится обходиться своими средствами, которые на самом деле требуются очень скромные для того, чтобы делать наши дела, а требуется прежде всего дух и героизм наших людей и именно он нам помогает. А что касается перспектив и того, что надо наращивать в 2007-2008 году нашу силу, а не идти на Запад, перспективы наши таковы: мы хотели бы прямо и конкретно выдвинуть политическое предложение – включить в список кандидатов «Другую Россию», в бюллетень на выборы 2007 года без всяких форм контроля со стороны государства, без всяких регистраций, и таким образом избежать тех антиконституционных поправок, которые были приняты в последнее время Государственной думой и вступили в силу законы, подписанные президентом, избежать их и честно, справедливо участвовать в выборах. Если в обществе имеются силы, которые представляют те или иные спектры общественного мнения, пускай это будут националисты, пускай это будут социалисты, пускай это будут либералы, кто угодно, они должны быть представлены в думе. 7% барьер не годится для того, чтобы отсекать нежелательные силы от Государственной думы. Мы желаем участвовать в равной конкурентной борьбе со всеми. Пускай мы проиграем, пускай мы выиграем, как распорядится народ, так оно и будет. Мы желаем, чтобы «Другая Россия», наш список кандидатов был включен в бюллетень на выборах в Государственную думу в 2007 году.



Дмитрий Волчек: У меня есть предложение: давайте мы встретимся в том же самом составе через год перед выборами в Государственную думу и обсудим ситуацию, которая сложится к тому времени.


XS
SM
MD
LG