Ссылки для упрощенного доступа

В Чечне начала работу парламентская комиссия по подсчету ущерба от двух военных кампаний


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Праге Андрей Бабицкий и в Грозном Ахмед Султанов.



Кирилл Кобрин: На этой неделе в Чечне к работе приступила парламентская комиссия по подсчету ущерба, нанесенного республике двумя войнами за 12-летний период. Федеральные власти негативно отреагировали на эту инициативу, а некоторые российские политики даже предложили наложить запрет на деятельность комиссии.



Андрей Бабицкий: Из Грозного сообщает Ахмед Султанов.



Ахмед Султанов: Парламентская комиссия по подсчету ущерба двух военных кампаний за 12 лет не успела даже приступить к работе, как ее создание уже осудил полпред президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Он считает саму постановку вопроса некорректной и неприемлемой, поскольку "ущерб от боевых действий на территории Чеченской республики был причинен Российской Федерации, в составе которой и находится Чеченская республика".


Председатель парламента Чечни Дукваха Абдурахманов, возглавляющий эту комиссию, еще раньше отметил, что подсчет ущерба не имеет под собой политической подоплеки, речь идет лишь о намерении чеченских властей уточнить финансовые потребности республики, что она недополучила и в чем нуждается. Грозный же желает увеличения бюджетного финансирования и полагает, что будущие результаты комиссии помогут в этом. Заместитель председателя комиссии депутат парламента Чечни Аднан Темишев рассказал Радио Свобода...



Аднан Темишев: Задача комиссии - посчитать ущерб, нанесенный в ходе двух кампаний (это контртеррористическая операция и кампания по наведению конституционного порядка в Чеченской республике) по всем отраслям и экономики, и социальной сферы, в том числе ущерб, нанесенный гражданам, утраченное имущество, в том числе нужно подсчитать и тот доход, недополученный доход, который мог бы получить какой-то частный предприниматель за тот период, пока вот эти кампании происходили.



Ахмед Султанов: Работать комиссия намерена в тесном сотрудничестве с известными в России консалтинговыми фирмами. Это сделано для того, чтобы исключить возможные упреки в предвзятом подходе к подсчетам.



Аднан Темишев: Мы, члены этой комиссии, соберем информацию, и мы планируем в дальнейшем эту информацию передать в один из московских независимых экспертных институтов, в консалтинговую фирму, чтобы под ней стояла виза не нашей республики, не руководства парламента, а именно независимой консалтинговой фирмы. Потом информацию мы передадим руководству, а дальше уже, наверное, они сами будут знать, что с ней делать.



Ахмед Султанов: В деле подсчета нанесенного Чечне войнами ущерба члены комиссии приводят примеры результатов предыдущих комиссий. Депутат Темишев указал на подсчеты, которые провели ичкерийские власти еще в 1997 году.



Аднан Темишев: Уже есть предварительная сумма подсчета ущерба, нанесенного промышленности Чеченской республики, это три триллиона с лишним рублей. Между первой и второй кампанией работала комиссия, у них цифра была 250 миллиардов долларов. Такая цифра есть сегодня.



Ахмед Султанов: Независимые эксперты утверждают, что работа комиссии не может быть свободна от политических спекуляций и комментариев.



Андрей Бабицкий: Политик из патриотического лагеря Михаил Делягин считает, что комиссия создана, как орудие шантажа и давления на федеральный центр.



Михаил Делягин: Комиссия эта является одним из целого ряда шагов, которые предпринимаются уже, наверное, года полтора чеченскими властями для того, чтобы прощупать границу уступок федерального центра. И, в общем-то, часть этих шагов кончается неудачей, но большая часть этих шагов ведет к сильному расширению свобод и возможностей Чечни. Эта комиссия представляет собой реальную угрозу, потому что она может легко превратиться в инструмент вымогательства денег из федерального центра, из федерального бюджета. Более того, если она будет создана, возникнет встречный вопрос, потому что наряду с ущербом, нанесенным Чечне, есть ущерб, нанесенный Чечней остальной России. И если этот ущерб начнут подсчитывать, то, во-первых, там будут головокружительная сумма, а во-вторых, что не менее важно, это будет дополнительный шаг к тому, что Чечня будет восприниматься, как не-Россия.



Андрей Бабицкий: Поэтому Москва должна просто ликвидировать чеченскую комиссии, а подсчет ущерба вести в рамках совместных федеральных и республиканских структур.



Михаил Делягин: Федеральный центр должен, во-первых, заявить, что эта комиссия не будет признана, и ее не должно быть, что создание такой комиссии будет восприниматься, как враждебные действия. Во-вторых, он должен предложить активизировать работу в рамках существующих структур, насколько я понимаю, правительство России и правительство Чечни работают очень плотно в этих сферах. Федеральный центр должен распространить выдачу компенсаций за утраченное жилье не только на чеченцев, но и представителей других национальностей, которые были вынуждены бежать из Чечни. Ну и вообще-то, не плохо было бы (это невозможно в существующей политической ситуации и с учетом той роли, которую играет господин Кадыров в системе федеральной власти) обеспечить финансовую прозрачность средств, которые выделяются Чечне.



Андрей Бабицкий: Сотрудник правозащитного центра Мемориал Александр Черкасов полагает, что только независимая общественная экспертиза в состоянии ответить на вопрос об истинных масштабах разрушений и человеческих жертв в Чечне.



Александр Черкасов: Не известно ни сколько людей убито, ни сколько людей сейчас живет там, ни сколько разрушено, ни сколько нужно восстанавливать. С одной стороны, подобная инвентаризация необходима хотя бы для того, чтобы оглянуться назад и понять, что же мы наделали. С другой стороны, существующие на данный момент оценки ущерба в той или иной степени всегда были политизированы. Сейчас ведь можно нарисовать любые цифры потерь и любые масштабы разрушений. Комиссия, наверное, нужна. Другое дело, что комиссия или иной способ, конференция, что угодно, для оценки происшедшего на Северном Кавказе нужна независимая, неправительственная, не подверженная влияниям и не влекущая за собой непосредственно изменения в бюджетных строчках, ради которых, собственно, политики и готовы давить на эти комиссии в ту или другую сторону.



Андрей Бабицкий: Таким образом, говорит Александр Черкасов, знать, сколько убито, сколько разрушено, конечно, необходимо, но лучше бы это подсчитывали те, кто не убивал и не разрушал собственными руками.


XS
SM
MD
LG